Корреспондент «АС» встал за прилавок Центрального рынка Армавира, продавая фермерскую продукцию

 Корреспондент «АС» встал за прилавок Центрального рынка Армавира, продавая фермерскую продукцию

«АС» запускает новый проект «Испытано на себе». Целый год читатели газеты будут узнавать о разных сферах деятельности от корреспондентов, пробующих себя в разных профессиях. Репортер Анна Омельченко, одевшись потеплее и облачившись в фартук, перчатки и защитную маску, в воскресенье встала за прилавок на Центральном рынке Армавира.

Здесь предприниматели арендуют около 1,5 тысячи мест. Как сказала заместитель директора ООО «Армавирский рынок» Галина Саркисова, большинство из них индивидуальные предприниматели.

— Наемных работников сейчас немного. В основном они работают в магазинах торговых сетей от производящих продукты предприятий, — поясняет Галина. — Люди сами торгуют потому, что держать продавцов сейчас не выгодно. Есть на рынке и фермеры, выращивающие овощи, фрукты в личных подсобных хозяйствах.

За прошлый год количество продавцов сократилось. Повлияла на это и пандемия коронавируса.

— Но основная проблема замирания малого бизнеса в сфере торговли — развитие в городе сетей супермаркетов и торговых центров, — говорит замдиректора рынка.

Не мятый помидорчик

Продавец овощей и зелени Александр Мусаев согласился уступить мне место и на некоторое время стать моим помощником.

Хотя день выдался морозным и на рынке было немноголюдно, простоя у нас не было. Мой наставник говорит, что обычно в выходные за полчаса сделать покупку могут 20-30 человек. В понедельник же зимой за весь день иногда подойдут человек десять. Мало людей и по средам.

Долго поговорить не получается — к прилавку то и дело подходят покупатели.

— Приехал в отпуск к дедушке из Питера, — говорит юрист из Санкт-Петербурга Антон Архипов, выбирающий огурцы и зелень. — На этом рынке покупаю с детства. У Александра беру часто. Парень разрешает выбирать, а есть продавцы, которые не дают этого делать, а сами накладывают овощи.

Покупательница, когда корреспондент накладывала ей помидоры, посетовала на выросшие цены.

— Но сейчас все подорожало, — сказала она. — Но по мне, надо брать меньше, но лучше. У меня маленькие внуки, а для них хочется покупать свежее.

Армавирский предприниматель Галина Геркова, пришедшая на рынок за овощами, удивилась новому продавцу. Говорит, этот прилавок привлекает обилием качественного и красиво выложенного товара.

— Покупаю здесь, потому что всегда продают свежий, не вялый огурчик, помидорчик не мятый, не гнилой и вкусный даже зимой.

 Корреспондент «АС» встал за прилавок Центрального рынка Армавира, продавая фермерскую продукцию

Корреспондент «АС» Анна Омельченко на себе испытала, как непросто торговать овощами и угождать каждому покупателю. Предприниматель Александр Мусин (на снимке за прилавком) выращивает часть своей продукции сам и работает зимой с 7 до 16 часов, а летом — с

Принцип покупателя

Постоянных покупателей у Александра оказалось много. В зимнее время они составляют 80 процентов клиентов. Пока торговала под его присмотром, подходили покупатели, которые знают, как зовут предпринимателя.

— Я у Саши покупаю, потому что мне нравится. У него большой ассортимент, товар качественный. Сам молодой человек с чувством юмора. Когда был карантин, он доставлял мне помидоры домой, — рассказала предприниматель Ирина Полухина.

К разговору подключаются подошедшие за баклажанами, цветной капустой и помидорами супруги Дементьевы.

— Идем туда, где в ассортименте есть, что нужно, где хорошая продукция и посоветуют, что лучше взять, — аргументируют свой выбор Юлия и Александр.

Армавирец Дмитрий Богданов у Александра покупает, потому что тот не обманывает.

— Спрашиваю: «Помидор сладкий?» Он отвечает: «Вкусный». Ни разу не обманул, — говорит мужчина.

Жительницу Армавира Наталью Вишневскую подкупила Сашина вежливость.

— Приходя на рынок, хожу, присматриваюсь, — говорит она. — Иногда подойдешь к прилавку, посмотришь и отходишь, а тебе вслед летит: «Ничего ей не надо. Чего подходила?!» И хотя могу вернуться и купить, к такому продавцу точно второй раз не подойду. Принципиально не возьму у него ничего.

Семейное расширение

Александр Мусаев из Марьино, ему 26 лет. Семь из них он работает на армавирском рынке. Но говорит, что на рынке с рождения.

— Родители брали сюда, когда только ходить начал. Они занимались огородом, ставили теплицы, выращивали овощи, которые продавали, — вспоминает молодой человек. — Окончив с красным дипломом училище в селе Успенском и получив пятый разряд повара-кондитера, пошел служить. А после армии пришел на рынок.

— А почему не пошел в повара? Профессия востребованная, — спрашиваю.

— Надо начинать с нуля, нарабатывать клиентов. А когда ты молодой, амбициозный, то хочется всего и сразу, — признается Александр. — Ну и у нас это дело семейное, в котором заняты родители, брат с невесткой, жена. Они дома занимаются теплицами, огородами, я торгую. Деньги приходят в основном через меня. Их отдаю родителям, и все вместе на семейном совете решаем, куда их потратить. Сейчас расширяемся, хозяйство берем, больше овощей сажаем в огородах, теплицы ставим. Здесь на рынке со мной работают двоюродные сестра и брат.

Часть товара Мусаевы производят сами. Сейчас в их теплице зреют розовые помидоры, капуста цветная и белокочанная, зелень — кинза и лук. Яйца продают тоже свои. Работают и с поставщиками. Огурцы домашние берут у знакомых в Михайловской. Товар привозят из Убеженской, со Ставрополья.

— Поначалу взял небольшое место, — делится продавец. — Привозил качественный товар. Учился у конкурентов и покупателей. Потом с рынка ушла соседка по прилавку, потом вторая оставила торговлю. Тогда, объединив их места, расширился.

На рынок из Марьино Александр добирается на своей «Газели». Зимой приезжает к семи и стоит до 16 часов. Летом рабочий день продавца начинается в три часа ночи. Как рассказывает парень, встаешь, умываешься, пьешь кофе и поехал. Пока машину загрузил, пока товар забрал, пока разложил его на прилавке. Потом снова — собраться, развезти часть товара, а дальше — в огород или теплицу. Домой заходит часов в 11 вечера.

Дома у Саши — маленький ребенок, сын Александр Александрович. А скоро в семье ждут пополнения.

Когда покупатель не прав

Работаем на свежем воздухе без перерыва на обед. Перекусываем в процессе торговли, когда нет покупателей. Греемся чаем и кофе. Спрашиваю:

— А сколько зарабатываешь лично ты?

— В среднем тысяч 15-20. Заработок зависит от того, сколько товара продашь. Много расходов: налоги, проверка на качество продукции, закупка товара, бензин.

— А с какой прибылью работаешь?

— От 10 до 15 процентов. Зимой на товар делаю большую наценку, но и приобретаю его дороже. Летом товар дешевый, поэтому накручиваю чуть-чуть. Беру большими объемами.

— А как определяешь, купит человек или нет?

— Вон смотрите, идет человек без сумок, пакетов. Он просто гуляет по рынку, пирожок ест. Понятно, что ничего брать не будет.

— А что тебя раздражает в покупателях?

— Есть категория покупателей, которым всегда все дорого. Вот сегодня молодой человек подошел и спросил: «Почем лук?» Я ему ответил — по 40 и 20 рублей. А он: «Золотой, что ли?» Что сказать? В это время года золотой.

А еще раздражает, когда товар красиво уложил, а человек начинает его перебирать, доставать с самого низа. А он весь одинаковый лежит, причем самый красивый сверху. Но покупатель всегда прав.

Свобода ответственности

Мой наставник считает, чтобы торговля шла успешно, нужно привозить хороший товар, быть общительным и честным. Тогда люди возвращаются к твоему прилавку. Летом за овощами приезжают из близ расположенных сел. В это время года и конкуренция в два раза выше. Бабушки и дедушки приносят помидорчики, огурчики, зелень, выращенные на своих грядках.

— Сейчас приятней работать. Когда начинал, на рынке были железные прилавки, асфальт повсюду потрескавшийся. А сейчас красиво, удобно. Постоянно работают уборщики. Сами видите. Вот упал пакет с яйцами, позвали уборщицу, которая сразу навела порядок на месте происшествия, — делится во время образовавшейся паузы Александр.

— А проблемы есть?

— Меня беспокоит вопрос об обязательном введении на территории рынка кассовых аппаратов. Здесь же нет электричества, мы стоим на открытом воздухе. Сказали, что в феврале будут решать этот вопрос. Условия создадут, но продавцы рискуют потерять часть покупателей. При использовании кассовых аппаратов значительно уменьшится время для обслуживания, появятся очереди, и люди, чтобы не стоять в них, уйдут к другим продавцам. Но если скажут поставить, значит, поставим. Что, у нас разве есть выбор?

Но мне нравится работать на себя. Есть в этом определенная свобода, но еще больше — ответственности.

 Корреспондент «АС» встал за прилавок Центрального рынка Армавира, продавая фермерскую продукцию

Фото Александра Ковязина
Анна ОМЕЛЬЧЕНКО

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях