Разъясняем поправки в Конституцию.
Поправка
Ст. 102
1. К ведению Совета Федерации относятся:
к) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
Ст. 103
1. К ведению Государственной Думы относятся:
а) утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации;
а1) утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д1» статьи 83 Конституции Российской Федерации.
Ст. 129
3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
Суть поправки
Стране, обществу, обычным людям нужна страховка от ошибок власти. Поправки в Конституцию придадут больше стабильности и устойчивости системе государственных органов и всей политической системе, появится реальный баланс власти — Государственная Дума и Совет Федерации смогут влиять на формирование правительства и «назначение» силовиков. Будет закреплен принцип единства системы публичной власти — от центральной до муниципальной, при этом одновременно будут расширены и укреплены полномочия местного самоуправления.
3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
Талия Хабриева: Поправки в Конституцию укрепят стабильность власти.
Сопредседатель рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию, академик РАН Талия Хабриева в интервью «РГ» прокомментировала изменения, которые касаются органов власти.
Талия Хабриева: Происходит перераспределение полномочий в системе функционирования публичной власти: президент делится полномочиями с Государственной Думой, Советом Федерации. В 2008 году Госдума получила полномочия заслушивать отчеты правительства. Теперь делается следующий шаг: Госдума будет утверждать кандидатуры председателя правительства, вице-премьеров и федеральных министров, а у Совета Федерации появятся новые полномочия, связанные с формированием органов силового блока.
— Поправки усиливают стабильность власти?
Талия Хабриева:
— Согласно предлагаемым поправкам, когда президент отправляет в отставку председателя правительства, это не означает, что все правительство будет уходить в отставку, как сейчас. Может сохраниться и структура федеральных органов исполнительной власти. Это придаст больше стабильности и устойчивости системе государственных органов и всей политической системе.
Госдума и Совет Федерации: новые полномочия — новые возможности
Многие поправки в Конституцию касаются институтов власти. В частности, предлагается новая схема формирования правительства и его взаимодействия с президентом и палатами парламента. Все это ни в коей мере не нарушает принцип разделения властей, наоборот, создается система единой государственной власти.
Министров выберут депутаты
В Конституции появятся и новеллы, касающиеся полномочий обеих палат Федерального Собрания. Так, Государственной Думе дается право утверждения по представлению председателя правительства кандидатур его заместителей и федеральных министров (за исключением тех, деятельностью которых руководит сам глава государства). Причем президент не может отказать в назначении должностных лиц, утвержденных Госдумой. Такое нововведение серьезно повысит роль парламента в вопросах формирования кабинета министров.
Судья и «силовики» — слово за сенатом
В свою очередь, Совет Федерации получает право по представлению президента назначать председателей и их заместителей в Конституционном и Верховном судах страны, а также прекращать полномочия судей КС и ВС, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи. Сенаторы станут участвовать в консультациях по президентским кандидатурам на должности региональных прокуроров, что важно для баланса власти.
Еще одна серьезная новация — верхняя палата парламента вместе с главой государства будет обсуждать кандидатов в руководители министерств и ведомств, подчиняющихся напрямую президенту.
Местная власть: в одной цепочке с центром и регионом
Кроме того, в соответствии с поправками в Конституцию органы местного самоуправления и государственной власти РФ войдут в единую систему публичной власти.
На заседаниях рабочей группы говорилось о том, что местному самоуправлению — как самой близкой к населению власти — просто необходима «встроенность» в единый механизм государственного управления. «Нам нужно встраивать местное самоуправление в общую систему публичной власти, но не лишая местное самоуправление тех прав, которыми они пользуются сегодня. Нужно здесь быть очень аккуратными», — заявил Владимир Путин на заседании рабочей группы. Отдельно стоит подчеркнуть, что изменения не коснутся статьи 12 Конституции, закрепляющей принцип самостоятельности местного самоуправления. Согласно правовым позициям Конституционного суда, самостоятельность местного самоуправления не является абсолютной, она не предполагает отрицания взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти. Все гарантии органов МСУ сохраняются.
Главная функция государства заключается в реализации и защите интересов общества. Именно для людей работают все государственные институты. Здесь очень важно, что поправки в Конституцию усиливают демократические начала публичной власти.
Редакция «Армавирский Собеседник»
Фото: council.gov.ru.