Волшебство с воспоминанием

Волшебство с воспоминанием
Какие новогодние игрушки много лет хранят дома жители Армавира?

 

 

 

Только в канун Нового года даже взрослый может ощутить приближение чуда. А начинается праздничное волшебство с того момента, когда в дом заносят елку и начинают ее украшать. Помните, с каким трепетом из шкафов или антресолей достают ящик с игрушками, смахивают с него пыль, вытаскивают уложенную сверху вату, под которой прячутся, как рассыпанные на траве жемчужины, елочные игрушки. Они блестят и переливаются стеклянными разукрашенными боками. С некоторыми из них мы знакомы с детства, и они уже давно не игрушки, а часть наших ранних воспоминаний об ожидании чуда.

«АС» попросил армавирцев рассказать о своих любимых елочных украшениях и истории их появления в семье.

Монтажные игрушки

В Армавирском краеведческом музее до конца зимних праздников работает выставка новогодних игрушек.

В экспозиции представлены елочные украшения советской эпохи: стеклянные шары и фигурки, стеклярус, картонаж и многое другое.

— В 40-60-х годах прошлого века на советских елках появилось много наборных игрушек из проволоки и стекляруса: стеклянные трубочки и бусинки нанизывали на проволоку (позже – на нитку), — пояснила научный сотрудник музея Полина Агеева. — Называли их монтажными елочными игрушками. Технология изготовления пришла к нам из чешской Богемии. 

Две елки 

Уроженец Армавира, а ныне житель краевой столицы Артемий Можаров хранит   игрушку с родительской елки. Как рассказал корреспонденту «АС» мужчина, на Новый год дома у них соблюдали определенные традиции. Одна из них –  две новогодние елки в доме. Одна стояла в гостиной. Это всегда была живая пихта, которую украшали елочными игрушками. Вторую в семье называли елочка-сказка. Стеклянные игрушки на нее вешали из тематических наборов, посвященных русским сказкам: «О царе Салтане…», «Щелкунчик», «Морозко», «Старик Хоттабыч», «Конек-горбунек» и другим.

— Эта елка стояла в холле на втором этаже. Видели ее только члены семьи. Под нее родители клали новогодние подарки, — вспоминает Артемий. – Наборы этих игрушек мама собирала  с детства. У них с дедушкой был договор – за месяц до Нового года она чистит в доме весь хрусталь, моет окна, зеркала и помогает по дому. А в качестве вознаграждения ее отводили в магазин, где она выбирала набор на новогоднюю елку.

Так и собрали украшения на «сказочную» елку. Правда, игрушкам пришлось нелегко. Многие разбились: мама молодого человека росла в семье военного,  которая часто переезжала с места на место, проехав от Германии до Армавира. Большой урон нанесли Артемий с братом-близнецом. Когда им было семь лет, мама поручила мальчикам нарядить елку. В процессе близнецы поссорились, и  Евгений назло разбил фигурку царя Салтана. В ответ Артем разбил две любимые игрушки брата.

Переезжал Артемий из родительского дома как раз в новогодние праздники и взял в Краснодар с собой фигурку Царевны-лебедь, которая в детстве была одной из любимых.

— После того, как мы с братом стали жить раздельно, у нас появилась традиция – в подарок на Новый год мы дарим друг другу стеклянную елочную игрушку. У меня уже таких двенадцать. В этом году из-за пандемии коронавируса приехать к родным в Армавир не смог, но брат передал мне очередную игрушку через интернет-магазин, — поделился молодой человек.

Новогодняя красавица в квартире Артемия стоит долго. Эту традицию привез его дедушка, долго служивший в Германии.  Там было принято убирать елки ближе к февралю. Немцы считали, что елка и игрушки должны «отработать» затраченные на них деньги.

Домик и истерика

Жительница Армавира Галина Егорова хранит в коробке с новогодними игрушками маленький непримечательный стеклянный домик. В этом году ему перевалило за 30 лет. На елке игрушка уже много лет не вешают на переднем плане, а прячут в стороне. Историю появления домика Галина вспоминает со смехом.

— По-моему, это случилось в «Малыше», а может, в другом магазине. Уже не помню, — рассказывает женщина. —  Мне тогда было лет пять. Папа взял меня покупать на елку гирлянду. Но я увидела этот домик и стала упрашивать купить его. Не знаю почему, возможно,  у родителей не хватало денег, или папа посчитал это бесполезной тратой, но в покупке мне отказали. Все время, пока  продавец проверял исправность гирлянды, я стояла и бормотала: «Папа, купи! Папа, купи!» Когда же папа достал кошелек, чтобы расплатиться за гирлянду,  поняла, что не видать мне домика, и, зарыдав, завалилась прямо в на пол магазине. Папа, продавцы, другие покупатели были в шоке. Ведь в восьмидесятых дети себя так не вели.

Но отец стоял на своем, говорил дочери, что уже накупили много конфет, мандаринов и других гостинцев к празднику. К нему присоединился дедушка из очереди, который пытался помочь мужчине. Он объяснял плачущей девочке, что год три раза на фронте встречал Новый год без конфет и мандаринов. Маленькая Галя, которую отец подхватил на руки и понес к выходу, зарыдала еще сильнее. Дедушка грубо крикнул: «Ну, что ревешь так громко?» На что девочка, плача, ответила: «Да вас жалко. Три года без конфет и мандарин!» Очередь захохотала.

Разнервничавшийся отец даже не обратил внимания на то, что не забрал оплаченную гирлянду. Он отнес дочь в «Москвич» и только там понял, что забыл покупку.

— Папа вновь взял меня на руки и пошел в магазин. Продавец нас ждала, — вспоминает Галина. —  Мы забрали гирлянду, а один мужчина из очереди попросил продавца дать ему тот домик. Оплатив его, он протянул игрушку мне. Папа предложил незнакомцу вернуть деньги, но мужчина отказался: «Это малышке на память. Пусть всегда помнит, что пожалела дедушку, который Новый год провел в окопах, думая о доме». Вот таким образом игрушка  оказалась у меня. Историю ее появления я рассказываю не только своим детям, но и племянникам. Если мужчина, подаривший домик, читает эти строки, то хочу передать ему слова благодарности за его доброту. Каждый Новый год  вспоминаю его и желаю крепкого здоровья и долголетия!

По традиции семья Егоровых убирает новогоднюю елку через несколько днем после Старого Нового года. Дома они ставят настоящую лесную красавицу. В этом году возможно елку уберут чуть позже: задумавшись с детьми над проблемами экологии, решили купить искусственную.

Обменяла на конфеты

Еще одна жительница Армавира Елена Булаткина — владелица красивого расписного шара. Краски на игрушке с годами потускнели, и украшение из-за поломки давно не висит на елке. Зато история о том, как шар попал в дом, стала семейной.

— Семья моей подруги детства – католики. Новогодние праздники они отмечали 25 декабря. В этот день мы поздравляли их с праздником, а они — нас. Когда мне было шесть лет, приехали к ним в гости, — вспоминает Елена. — Дядя Вася, папа Иры, как раз вернулся из Москвы и привез из столицы много гостинцев, в том числе стеклянные игрушки. Мне понравились два шара.  И я стала упрашивать подружку, чтобы мне их подарили. Ее родители сказали: «Ира, не будь жадиной, подари Лене  шары». Но подружка говорила, что ей новые шары тоже нравятся. Но я уговорила Иру обменять два шара на коробку конфет Рафаэлло, которые мне подарили ее родители. В девяностые годы эти конфеты были на вес золота, мы видели их только по большим праздникам. Ира, правда, торговалась еще и на куклу Барби, которую мне подарили, но тут  вмешались ее родители и сказали, что некрасиво так себя вести. Один шар позже разбили.

Подружка жадничать не стала и под конец вечера угостила Елену обменянными конфетами, которые съели вместе.

Каждый год Елена покупает новую стеклянную елочную игрушку.

— Делаю это с тех пор, как стала работать. Первый раз устроилась на работу в ноябре и, получив аванс, пошла в магазин и купили красивый стеклянный шар, — рассказывает жительница Армавира. — Покупаю елочные украшения всегда  в одном магазине — в том, где покупали новогодние игрушки родители.

Символ Нового года девушка убирает перед Крещением. В канун православного праздника она проводит в доме генеральную уборку, тогда и выносит елку.

Из Новокуйбышевска в вате

Пенсионерка Нина Чванова хранит старинные елочные игрушки. Полупрозрачного ежика, гуся и дедушку-грибочка она вместе с мужем привезла в Армавир из Новокуйбышевска, где тогда жила. Новогодние украшения в целости и сохранности преодолели расстояние почти в полторы тысячи километров.

— Эти игрушки мы купили, когда у нас родилась старшая дочь Ира.  Предположительно они шестидесятых годов прошлого столетия. Чтобы они не разбились во время транспортировки на машине, мы с мужем половину коробки заполнили ватой, — рассказала пенсионерка.

Правда, старыми игрушками давно не украшают елку. Их заменили на  современные пластиковые, которые не бьются. И если сломаются, то и выбросить не жалко.

А вот новогоднее деревце пенсионерка, как и большинство горожан, планирует убрать сразу после Старого Нового года. 

Праздник круглый год

Если бы в Армавире проводили конкурс на самую долго стоящую елку, то его победителем стала бы редакция «АС». Встретив 2019 год, часть коллектива газеты «свалилась» от гриппа, и о том, что елочка — символ Нового года — стоит в активом зале не разобранной, сотрудники просто забыли. Зато в канун 2020 года им не пришлось наряжать дерево, которое просто вынесли из актового зала. 

Волшебство с воспоминанием

Красивый расписной шар Елена Булаткина обменяла в детстве на коробку «Рафаэлло». Фото из архива Елены Булаткиной.
Волшебство с воспоминанием

Полупрозрачный ежик, гусь и дедушка-грибочек вместе со своей хозяйкой Ниной Чвановой приехали в Армавир из Новокуйбышевска, преодолев расстояние почти в полторы тысячи километров. Фото из архива Нины Чвановой.
Виктория АЛЕКСАНДРОВА
При переезде из родительского дома Артемий взял с собой фигурку Царевны-лебедь, которая в детстве была одной из любимых его елочных украшений. Фото из архива Артемия Можарова.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях