Вера Слюнкова: «Литература защищает мир от уничтожения»

Вера Слюнкова: «Литература защищает мир от уничтожения»

В прошлом году ученица гимназии № 1 Анастасия Морозова набрала 200 баллов на ЕГЭ по русскому языку и литературе. Подготовила выпускницу педагог Вера Слюнкова. В интервью «АС» учитель русского языка и литературы с 23-летним стажем рассказала, какие задания на ЕГЭ вызывают больше всего сложностей у школьников, зачем детям с техническим складом мышления изучать литературу и в чем ценность произведений Достоевского.

Субъективный предмет

— Сильно ли изменился ЕГЭ по литературе в прошлом году?

— В 2023 году изменили формулировку девятого задания Единого государственного экзамена по литературе. Раньше его формулировали так: «Из приведенного ниже перечня выберите три художественных средства, использованных в тексте стихотворения». Сейчас: «Из приведенного ниже перечня выберите все названия художественных средств». То есть в этом году надо выбирать все правильные ответы, а их может быть от двух до четырех.

Вообще, ЕГЭ сильно изменился со дня его появления. Полностью исчезла тестовая часть. Включено много заданий на сопоставительный анализ, понимание проблематики произведений. Теперь нужно продемонстрировать знания не только содержания самого произведения, но и всего литературного процесса. Школьники должны уметь проводить параллели, анализировать, искать надсмыслы. Этими важными навыками обязан владеть грамотный ученик.

— А можно ли назвать экзамен полезным, или, наоборот, он только мешает изучать предмет?

— Если говорить о полезности экзамена, то все зависит от выбора ребенком будущей специальности. В прошлом году мои ученицы решили связать жизнь с гуманитарными науками, и экзамен по литературе был им необходим для поступления. ЕГЭ по литературе раскрыл их потенциал, позволил продемонстрировать знания о не входящих в учебную программу произведениях.

Но так хорошо бывает не всегда. Например, будущим дизайнерам для поступления тоже нужно сдавать ЕГЭ по литературе. Однако люди прикладного творчества часто тяготеют к точным наукам, а не к гуманитарным. Такие дети не всегда способны глубоко и многосторонне понимать текст.

— А вы сами когда-нибудь сдавали ЕГЭ по литературе?

— Нет, сдавать экзамен по литературе не приходилось. Но как учитель вовлечена в подготовку ребят к экзамену. Вместе с детьми и самостоятельно решаю задания, с которыми выпускники могут столкнуться на экзамене. Поэтому в какой-то степени оказываюсь в роли ученика.
Отношение к ЕГЭ у меня двойственное. Бесспорно, более полную картину о знаниях предмета учеником дает устный экзамен. В случае сомнений могла бы задать выпускникам дополнительные вопросы, чтобы объективно оценить их знания.

Но не могу не согласиться, что ЕГЭ расширяет географию поступления выпускников. Если школьник хорошо подготовился к экзамену и сдал его на высокий балл, то поступит в престижный вуз страны. Выпускники гимназии № 1 не раз поступали в МГУ.

— Кто в основном сдает ЕГЭ по литературе?

— Литература — один из сложных экзаменов. В отличие от точных наук, где изучают формулы и правила, в литературе все субъективно и требует творческого подхода. Случается, что вариант экзаменационного задания для одного ребенка оказывается легким, а для другого — трудным. Была выпускница, боявшаяся, что ей на экзамене попадется вопрос о творчестве Пушкина. Вот казалось, в чем проблема? Произведения Пушкина знают и любят все. Но для нее именно он представлял трудность.

Помимо знания произведения дети должны читать критические статьи, уметь трактовать проблемы. Поэтому экзамен по литературе преимущественно сдают гуманитарии, которым он нужен для поступления в высшее учебное заведение. Хотя, как уже говорила, для поступления по направлению «дизайн» тоже сдают этот предмет.

— Приходилось ли вам кого-то из учеников отговаривать от сдачи ЕГЭ по литературе?

— Конечно, нет. Выбор предметов на ЕГЭ — это выбор профессии и будущего. Если для поступления необходимо сдать литературу, то не имею морального права ломать судьбу ребенка, говорить, что экзамен слишком сложен для него. На­оборот, прикладываю все усилия, чтобы он успешно сдал его.

— Какие задания ЕГЭ по литературе выпускникам кажутся сложными?

— Наибольшие трудности вызывают шестое, одиннадцатое и двенадцатое задания. В первых двух нужно провести литературные параллели между произведениями. Например, назвать произведение отечественной литературы, которое посвящено военной теме, и объяснить, в чем его можно сопоставить с приведенным фрагментом «Войны и мира» Льва Толстого. Так проверяют начитанность ученика, его кругозор, умение мыслить, сопоставлять, анализировать. В двенадцатом задании дети пишут полноценное, развернутое сочинение, используя литературоведческие термины, проводя критический анализ и параллели.

Ценность Достоевского

— Еще недавно о русской литературе говорили, что она ничему нас не научила, ее идеалы и ценности печально разошлись с современными. Сейчас ситуация меняется?

— Категорически не согласна с такой точкой зрения. Никогда русская литература не утрачивала своей нравственной ценности. Именно она является стержнем, позволяющим русскому человеку, несмотря на смену власти, политических режимов, внешние обстоятельства, сохранять достоинство, уважение к старшим, любовь к Родине. В девяностые годы было популярно говорить о смене ценностей, но духовные идеалы всегда остаются неизменными. Вот любить ближнего своего актуально и сейчас, и 30, 50, 100, и 2 000 лет назад.

Сегодня, открывая страницы русской классики, видим, что она не утратила ценности. Возьмем «Преступление и наказание» Федора Достоевского. Теория Раскольникова о разделении людей на власть имущих и тварей дрожащих не потеряла злободневности. Мы это видим по тому, что сейчас происходит в мире. Разве можно позволять себе подобные мысли? И Достоевский учит нас человеколюбию, уважительному отношению к любому, независимо от его достатка и социального положения.

— Вы с детьми изучаете ­современную литературу или ограничиваетесь школьной про­граммой?

— Все зависит от возраста учеников. В 11 классе в конце учебного года в программу включен блок, который знакомит школьников с современной литературой. Но каждый учитель проводит параллели и знакомит школьников с современными произведениями. Советую почитать ребятам «Музыку ветра» Татьяны Томах, старшеклассникам — «Жребий праведных грешниц» Натальи Нестеровой, ученикам помладше рекомендую «Манюню» Наринэ Абгарян.

— Почему, на ваш взгляд, в программе так много текстов не по возрасту?

— Мне кажется, что составители школьной программы перестали учитывать возрастную психологию детей. Поэтому главная задача учителя — настроить учеников на осознанное изучение произведения, донести до них его основную мысль. Я бы включила в школьную программу побольше произведений Владислава Крапивина. В сюжетах его рассказов, повестей, романов показано советское детство, но душевные переживания главных героев, сложности в общении со взрослыми актуальны и по сей день.

Физики и лирики

— Подростки сейчас действительно стали меньше читать?

— Во все времена были дети, увлекающиеся чтением, и те, кто предпочитал другие виды деятельности. В прошлом году выпустила класс, в котором ребята были увлечены литературой. Они не только много читали, но и знакомились с мнениями литературных критиков, имевших разные точки зрения, устраивали обсуждения произведений.

— А можно ли привить любовь к литературе? Или это зависит от индивидуальных особенностей ребенка?

— Конечно. И чем раньше, тем лучше. Главная роль в этом отводится родителям. Если они с раннего возраста читают и обсуждают с детьми книги, то в дальнейшем ребенок испытывает тягу к чтению. Как показывает практика, участвующие в олимпиадах и конкурсах по литературе школьники читали с детского сада с бабушками или родителями.

К учителю литературы ребята приходят в пятом классе со сформировавшимися взглядами. Если у ребенка выработалось отвращение к чтению, то приходится заинтересовывать его, учить понимать красоту слога. Но продвижение у него будет идти медленнее, чем у детей, которые читали с детства.

— В обществе распространен стереотип, что люди делятся на гуманитариев и технарей, и последними быть намного сложнее. В чем заключается главная сложность в изучении гуманитарных наук?

— Гуманитарии и люди с техническим складом ума по-разному воспринимают литературу. Последние обладают практическим взглядом на жизнь и мыслят другими категориями, опираясь прежде всего на ра­зум. А литература, искусство — это душа, здесь нужно не только критически мыслить, но и чувствовать. Гуманитарии окружа­ющий их мир пропускают через сердце, душу. Поэтому они лучше улавливают основную мысль произведения, его подтекст.

— Зачем литература нужна людям, не связанным с филологией? Если ребенок хочет идти учиться на инженера, программиста или врача, для чего ему читать?

— В школьной программе с первого по одиннадцатый класс литература — единственный предмет, который воспитывает душу ребенка. Согласитесь, можно быть блестящим ученым, но совершить такое открытие, которое уничтожит этот мир. И только нравственные основы, заложенные литературой, остановят человека от уничтожения всего живого, перенаправят его мысли в созидание.

Недооценивать роль литературы недальновидно. Человек, который много читает, красиво излагает мысли, грамотно разговаривает, меньше совершает ошибок. А поскольку он не раз проживал жизнь с героями произведений, то подготовлен к проблемам, с которыми сталкивался литературный персонаж. Поэтому посоветовала бы взрослым и детям читать каждый день и с удовольствием. А если заставлять это делать из-под палки, то можно вызвать отторжение. Рекомендую, чтобы увлечь ребенка литературой, пробовать читать произведения разных жанров.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях