Грибную ферму семьи Кобловых можно считать успешным бизнес-проектом. Только вот получилось все у армавирских грибоводов не сразу. Даже сейчас, крепко стоя на ногах, глава хозяйства Василий Коблов постоянно просчитывает риски, принимая порой решения, ведущие к потере прибыли.
Подтолкнула пенсионная реформа
До 2006 года Василий Коблов владел столярным цехом, где из ценных пород дерева изготавливали эксклюзивную мебель. Но предприятие обанкротилось. Так совпало, что именно тогда знакомый предложил выращивать грибы. И бывший мебельщик рискнул.
На одном из хлебозаводов приятели взяли в аренду цех с необходимым оборудованием. Василий стал начальником цеха.
— Спустя несколько лет мы с товарищем выкупили небольшую ферму в Новокубанском районе, грибоводством занимались там, — рассказывает Коблов. — Через два года я отошел от дел. Снова к выращиванию грибов вернулся в 2010 году, когда решил помочь встать на ноги детям, которые подались в фермеры.
Одной из причин открытия собственного ИП стало повышение пенсионного возраста. Не случись этого, говорит Василий Коблов, не стал бы открывать собственную грибную ферму. Но чтобы заработать на жизнь, пришлось заниматься тем, что умеет.
В феврале этого года фермер написал бизнес-план и получил от государства субсидию на развитие предпринимательства в размере 300 тысяч рублей. Сейчас вместе с семьей развивает грибную ферму в селе Радищево Новокубанского района.
Деньги для климат-контроля
— Удивительно, но первый год дело шло прекрасно. Грибы хорошо росли, был стимул заниматься этим, — вспоминает предприниматель. — Трудности начались на второй и третий годы, когда грибы перестают расти.
Это на первый взгляд грибная ферма — занятие простое. Есть влажные помещения с большим количеством света, стеллажи, заполненные мешками, из которых свисают белыми гроздьями грибы, и зарабатывай. Но грибы капризны. Для них необходимо создать подходящие климатические условия. Соблюдать температурный режим, меняя его на этапах заращивания и роста. Следить за поступлением достаточного количества воздуха, влажностью. Иначе при отсутствии идеальных условий грибы гибнут.
Василий Коблов говорит, что грибоводство не тот бизнес, где можно избежать больших вложений. Без специального оборудования создать условия для нормального роста грибов невозможно. На один только парогенератор пришлось потратить 400 тысяч рублей. А кроме него требовались смеситель для субстрата грибов, вентиляторы, кондиционер и обогреватель.
— Чтобы заниматься грибами на промышленном уровне, потребуется вложить не один миллион рублей, — делится предприниматель. — Минимальная площадь территории фермы должна быть хотя бы 600 квадратных метров. Иначе этот бизнес не будет приносить прибыли.
У Кобловых два корпуса фермы занимают 1 200 кв. м. В одном размещен склад, в другом выращивают грибы. В этом помещении находятся специальные камеры для выращивания вешенок и опят, заполненные стеллажами с мешками. Площадь одной камеры — 100 кв. м.
Фермер говорит, ради экономии кое-что приходилось мастерить своими руками, в том числе и стеллажи высотой 170 см. Материал для изготовления брал на металлобазе. От влажности на конструкциях начинается коррозия, поэтому время от времени их подчищали и закрашивали. У Кобловых стеллажи простояли около восьми лет и все еще пригодны для использования. А вот вентиляцию в камерах фермеры планируют заменить при обновлении оборудования.
Обучаясь в Интернете
— В крестьянском хозяйстве риск есть всегда. Его невозможно избежать, — убежден глава грибной фермы. — Работая у станка и вытачивая деталь, знаешь, что заработаешь. А грибы – чуть не уследил или где-то ошибся, и весь урожай может пропасть, оставив семью без дохода.
Рентабельность грибной фермы составляет 30-40%. Осенью — в самое прибыльное время — ее можно поднять вдвое. Летом же из-за сильной жары доходность резко падает. Предприниматель считает, что такой бизнес всегда находится на грани между прибылью и убытком.
По словам Василия Коблова, каждый год в Армавире и соседних районах грибоводством начинают занимаются как минимум десять человек. В деле в лучшем случае остаются двое. Не всегда люди, запуская грибной бизнес, осознают его сложности и тонкости.
Информацию о том, как вырастить грибы, можно найти в Интернете. Но Василий, когда запускал грибную ферму, за советами обращался к опытным фермерам. Когда же на второй год бизнеса столкнулся со сложностями, стал читать книги по выращиванию грибов.
— Если есть голова на плечах и умеешь ею пользоваться, то в пользу пойдет информация и из Интернета, и других источников, — считает предприниматель. — Мне по части финансов и руководства помогли знания, приобретенные еще при организации работы столярного цеха.
Конкуренты у тех, кто занимается грибами, появляются осенью и весной, когда затраты на выращивание урожая минимальные. Такие сезонные грибники сбывают свою продукцию по низкой цене, и Кобловым тоже приходится ее снижать.
— Бывает, отдаем грибы, у которых ограничен срок годности, по себестоимости. Несем убытки, но грибы не пропадают, — объясняет такое решение предприниматель.
Технология принципов
На ферме Кобловых растут два вида грибов – вешенки и опята. Свой выбор предприниматель объясняет так:
— Вешенки в отличие от тех же шампиньонов, которые еще называют навозниками, относятся ко второму классу грибов. Шампиньоны можно загазировать, и они, свежие на вид, неделями будут лежать в холодильнике. А у вешенки срок годности — семь дней, дольше она не хранится.
Про химические добавки предприниматель говорит, что нет смысла их использовать. Лучше расти грибы не станут, а вот химикаты в себя впитают.
— Мне предлагали использовать «химию», но отдаю предпочтение экологически чистой продукции, — озвучивает свои принципы Василий Коблов. — В качестве субстрата для грибов используем лузгу, поэтому ботулизм невозможен. Нашими вешенками и опятами еще никто не отравился.
Субстрат и закупленный мицелий, по-другому грибница, перемешивают в определенных пропорциях в смесителе, после чего ими заполняют целлофановые мешки. Их выставляют на стеллажи в специальных камерах с настроенными температурным режимом и влажностью. Диаметр используемых мешков — 23 см, высота – 170 см. В них вмещается до 25 килограммов субстрата, что учитывают, когда рассчитывают количество добавляемого в него мицелия.
Зарост грибов длится две-три недели при температуре 20-22°С. Затем ее понижают до 13-16°. В таких условиях грибы продолжают расти. Весь процесс занимает месяц. После этого снимают первый урожай. В камере мешки с субстратом находятся полтора-два месяца. За это время собирают два урожая.
За сезон, длящийся восемь месяцев, мешки наполняют субстратом и выставляют в камеры до трех раз. Хуже всего грибы растут зимой и летом, весной и осенью получают хороший урожай.
Сам себе изобретатель
Всего семья Кобловых набивает за месяц до трех тысяч мешков – по 150-200 в день. Многие грибоводы делают это вручную, но Василий по собственным чертежам смастерил механизм для наполнения мешков субстратом, чем облегчил работу родным и ускорил производственный процесс.
— Он создан по принципу мясорубки для колбасы. После нажатия кнопки механизм начинает работать: сверху засыпается субстрат, дозированно сыплется мицелий, перемешивается шнеком, и мешок, закрепленный на трубе, заполняется, — рассказывает мужчина принцип работы своего изобретения. — Людям остается только относить мешки в камеры.
Механизированного помощника Василий Коблов сделал из доступных материалов. Двигатель купил на рынке, металл – на металлобазе.
На грибной ферме в основном работают члены семьи Кобловых: жена, сын, дочь, зять. Глава хозяйства говорит, что это семейный бизнес. Помогают даже подрастающие внуки.
— Людей нанимаю только во время набивки мешков, — поясняет предприниматель. — Никаких особых навыков для этого не требуется. Рабочим все показываем и рассказываем на месте.
Трудятся Кобловы и их наемные работники в респираторах. Выделяемая грибами спора, попадая в организм человека, влияет на дыхательные пути и способна вызвать заболевания. Наиболее восприимчивы к ней люди с ослабленным организмом.
— Один может зайти в цех и ничего не почувствовать, а у другого начнется кашель, поднимутся температура и давление, — рассказывает предприниматель. — Сам через это прошел. Особенно тяжело, когда долго приходится работать около плодоносящих грибов.
Фермерский маркетинг
За время существования грибной фермы Кобловы обзавелись постоянными покупателями, которые рекомендуют грибоводов друзьям и знакомым. Поэтому предприниматели не вкладываются в рекламу – люди сами их находят, звонят и заказывают грибы.
Урожай продают в Армавире, иногда отвозят грибы в Краснодар и соседние регионы – Ставропольский край и Ростовскую область. Сбывают выращенную продукцию в основном на рынках. Магазины заказывают небольшими партиями.
— Есть те, кто в сезон большого спроса на грибы приезжает к нам и забирает партиями по одной-две тонны сразу. Это выгодно, — говорит Василий Коблов. – Спрос на грибы увеличивается перед Новым годом и Великим постом. На эти периоды приходится пик продаж.
Пандемия коронавируса сказалась и на бизнесе Кобловых. Из-за закрытия границ между регионами они не смогли вывезти партию грибов в Ростов-на-Дону. Но имея красный пропуск, смогли ездить и торговать внутри Краснодарского края. Если бы не это, то собранный урожай пришлось бы выбросить.
— Знакомый фермер из-за невозможности сбыта выбросил урожай редиса, — говорит Василий. — Не получи мы красный пропуск, пришлось бы поступить так же, ведь основные точки продаж – рынки — не работали. Свою продукцию предлагали и в находящиеся рядом магазины.
Без праздников
Выходных у Василия Коблова не бывает.
— Какой может быть отдых, если грибы растут всегда, — шутя и одновременно серьезно говорит фермер. — Стоит немного не уследить, и вся работа и вложенные средства пойдут насмарку. Придется начинать сначала.
Даже 31 декабря работу на грибной ферме заканчивают в девять-десять часов вечера. А второго января члены семьи уже на работе — поступают первые заказы.
Василий Коблов убежден, что только постоянный труд дает хорошие результаты. Говорит, что тем, кто запускает собственное дело, следует помнить, у владельцев бизнеса нет выходных, праздников и отпусков. Жить легко точно не получиться.
Снежана Годлевская