В коллекции культорганизатора по работе со старшим поколением городского Дома культуры Евгении Талициной — более пятидесяти «звездных» автографов.
Подписи знаменитых людей она собирает с 60-х годов прошлого столетия. Один из самых дорогих, с которым связана пронзительная человеческая история, является пожелание звезды советского кино Евгения Матвеева.
А это Вера?
Встрече с известным актером и кинорежиссером предшествовало обучение в культпросветучилище.
— Актерское мастерство в нем преподавала актриса Вера Ермолина, когда-то работавшая в Москве, — вспоминает Евгения Талицина. — Она была известна в Крыму, где я тогда жила. Служила в театре, была заведующей отдела культуры в Симферополе. У нее была дочь. Ходили слухи, что девочка у Ермолиной от Евгения Матвеева, о котором она часто рассказывала на занятиях.
Однажды в Доме культуры, где работала Евгения, должна была состоятся встреча с популярнейшим актером, на которую она очень хотела попасть. Чтобы рассказать Евгению Семеновичу, что училась у Веры Ермолиной, спросить о дочери. И директору ДК предоставил для общения свой кабинет.
— Я показала артисту фото и говорю: «Вы кого-нибудь здесь знаете?» Он пробежал глазами по снимку и спросил: «А это Вера?» Стал узнавать, как она сейчас, чем занимается, знаю ли, что с ее дочерью?, — рассказывает женщина. — В конце беседы Матвеев произнес: «Увидишь Веру, Танечку — передай от меня самые теплые пожелания». И оставил автограф на своей фотографии: «Женечка! Спасибо за память! 1995 г.» Роспись.
В 1999 году, приехав в Симферополь, Евгения Талицина узнала адрес Веры Алексеевны. Купив торт, бутылку крымского вина и букет цветов, пошла в гости. Дверь открыла сама Ермолина, с которой они не виделись 33 года. Армавирка рассказала ей о встрече с Матвеевым. Та сразу позвала дочь и попросила повторить то, что актер спрашивал о девочке. Напоследок Вера Алексеевна подарила Евгении свою первую изданную книгу, где написала: «Дорогой моей ученице Женечке Талицыной с наилучшими пожеланиями и благодарностью за подаренный праздник души!»
Оставьте девиз!
— Автографилия — так называется хобби людей, коллекционирующих автографы, — поясняет армавирка.
Что такое автограф, и его ценность Евгения Талицина знала с детства. Она много читала, а в родительском доме была богатая библиотека, за пополнением которой следила мама. Жили они в Крыму, в городе Джанкое.
Но коллекционировать подписи знаменитостей начала, когда уже работала в доме культуры, куда приезжали актеры, поэты. Одним из первых полученных автографов, который сохранился, было пожелание советского поэта Александра Лесина. «Жене Талицыной — любите поэзию, жизнь светлее будет. С искренним уважением А. Лесин 10 марта 1966 г. г. Джанкой», — написал он в своей книге «Стихотворения».
Евгения не считает себя коллекционером. Культработник просто общалась с людьми, занимающимися творчеством, работала с ними.
— У меня сохранилось много писем знаменитостей, с которыми переписывалась. Не выбросила ни одного письма, — рассказывает женщина. — Однажды прочла статью, в которой говорилось, что люди не должны выбрасывать даже обычные письма, которые следует относить их в музей. По письмам можно проследить историю экономики, политики, общественной и культурной жизни общества. Вот как сейчас восстановишь, сколько стоила картошка в 1949 году, к примеру, в Отрадной? Раньше же люди все писали друг другу.
Подходя за автографом, Евгения всегда просила оставить не подпись, а девиз. И известные люди иногда даже на ходу придумывали его. В сборнике советской поэзии 1980-х «Мы все за шар земной в ответе» на своем стихотворении «Я – женщина» поэтесса Людмила Щипахина оставила надпись «Высота и чистота!»
Кола Бельды в гостях
— Вообще я не бегаю за знаменитостями, чтобы взять автограф, — говорит Евгения Талицина. — Но если бы на пути встретился Ален Делон, то и плечо, и спину подставила, лишь бы оставил свою подпись. Сейчас беру автографы у известных людей, если они мне нравятся.
В ее коллекции есть автограф одного из организаторов Дома-музея Лермонтова в Тамани Владимира Захарова, поразившего работника культуры своей энергетикой и любовью к творчеству русского поэта.
Автограф ей оставил и мегапопулярный советский певец Кола Бельды, с которым она была дружна. Более 30 лет артист гастролировал по стране и за рубежом, выступил в 46 странах мира, став в Европе таким же узнаваемым, как в СССР. В 1990 году он оставил благополучную московскую жизнь и поселился ближе к земле своих предков в Хабаровске.
— Это был открытый, интересный и радостный человек, — вспоминает Евгения Талицина. — Первый раз мы с ним встретились на концерте в Кокчетаве, где его фотографировала. А через много лет он выступал в Армавире, в ГДК. Пришла к нему на сцену перед концертом. И он меня узнал. Общение продолжили у меня дома. Помню, тогда сбежались соседи — пришли знакомится. И он пел нам. Тогда и оставил автограф.
Подарок от Новому году
Однажды в Москве на презентации книги исполнительницы главной роли в фильме «Дама с собачкой» замечательной актрисы Ии Саввиной жительница Армавира хотела приобрести заветный томик. Но ей книги не хватило.
— Я так расстроилась, что на глазах появились слезы. Саввина заметила и сказала своей помощнице, чтобы та взяла мой адрес и отправила книгу почтой, — рассказывает женщина. — Конечно, я не поверила, что мне пришлют этот томик.
Но спустя время на ее адрес пришла бандероль. Актриса не только прислал книгу, но и оставила автограф: «Евгении Талицыной. Желаю всего самого доброго. С Новым годом! И. Саввина. Декабрь, 1996 г.»
— Пожалуй, эта самая для меня дорогая книга, — признается коллекционер.
Вишневку не попробовали
Еще об одной звезде советского экрана у Евгении Петровны, умеющей расположить к себе людей, остались теплые воспоминания. С красивой и талантливой Зинаидой Кириенко познакомилась в Армавире, когда популярная актриса приехала выступать вместе с известным киноактером Геннадием Корольковым.
— После встречи с армавирцами я показала гостям вечерний город. Прогулялись, и Зинаида Михайловна ушла отдыхать. А мы с Корольковым еще немного побродили, рассказывает коллекционер. — Утром до их отъезда в аэропорт встретилась с Геннадием, которому призналась, что вечером постеснялась пригласить артистов к себе. А дому у меня есть домашнее вино из тутовника и припасена вишневка. Он схватился за голову: «Женя! Как вы могли лишить нас такого удовольствия?!» В этот момент их гостиницы вышла Зинаида Михайловна, и он сразу все рассказал. Она посмотрела на меня и произнесла: «Что ж вы, Женечка,так сплоховали? Я бы с удовольствием выпила вишневочки».
Рассталась Евгения со звездами в аэропорту, куда провожала их. Но у нее остался двойной автограф: «Евгения Петровна! Спасибо! Радостей! Ус-пе-ха! С наступающим 8 Марта! Несбывшийся подвал 6-го 3-го 90–го В. Корольков!» Кириенко же написала: «Милой Женечке здоровья и молодости. С уважением, З. Кириенко 6.03.90 г.».
Прощаясь в аэропорту, Евгения вручила актрисе пакет с сюрпризом. Та внимательно посмотрела, подумала и сказала: «Я поняла. Спасибо!»
— Щелкнула меня по носу, обняла и пошла на посадку. Не знаю, что она поняла, но утром я сбегала на рынок и купила ей ее любимую черемшу, — говорит Евгения Петровна.
В коллекции Евгении Талицыной есть автографы самых популярных деятелей искусств советской эпохи. Ей писали пожелания Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Татьяна Самойлова, Ивар Калныньш и многие другие.
— Я иногда перечитываю эти послания и ясно вижу перед собой тех, кто их писал, — делится коллекционер. — Со многими автографами связаны добрые истории и воспоминания о замечательных людях, талантливых и искренних.
Фото Александра Ковязина.
Фото Александра Ковязина.
Фото Александра Ковязина.
Анна Омельченко
Фото Александра Ковязина.