75 лет назад возвращавшийся в Германию военнопленный подарил охраннику лагеря портсигар с картой

75 лет назад возвращавшийся в Германию военнопленный подарил охраннику лагеря портсигар с картой

У Веры Вольской, жительницы села Вольного Успенского района, расположенного близ Армавира, хранится портсигар, подаренный ее дедушке немецким офицером. Вещь стала семейной реликвией, которую заботливо передают из поколения в поколение. Недавно портсигар использовали в реконструкции событий Великой Отечественной войны.

Пулеметчик Третьяков

Дедушка Веры – Григорий Третьяков – на фронт попал в 1941 году, когда было ему 30 лет. Командование определило его служить пулеметчиком в пехоте. Спустя два года, в октябре 1943 года, Григорий оказался в числе солдат, воевавших против фашистских захватчиков на Кавказе. В том же году дивизия, в которой служил Третьяков, попала в немецкое окружение.

— Мне бабушка рассказывала, что это произошло случайно. Фронт обогнул их с обеих сторон, и красноармейцы оказались в глубоком немецком тылу. Когда они поняли, что произошло, стали уничтожать все свои документы и с боем пытались прорваться к советским войскам, — вспоминает жительница села Вольного. — Это им удалось. А потом у вышедших из окружения военных начались разбирательства, затянувшиеся на год. Реабилитировали дедушку в 1944 году.

После этого Григорий Третьяков участвовал в боях, когда части Красной Армии вытесняли немецкие войска на Запад и освобождали европейские страны. У Веры Вольской хранятся три медали деда, в том числе «За взятие Будапешта». Эту медаль пулеметчику Третьякову вручили в 1945 году, когда он уже служил во вневедомственной охране в лагере военнопленных под Киевом.

 

 

75 лет назад возвращавшийся в Германию военнопленный подарил охраннику лагеря портсигар с картой

Медали пулеметчика Григория Третьякова «За взятие в Будапеште», «За Победу над Германией» хранятся в семье его внучки. Фото Александра Ковязина.

Офицерский подарок

Но от деда в семье Вольских остался старый окислившийся портсигар. Его в 1945-1946 годах, когда фронтовик Третьяков охранял военнопленных, перед возвращением на родину подарил Григорию в благодарность немецкий офицер.

— Портсигар – это подарок за человеческое отношение. Дедушка понимал, что на фронте воюют такие же люди, выполняющие приказы своего командования, и не относился к пленным жестоко. Он без злобы, по-человечески разговаривал с ними. И это тронуло пленного немецкого офицера, — рассказывает Вера то, что слышала от бабушки.

К сожалению, имени немецкого офицера женщина не помнит. Говорит, бабушка в детстве называла его, но прошло столько времени, что уже и не вспомнить.

«Беломор» в три ряда

Подаренный портсигар, как считает Вера, выполнен на станке вручную, и точно не на заводе. Сделан он из алюминия, и со временем – прошло уже около 75 лет – на вещи появилась характерная для этого металла окись. Если ее убрать, то портсигар будет выглядеть новым.

Он небольшой, в него в два-три ряда можно поместить папиросы «Беломор». С внешней стороны на крышке есть ручная гравировка – неглубокими бороздками выбита карта. Рассказать о ней подробнее Вера не может, но предполагает, что это схема какого-то города. Там же есть надпись на немецком языке. Внутри портсигар выглядит обычно. На нем нет даты, из-за чего невозможным узнать, когда точно вещь была сделана.

Фронтовая сокровищница

Подаренным портсигаром в семье Григория Третьякова никогда не пользовались: мужчина хоть на фронте и курил, к моменту окончания войны бросил из-за болезни легких. Поэтому на вещи нет следов использования – потертостей или царапин. А когда в 1977 году Григорий умер, подарок немецкого офицера убрали к остальным вещам, чтобы сохранить память о фронтовике.

Маленькой Вере тогда было всего четыре года. Она считала небольшую коробку с вещами дедушки, которого очень любила, настоящей сокровищницей. А поскольку воспитывалась она у бабушки, то содержимое коробку хорошо помнит с детства.

— Там лежали принадлежавшие дедушке документы, бумажник, три медали, портсигар и даже кольцо, которое ему подарил другой немецкий офицер, — говорит женщина. — В детстве мне не разрешали трогать коробку. Бабушка боялась, что потеряю все эти вещи.

Перстень с фотографией

Сейчас портсигар, как и другие немногочисленные вещи дедушки, Вера хранит у себя. Правда, призналась, что когда-то ее дети отыскали их и потеряли некоторые предметы, в том числе и подаренный пленным офицером перстень.

— Скорее всего, его изготовили кустарным способом. Кольцо не было золотым или серебряным – у пленных же изымали все ценные вещи. Насколько помню, перстень был сделан из сплава какого-то легкого металла, похожего на олово. Содержащихся в лагерях немецких военных направляли на различные работы. Думаю, немец мог сам сделать украшение: отлить из раскаленного металла, обточить, придать форму, — делится мнением Вера Вольская.

Она помнит, что вместо камней, которыми обычно инкрустируют украшения, в перстне по центру с внешней стороны находилась небольшая фотография – портрет мужчины. Возможно, того самого немца, подарившего Григорию Третьякову на память украшение. Фотография в печатке для прочности была залита прозрачным веществом, похожим на эпоксидную смолу, которую часто применяют при изготовлении бижутерии. А с каждой стороны от снимка располагались по три красные небольшие точки, поставленные, скорее всего, для красоты.

— Мне бабушка рассказывала: если немцы испытывали благодарность и уважение к человеку, то перед своим возвращением домой они могли подарить ему что-то, — объясняет Вера причины, по которым немецкие военнопленные сделали ее дедушке такие необычные подарки.

В руках реконструктора

О портсигаре в семье Вольских надолго забыли. А вспомнили не так давно, когда казаки устраивали реконструкцию событий Великой Отечественной войны, где играли роли немецких солдат. Муж Веры принимал в них участие. Когда сказал жене, что готовится к исторической постановке, она вспомнила о хранящемся в доме портсигаре.

Вера говорит, что если сотрудники музея заинтересуются семейной реликвией, то она готова передать в дар дедушкин портсигар. Пока же он хранится в семье потомков фронтовика и доброго человека Григория Третьякова.

75 лет назад возвращавшийся в Германию военнопленный подарил охраннику лагеря портсигар с картой

Алюминиевый портсигар для Григория Тертьякова сделал на станке вручную немецкий офицер в благодарность за человеческое отношение к пленным. Фото Александра Ковязина.
Снежана Годлевская
Жительница села Вольного Вера Вольская бережет семейную реликвию — портсигар — в память о деде-фронтовике Григорие Третьякове. Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях