Репортаж. Впервые сев в карт, спецкор «АС» поняла, как важно, чтобы руки и ноги функционировали одновременно
Вождение автомобиля требует сосредоточенности и внимательности. Это я знала всегда. А на картинге, куда многие приходят за дозой адреналина, узнала, что необходим еще и расчет — холодный и быстрый. Поняла это, впервые сев за руль и не вписавшись в первый же поворот, когда не рассчитала дистанцию для маневра.
Карт из Питера
О том, что есть категория людей, которым не дано водить авто, убеждена твердо. И причисляю к ней себя: уж очень дискомфортно становится даже от мысли оказаться за рулем среди потока машин. А сесть в карт решилась, пожалуй, чтобы убедиться, что водитель из меня никудышный.
Руководитель кружка технического многоборья, обучающий езде на картах, ждал меня на площадке около территории завода «Армез». В выборе инструктора не сомневалась: Аслан Асланян со спортивными машинами давно на «ты». Свой первый карт он собрал в 13 лет из труб и металла по чертежам из журнала «Моделист-конструктор». Водить учился на площадке возле школы. Повзрослев, подарил тот карт Дому пионеров.
И теперь полученными за 48 лет навыками Аслан Манукович делится со школьниками. В Армавире его занятия посещают 40 ребят, еще 30 человек — в поселке Глубоком.
А карт, на котором мне предстояло получить первый опыт вождения, приобретен на субсидию от государства. Ее Аслан Асланян получил, заключив социальный контракт для открытия самозанятости. Карт новый. Куплен весной и доставлен из Санкт-Петербурга.
Опыт не важен
Непривычно выглядящую машину рассматриваю с интересом. Надо же изучить, на чем впервые сяду за руль. Карт одноместный и без кузова, выглядит небольшим.
— В нем такие здоровые парни катаются, вы точно поместитесь, — отвечает Аслан Манукович на мои сомнения. — Машину водить умеете?
— Нет.
Оказалось, отсутствие водительского опыта не проблема. Технически карт отличается от обычных автомобилей. Как минимум отсутствием ручника и возможностью сдавать назад. Педали две, и зажимать одновременно газ и тормоз нельзя, чтобы не вывести из строя двигатель. Он китайский, но очень хороший и экономный, говорит наставник. Ездит на бензине АИ-92, а бак рассчитан на пять литров. Этого хватает, чтобы 20 человек по несколько часов оттачивали навыки.
Чтобы подростки сильно не разгонялись, за педалью газа стоит ограничитель. Напоминает он большой гвоздь. С ним карт развивает скорость до 25-30 километров в час. Без ограничителя можно разогнаться и под сотню.
При этом карт безопасен. Все удары смягчает отбойник из специального пластика. Он закреплен вокруг машины и уже исцарапан после столкновений с препятствиями и вылетающими из-под колес мелкими камушками. Есть ремень безопасности.
фото: news-armavir.ru
Для чего напарник?
Самая высокая точка карта — спинка кресла — на уровне моего колена. Со стороны кажется, что руль расположен близко к сидению, а педали, наоборот, — далеко. Оказалось, чтобы сесть в карт, нужно соблюдать правила. Ноги сначала ставят на металлические треугольники по обеим сторонам кресла, а сев в него, вытягивают их вдоль руля.
О комфорте пришлось позабыть. Глубокое кресло давило в бедрах. Руль вопреки ожиданиям соприкасался с ногами.
— У меня рост 170 сантиметров, и едва поместилась. Как ездят те, кто выше?
— А они чуть ли не складываются за рулем, как трансформеры из мультика, — отшучивается Аслан Манукович.
Из инструктажа узнаю, что водитель не заводит карт самостоятельно, для этого есть помощник.
— Двигатель находится за креслом. Нельзя сначала завести его, а потом сесть за руль. Если карт вдруг поедет, можно упасть. Это же техника, всякое бывает. Сыграют обороты двигателя или еще что-нибудь, — объясняет инструктор.
Почему-то думала, что заведенный карт начнет реветь, но нет. К шуму двигателя и управлению педалями привыкала в гараже. Сразу выехать на площадку не разрешили. Поэтому первое расстояние на карте — от стола с инструментами до двери.
Эти три метра оказались самым легким из того, что предстояло попробовать.
Привыкая к рулю
В низко посаженном карте пространство воспринимается иначе. С трудом прикинув дистанцию между машиной и дверными косяками, из гаража выезжала медленно еще и потому, что боялась наехать на наставника. Аслан Манукович шел впереди и показывал направление движения.
На улице почувствовала себя увереннее. Первое задание — освоить руль. Показалось, что это просто. Всего-то надо проехать большой круг по заасфальтированной площадке, поворачивая влево. Сильно не разгонялась. Инструктор, подбадривая, шел рядом с картом и красным флажком показывал, где необходимо развернуться.
Машина оказалась легкой в управлении, поэтому без труда сделала первые четыре поворота. А на втором круге случайно выжала педаль газа до упора и, побоявшись не войти в поворот, резко начала тормозить. После такой встряски машина не захотела трогаться с места.
— Выровняй руль и нажми газ. Когда начнешь ехать, поворачивай, — подсказал Аслан Манукович.
Спустя несколько кругов скорости уже не боялась. Мне даже понравилось, не сбавляя ее, входить в повороты.
Но наставник изменил задание. Теперь нужно было делать поворот вправо. А в эту сторону руль двигался труднее, пришлось прикладывать усилие. Что, собственно, было ошибкой: машина слушалась даже легкого поворота руля.
— На спортивной машине легко уйти от столкновения. Она маневренная, — пояснил Аслан Манукович. — Нужно повернуть руль и одновременно нажать на педаль газа, и карт развернется на месте.
фото: news-armavir.ru
Поможет практика
Следующее упражнение проявило мое неумение рассчитывать дистанцию и габариты карта. Примерно в двух метрах от гаражей инструктор разложил покрышки. Требовалось развернуться возле первой покрышки и, проехав прямо, объехать последнюю. С легкостью выполнив первую часть, спасовала на последней. Покрышка лежала неподалеку от конструкции баннера. И мне показалось, что на скорости врежусь в нее. Растерявшись, потеряла драгоценные секунды — пришлось притормозить, чтобы точно ни во что не врезаться.
Наставник, поняв причину заминки, снова показал место, где начинать поворот. И я проехала! Но радость была недолгой. На втором круге без наводки педагога все-таки задела шину. Хотя траекторию движения едва можно было назвать кругом: до того кривой она была.
После очередного круга, остановившись около наставника, пожаловалась, что не чувствую педаль газа. Даже не замечаю, как выжимаю ее до самого ограничителя. Инструктор, увидев, как разгоняю карт и резко торможу, сам понял мою проблему. Однако помочь ничем не мог. Умение контролировать педаль приходит с опытом, поэтому меня отправили практиковаться дальше.
Помимо вибраций от двигателя за спиной, сидя в низком карте, чувствовала все неровности асфальтовой площадки. Из-под колес иногда вылетали мелкие камушки, издавая неприятный скрип. Поэтому кроме защитного шлема необходимо надевать перчатки. Аслан Манукович говорит, от мелкой щебенки защищает и отбойник.
— А до того, как поставил его, ребята, завершив упражнения и вставая с кресла, высыпали из одежды кучу камушков, — добавляет наставник.
По «восьмерке»
Со «змейкой» по меркам водителя-новичка справилась быстро: со второй или третьей попытки. Вспомнила, что способность удачно войти в поворот зависит от скорости работы рулем. Но сосредоточившись на нем, снова резко набрала скорость, а тормозить, совершая маневр, было страшно, поэтому на повороте немного занесло.
Расстраиваться, что снова и снова задевала покрышки, уже не было сил. И хоть к тому моменту провела за рулем около получаса, голеностоп ноги, стоящей на педали газа, уже начал болеть из-за непривычного положения. От напряжения болели руки, особенно кисти. А ладони покраснели. То ли от трения о защитные перчатки, то ли от того, что слишком крепко сжимала руль.
Предстояло выполнить еще два упражнения. Сделать «восьмерку» показалось невозможным. Выслушав тренера, мысленно представила траекторию движения между покрышками. Расстояние между ними — метра полтора. В теории этого казалось достаточно для маневра. К тому же повороты вправо и влево, необходимые в упражнении, уже освоила. Но на практике мои расчеты оказались неверными, и задней частью отбойника опять задела шину. «Вот если бы его не было, то вписалась бы в расстояние», — мелькнула мысль, когда поехала на второй круг «восьмерки».
Красиво проехать ее не удавалось. То круги вокруг покрышки «рисовала» слишком большие, то врезалась в них. Но упорно ездила по «восьмерке», пока не получила от Аслана Мануковича одобрение.
фото: news-armavir.ru
Нехватка расчета
А последними в череде испытаний стали обороты вокруг одной покрышки. Я даже воодушевилась. Казалось бы, что сложного? Ездишь по кругу, и все. На деле все вышло не так просто. Особенно, когда не выдерживаешь одну скорость. Пару раз случайно выезжала за пределы нужного участка. Приходилось возвращаться обратно.
Покидала площадку для картинга со смешанными эмоциями. Опыт вождения подарил новые положительные эмоции и дозу адреналина. Убедилась, что водить машину — даже такую маленькую и безопасную — очень сложно. Мне будто не хватает для этого расчетливости. Но с другой стороны, инструктор и наблюдающая за мной коллега сказали, что справилась неплохо.
— Поначалу всем тяжело. А потом так лихо ездят, что в автошколе с легкостью сдают практическую часть вождения. Так что при желании и вас научим, — добавил напоследок Аслан Асланян.
Для родителей
В кружке технического многоборья Аслан Асланян учит детей и подростков ездить на спортивной машине, управлять квадрокоптерами и радиоуправляемыми машинками, авиамоделированию.
В субботу и воскресенье утренние группы занимаются с 10 до 12 часов, вечерние — с 17 до 19 часов. По вторникам и четвергам занятия начинаются в 18 часов.
Записаться или узнать дополнительную информацию можно по номеру телефона: 8 (918) 373-74-78.
фото: news-armavir.ru