Кажется, что массовая популярность шахмат падает, проигрывая стремительно развивающимся технологиям и гаджетам. Но как считает мастер ФИДЕ и тренер по шахматам из Армавира Вадим Горькавый, игра, которой более тысячи лет, благодаря возможностям, открытым цифровизацией, меняется, и смартфоны помогают тренировать ее юных поклонников.
Выбрать возраст
— В каком возрасте лучше всего прийти в шахматы?
— Все зависит от того, зачем вы отдаете ребенка на шахматы. Часто амбициозные родители записывают детей в четыре-пять лет. Однако многие не понимают, что для достижения высоких результатов ребенок должен заниматься в день по пять-шесть часов и ездить на соревнования. И, значит, маленького шахматиста автоматически лишают детства. Ребенок же в четыре года вряд ли может понять, любит он шахматы или нет. Зато велика вероятность отбить у него желание ими заниматься. Например, чемпион мира Магнус Карлсен не сразу оценил шахматы, сначала они ему не понравились. Только в восемь лет мальчик полюбил эту игру. Поэтому рекомендую родителям отдавать ребенка на шахматы в шесть-семь лет.
— Как понять, что ребенок способный?
— На глаз этого не определишь. Нужно пробовать играть вместе с ним. Нельзя списывать со счетов предрасположенность к математическому мышлению и счетные способности.
— Как вы относитесь к тому, что шахматы начали преподавать в школах?
— Считаю, что они не должны быть обязательным предметом, их лучше вводить в формате кружка или факультатива. Не у каждого ребенка лежит душа к игре в шахматы. Но шахматы точно детям не вредят. В советское время многие люди интересовались этой интеллектуальной игрой. Современные подростки погрязли в гаджетах, несмотря на то, что сегодня созданы доступные условия для занятий спортом и творчеством. Поэтому шахматы в школе как-то «вытаскивают» ребят из сети.
— А есть верхняя возрастная планка, после достижения которой в шахматах уже ничего не получится?
— Если вы просто хотите научиться играть для приятного времяпрепровождения, то освоить шахматы можно в любом возрасте. А для достижения высоких результатов прийти в этот спорт следует не позже десяти лет.
Отец-единомышленник
— Что для Вас шахматы: игра, спорт, образ мышления?
— Прежде всего игра. Благодаря отцу, который помог мне выработать правильное отношение к этому виду спорта, во время партии в шахматы получаю удовольствие от процесса и не зацикливаюсь на результатах. Шахматы интересные содержательно. Их смысл сводится не только к выигрышу или проигрышу, но и к анализу игры, работе над ошибками.
— Почему шахматы относят к спорту?
— Когда я получал педагогическое образование, то писал магистерскую диссертацию, проведя ряд исследований. Опросил более ста человек о том, чем они считают шахматы: спортом, игрой, наукой, искусством? Большинство отнесли шахматы к спорту, потом к игре, науке и искусству. В шахматах присутствует соревновательный дух. В своем большинстве игроки нацелены на определенный результат. А во время соревнований шахматисты устают настолько, что чувствуют себя выжатыми, как лимон. Только усталость у них не физическая, а умственная.
Шахматы достаточно энергозатратны, поскольку в них высока эмоциональная нагрузка. Если в футболе ты в середине игры уже можешь понимать предполагаемый результат, то в шахматах все куда более непредсказуемо. Один неверный шаг может привести к фиаско: в течение пяти часов ты обыгрываешь соперника, а в последний час из-за одного неправильного хода проиграл.
— Когда и как вы научились играть в шахматы?
— Играть меня научил отец. Сначала сражался дома с братом. Но перед поступлением в первый класс увлекся игрой. И отец, который сыграл большую роль в моем становлении, стал помогать: искал тренеров, устанавливал со мной психологический контакт. Он был любителем, некоторое время работал в шахматной школе. Я достаточно быстро прогрессировал, и в одиннадцать лет легко обыгрывал родителя.
Шахматами занимался год, когда меня отобрали на Первенство Краснодарского края. Тогда я занял второе место и вышел в полуфинал России, где тоже стал вторым, получив билет на Первенство России в Липецке.
Отец подбирал для меня специальную литературу, найти которую в 90-е годы прошлого столетия было нелегко. Он всегда сопровождал меня на турниры, общался с родителями и тренерами сильных спортсменов. Раньше останавливаться приходилось в некомфортабельных номерах, и отец готовил еду, чтобы я не отрывался от соревнований и подготовки к ним.
В 12 лет я стал мастером ФИДЕ.
— Когда вы стали использовать компьютер для подготовки к турнирам?
— Во времена моего детства редко у кого в доме был компьютер. Мне его отец купил, когда я учился в старших классах. Он договаривался с институтскими преподавателями , чтобы помогли подобрать специальные программы для занятий шахматами. Правда, тогда они были гораздо слабее современных. Сегодня существуют программы такого уровня, которые обыгрывают чемпионов мира.
Обыграть чемпиона
— Что вы считаете своими самыми значимыми достижениями?
— Длительное время я не участвовал в соревнованиях. Но после долгого перерыва в 2018 году стал чемпионом Краснодарского края. Это хороший результат. На самом деле карьера шахматиста и тренера – это две разные вещи.
Чтобы быть успешным в шахматах, нужно постоянно совершенствоваться, что не возможно, не играя с более сильными соперниками. Игра со слабыми ведет с спортивной деградации.
— Как бы вы описали свой игровой стиль?
— В детстве был достаточно аккуратным и миролюбивым. Никогда не отступал от обороны, боялся проиграть. Поэтому мои партии часто заканчивались ничьей. В зрелом возрасте стал понимать, что отступать – плохо. Сильные шахматисты – тоже люди, и обыграть их вполне реально. Одного выдающего шахматиста я обыграл всего за 20 ходов. Победа над более сильными соперниками придает уверенность.
— Что для вас главное — победа или участие?
— Отвечу словами Гарри Каспарова: «Не понимаю тех, кто улыбается после поражения». Для любого шахматиста важен результат. В идеале в шахматах должны сочетаться удовольствие и выигрыш. Благодаря отцу мне удавалось сосредотачиваться и не думать о результате, получать удовольствие от игры. Но выигрывать приятно.
— Была у вас партия, которой гордитесь?
— В 1998 году на мастерском турнире обыграл международного мастера Олега Майорова. Он был сильным соперником. Партию помню до сих пор. Я тогда применил новинку. В то время эта комбинация считалась не перспективной, однако сейчас, после компьютерной проверки, считается очень удачной.
В 1999 году на финале Чемпионата России в Нижнем Новгороде играл с многолетним лидером казанских шахмат Артемом Тимофеевым. Игра закончилась ничьей, но партия была достойной, где применил интересные идеи. Довелось играть и с Андреем Есипенко, обыгравшим чемпиона мира Магнуса Карлсена.
Партия в смартфоне
— Людям с каким складом ума подходят шахматы: гуманитариям или технарям?
— Считаю, с математическим складом ума. Хотя все индивидуально. В шахматах не последнюю роль играют интуиция и образное мышление. Но это уже относится к тем, для кого шахматы — искусство.
— Какие качества развивают шахматы?
— В первую очередь учат мыслить, тренируют ум. Во-вторых, развивают логическое мышление. Шахматы помогают добиваться успехов, методично двигаться к цели, формируя таким образом характер. Шахматисты мыслят структурировано.
— Сейчас дети постоянно в смартфонах, гаджетах. Это мешает игре?
— Из плохого можно сделать хорошее. Есть много шахматных программ, и дети в смартфонах играют в шахматы, решают задачки. Они учатся игре не только по книжкам, как в классическом варианте, с задачниками, а по гаджетам. Но у ребят, которые увлечены каким-то видом спорта, не так много времени остается на гаджеты.
— А повлияла ли цифровизация нашей жизни на шахматные тренировки?
— В моем детства учебники и пособия по шахматам приходилось возить собой на соревнования в большом чемодане. Сегодня достаточно обычного смартфона, чтобы загрузить все необходимое. Это один из плюсов цифровизации.
Сами шахматы изменились благодаря компьютеру. Есть программы, которые просчитывают на много ходов вперед. Изменилась и сама тренировка. Если раньше можно было придумать редкую комбинацию, и долгое время о ней никто не знал, то в век высоких технологий каждая партия быстро становится известной. Любая находка шахматиста, если он ее показал на любом турнире, будет у всех на виду. Поэтому каждый раз приходится искать новые идеи. Шахматы ускорились. Я еще застал время, когда партии откладывали, чтобы проанализировать их, и только потом доигрывали. Сейчас такого нет. Поставил партию на машину, разобрал ее, и играть уже нечего.
— Популярны ли шахматы у армавирцев?
— У современных шахмат много конкурентов – хоккей, фигурное катание, футбол, фехтование, теннис и другие виды спорта. Однако, детей, которые получают удовольствие от этой древней интеллектуальной игры, в городе не мало.
Виктория АЛЕКСАНДРОВА
Чемпион ФИДЕ, тренер по шахматам Вадим Горькавый с возрастом понял, что тактика отступать, просто держать оборону не принесет победы. Фото из архива Вадима Горькавого.