По следам героев-богатырей

По следам героев-богатырей
Члены Российского географического общества из Армавира посетили Северную Осетию, чтобы исследовать мифы о нартах

 

По следам героев-богатырей

Скульптура «Георгий Победоносец выскакивает из скалы» изображена в динамике — ветер развивает плащ героя и гриву коня. Она выполнена из тонкой бронзы и окрашена в серебристый оттенок. Работа над скульптурной композицией продолжалась более двух лет. Это са

Поездка в Северную Осетию может быть познавательной и незабываемой. В этом уверен член городского отделения Русского географического общества Александр Чуцков, вместе с жителями Армавира и Новокубанска посетивший Аланию в рамках проекта «45 параллель – связующая нить».

На равных с богами

— Мы отправились туда, чтобы исследовать происхождение мифов о нартах — кавказских героев-богатырей, — уточнил руководитель экспедиции.

Эпос о нартах широко распространен на Северном Кавказе. Как пояснил Александр Чуцков, глубокие корни он имеет в фольклоре абхазского, адыгского и осетинского народов. В осетинским эпосе богатырей характеризуют так: «Откуда явились нарты, одному Богу известно. Говорят, они пришли со дна моря! Они были в родстве со всем, что их окружало: со скалами и деревьями, с водой и огнем, со зверями в лесах и птицами в небе!

Нарты были гордым и вольным народом! Погибнуть в бою, за свободу, за правду, тогда на Кавказе считалось не горем, а счастьем!

Нарты не покорялись никому!

И даже с богами они разговаривали на равных. Для них боги были вроде как старшие товарищи!

Так нарты их и называли — наши старшие».

Член РГО предположил, что возможно прототипом легендарных нартов стала этнокультурная общность киммерийцев, которые жили в этих местах в первой половине первого тысячелетия до нашей эры. Этот факт подтверждают современные археологические открытия.

Легенда Северной Осетии

Первым объектом исследования стал памятник Уастырджи в скале — одна из самых больших ритуальных площадок Северной Осетии, посвященная главному из старших эпоса о нартах. Этот участник осетинского пантеона – наиболее почитаемый местным населением небожитель. Именно поэтому он близ города Алагир первым встречает гостей республики, проезжающих по Транскавказской магистрали. Монумент установлен, как дань легенде, которая до сих пор передается у местных жителей из поколения в поколение.

Уастырджи — покровитель мужчин, путников и воинов — главный герой и божество в осетинской мифологии. Он часто упоминается в нартском эпосе. Под влиянием христианства Уастырджи у осетин со временем стал ассоциироваться со Святым Георгием Победоносцем, но почитается он как христианами, так и мусульманами.

Согласно сказаниям, Уастырджи имел волшебную силу, мог воскрешать умерших и даже принимать разный облик. Женщинам запрещено произносить его имя вслух, им следует просто говорить: покровитель мужчин. Для изображения такого эпического героя лучшего места, чем суровое Алагирское ущелье, не найти.

Памятник был установлен в 1995 году. Его автор — архитектор Николай Ходов — не подозревал, что его детище станет одной из визитных карточек северокавказской республики. Монумент поражает своими размерами: вес скульптурной композиции 28 тонн, голова трехногого коня составляет шесть метров, а высота копыта – 120 сантиметров. Всадник расположен на высоте около 22 метров и прикреплен к скале только внешней частью плаща. Визуально создается ощущение, что монумент парит в воздухе.

При установке памятника пришлось провести много сложных манипуляций. Например, монумент был собран во Владикавказе, к месту установки его доставляли на вертолете, поскольку скульптура слишком громоздка.

Уастырджи в Северной Осетии уникален тем, что визуально сложно понять, каким образом титаническая скульптура держится на скале – горячий железный скакун с отважным всадником будто вросли в гору и пытаются вырваться из ее каменных объятий. На самом деле монумент надежно закреплен на высоте свыше 20 метров с помощью металлических балок, вмурованных в тело скалы.

Внизу, под статуей Уастырджи, находится небольшая пещера ритуального назначения, в которой размещена чаша для подношений. По большим праздникам старейшины селения достают из нее монеты, покупают бычка или барана и устраивают обращение к Богу. Таким образом, каждый путник, оставляя монету, делает свой вклад в подношение Всевышнему.

Изображением легендарного дзуара — небожителя, святого покровителя, в Осетии никого не удивишь – лик богатыря встречается везде с обязательным пожеланием «Уастырджи де ’мбал!» — «Да пребудет c вами Святой Георгий!» Его обязательно изображают на белоснежном коне, а также обряжают воина в шлем и широкую бурку.

Покровитель смелых охотников

Желающим путешествовать по Северной Осетии члены РГО из Армавира рекомендуют последовать их примеру и после осмотра монумента Уастырджи отправиться в Цейское ущелье.

— При въезде туда вас на холме путников встретит скульптура Афшати, одного из старших покровителей Цейского ущелья, который тоже является священным для жителей Осетии, — уточнил Александр Чуцков.

Сорок пять лет назад студент Михаил Дзбоев отправил эскиз скульптуры Афсати на конкурс в Московскую художественную академию имени Сурикова. В итоге творение молодого автора не только воплотили в жизнь, но он получил премию в размере 500 рублей и вошел в историю республики, поскольку нартское божество полюбилось местному населению и туристам.

В осетинской мифологии Афсати является покровителем смелых охотников, которые ублажали его перед выходом жертвенными хлебами, так как считали, что удачная добыча зависит от его благоволения. Согласно преданию, Афсати требовал, чтобы тот, кому на охоте оказано покровительство, щедро накормил бы затем бедняков деревни. Если же охотник проявит жадность, то согласно преданию, следующая вылазка в лес для него будет бесплодной.

Почтенный старец изображен сидящим на внушительном постаменте и опирающимся на толстый посох. У Афсати всего один глаз, но покровитель охотников «зорко смотрит за своими стадами, пасущимися у подножий великих гор и в многоголосых лесных дебрях». Скульптура установлена на высокой горе Адай-Хох, где, согласно поверьям, он обитал.

Сегодня существование скульптуры находится под угрозой. Когда её возводили, она находилась в шести метрах от обрыва. Но сейчас из-за проливных дождей и других природных катаклизмов монументальное изображение старца приблизилось вплотную к пропасти. Еще и основание постамента дало хорошо заметную трещину.

Место силы

Передвигаясь дальше по ущелью можно посетить ритуальный комплекс Реком. Его древние осетины считали «местом силы», сакральной локацией. Комплекс находится в глубине Цейского ущелья на высоте 1 946 метров над уровнем моря, в девяти километрах пути по высокогорной дороге от поселка Бурон. Комплекс состоит из трех святилищ: одного мужского и двух женских. Как уточнил Александр Чуцков, представительниц прекрасного пола обычно не пускают на территорию мужского святилища.

Согласно легенде, святилища появились после небесного траура, который наступил из-за смерти главного нарта осетинского эпоса – повелителя грома Батрадза. С горя верховный бог уронил три горючие слезы, на месте которых возникли ритуальные постройки. Сказание также интересно описывает процесс их возведения. Якобы дзуар Уастырджи приказал деревьям самостоятельно загружаться в повозки и на месте складываться в срубы. Поэтому для работы потребовалась только мускульная сила волов, доставивших бревна по назначению.

Первоначально здания святилищ были построены из ценной древесины лиственницы, которая никогда не гниет. Один из срубов сгорел, когда в него попала молния. После чего возвели новый, проводя соответствующие ритуалы. Сами по себе хижины реком уникальны тем, что возведены без единого гвоздя при помощи старинной техники.

Мужское святилище представляет собой большой сруб с маленькой дверью и резными коньками на крыше. Вокруг здания возведена каменная ограда. На пороге сруба всегда разложены обглоданные черепа животных.

Попасть в святилище можно только два раза в год — в июле и марте на праздники Кэхцгэнэн и Хорыбон. Внутри расположены только две комнаты: одна – для жертвоприношений и обломков стрел, вторая – молельная. Обломки стрел мужчины приносили сюда перед битвами. Таким образом воины братались друг с другом.

Возле сруба находится беседка со столом и тремя креслами. На их спинках вырезаны священные тотемы, а столешница почти всегда наполнена приношениями.

Женское святилище Мады Майрам, оберегающее жен и матерей, выглядит скромнее мужского и представляет собой небольшой расписной сруб, возле которого полно разноцветных ленточек, развешанных на деревьях. Если заглянуть в крохотное окошко, то можно заметить множество монеток и различных предметов, среди которых есть даже шишки. Крышу хижины покрывает многолетний мох.

Существует поверье, согласно которому здесь можно загадать желание, которое непременно сбудется. Для этого реком нужно трижды обойти против часовой стрелки, загадать заветную мечту и бросить в окошко монетку.

 Чуть поодаль находится девичий алтарь – ему поверяют свои желания юные девушки.

 

Вторая слеза

Следующим по маршруту ущельем, которое необходимо было исследовать армавирцам — Алагирское — это одна из трех священных слез верховного бога. Здесь туристы из Армавира и Новокубанска посетили комплекс «ныхас Мыкалгабырта».

— Это место заинтересует путешественников своими медальонами-барельефами, иллюстрирующими мифы о нартах, — отметил Александр Чуцков.

Святилище Мыкалгабырта – одно из древнейших на юге страны, которое предположительно является остатками христианской церкви. Согласно христианской точки зрения, Мыкалгабырта — это собирательный образ архангелов Михаила и Гавриила.

Вместе с участниками поездки Александр Чуцков пришел к выводу, что сама форма Цейского ущелья — и это необычное явление — подкова, которая образуется двумя хребтами: Кальперовским и Цейским.

— Солнце в этих местах поднимается необычайно рано и не садится дольше обычного, что дает прекрасную возможность успеть рассмотреть все достопримечательности за один день, — отметил руководитель поездки.

На туристов произвела впечатление одна из самых выдающихся точек ущелья — гора Монах, высота которой 2 990 метров. Если посмотреть на нее внимательно, то можно увидеть, что по форме она напоминает лицо бородатого мужчины. Склоны горы часто покоряют альпинисты. На ее вершине открывается красивый вид. С одной стороны пролегает глубокое ущелье, ледяная громада ледника Сказки и голубоватая лента реки Сказдон. С другой стороны покорители гор увидят застывшую языком Цейскую наледь и неспокойное течение Цейдона.

РГО рекомендует

Исследователи из Армавира и Новокубанска планируют вновь вернуться в Аланию.

— Поездка в Северную Осетию оказалась насыщена информацией и яркими впечатлениями. Символично побывать в священных для осетин местах, описанных в эпосе нартов, и возвратиться к 45-й параллели северной широты, — подытожил Александр Чуцков.

По следам героев-богатырей

Памятник Афсати – один из самых знаменитых в Северной Осетии и Цее. Невозможно найти более подходящего места для его возведения: божество возвышается в обрамлении горных склонов и шелковистых трав, а всевидящее око дзуара обращено вдаль.
По следам героев-богатырей

Реком – местное осетинское святилище, которое создано из множества необычных элементов. Здесь и резные орнаменты, и рога животных, и скамья в виде головы барса. Мужское святилище выглядит впечатляюще, но женщинам на него смотреть нельзя.
По следам героев-богатырей

Входить на территорию женского святилища разрешено представителям обоих полов, но непременно разувшись. Считается, что человека в обуви настигнет неминуемое проклятье, поэтому аборигены и туристы опасаются нарушать этот неписаный закон.
По следам героев-богатырей

Культ почитания Мыкалгабырта был широко распространен в Алагирском и Мамисонском ущельях и согласно осетинскому календарю праздник, посвященный Мыкалгабырта, отмечался четыре раза в году.
По следам героев-богатырей

Гора Монах – это «хозяйка» Цейского ущелья. Она первой встречает рассвет солнца в ущелье и провожает его закат. Гора Монах готова поведать туристам интересную легенду о горном туре с золотыми рогами.
Виктория СЕВЕРОВА

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях