Коренной армавирец Юрий Тихоновский 17 лет работает в канадском цирке дю Солей

Коренной армавирец Юрий Тихоновский 17 лет работает в канадском цирке дю Солей

Артист исполняет красивые и технически сложные номера на турнике.

Объездив с шоу-программами 55 стран и 145 городов мира, сейчас из-за пандемии коронавируса 43-летний акробат находится в Армавире. Он рассказал «АС» о том, как попал во всемирно известную труппу, что самое сложное в работе циркового артиста и почему цирковое искусство никогда не исчезнет.

Вместо Олимпиады

— Как цирк появился в вашей жизни?

— Как и большинство детей, я с удовольствием ходил в цирк. Мне нравилось смотреть на выступление животных, наездников. Правда, никогда даже не мечтал, что буду выступать на арене цирка.

Когда мне было шесть лет, в детский сад, куда меня водили, пришел тренер из школы спортивной гимнастики ГДК. Он попросил нас сделать растяжку, после чего пригласил меня на занятия. Так попал в спортивную гимнастику. Я показывал хорошие результаты – стал чемпионом России и Европы. Сначала выступал за Армавир, потом — за Самарскую область.

Однажды ко мне подошел продюсер и предложил работу в Цирке дю Солей. Но я отказался, потому что был нацелен на профессиональную спортивную карьеру, хотел выступить на Олимпиаде.

— А как стали артистом Цирка дю Солей?

— В 2000 году в составе сборной России должен был выступать на Летней Олимпиаде в Сиднее. Но получил серьезную травму, и пришлось отказаться от участия. Из дю Солей вновь на меня вышел продюсер, предложив помочь с реабилитацией и трудоустройством в цирке. И в 2004 году я, переехав в Канаду, начал готовиться к шоу.

Коренной армавирец Юрий Тихоновский 17 лет работает в канадском цирке дю Солей

17 лет назад коренной армавирец Юрий Тихоновский переехал в Канаду. Он выступает в номере «Турники» в Цирке дю Солей. Фото из архива Юрия Тихоновского.

— Сложно было начинать жизнь циркового артиста?

— На подготовку ушло около полугода. Пришлось многому учиться. Например, накладывать грим. Первое время на это у меня уходило часа полтора. Поскольку до переезда занимался только спортом, пришлось постигать азы актерского мастерства.

В Цирке дю Солей артисты выступают не только в своем номере, но и в других. Поэтому номер приходиться скрупулезно разбирать и оттачивать — любая ошибка может привести к серьезным последствиям.

— В каких номерах вы работаете?

— Мой основной номер – это «Турники», ведь я акробат. Участвую в номере «Колесо Сира», где вращаюсь в большом, в рост человека, металлическом обруче, выполняя разные по сложности трюки. Как и все артисты дю Солей, задействован в эпизодических сценах, например, являюсь частью лошадки.

— Каков ваш сценический образ?

— Если коротко, то в нашем шоу есть главный герой – клоун Мауро. Однажды во сне он видит свои похороны, которые проходят не в трауре и печали, а, наоборот, в атмосфере веселья, с исполнением сложных пируэтов. Сюжетная линия строится на воспоминаниях клоуна, чтобы показать его жизнь с рождения до момента смерти. Шоу масштабное, в нем задействованы более 50 артистов. Я один их тех, кто исполняет роль клоуна Мауро. Мы выступаем в старинных цирковых костюмах, что делает шоу более зрелищным.

Не разбирая чемодан

— Каков типичный день артиста цирка?

— Все зависит от расписания. Если в день запланировано одно выступление, то в обед проводим тренировку, вечером выступаем. Если будет два представления, то можем обойтись без репетиции. На работу прихожу за два-два с половиной часа до начала программы, чтобы успеть наложить грим, переодеться, размяться. Многие артисты занимаются фитнесом, йогой – для этого у нас есть тренеры. Во время антракта артисты отдыхают. После окончания рабочего дня я, например, занимаюсь пилатесом и на тренажерах.

— Как часто артисты цирка получают травмы?

— Травмы случаются раз в две недели: вывих, растяжение и прочее. Я, например, рвал себе бицепс, мениск, ломал ребра. Часто причиной травм становится ошибка на сцене кого-то из артистов. А вот более серьезные травмы случаются редко, потому что номера тщательно отрепетированы.

— В цирке часто работают целыми семьями. Много ли семейных пар в Дю Солей?

— Немного. У нас в коллективе три таких пары. Среди них — две молодые семьи, которые созданы недавно. Из-за того, что мы переезжаем раз в неделю, отпуск артистам дают раз в три месяца. Поэтому многие летают домой к семьям. Родные редко сопровождают их на гастролях. За проживание артиста платит цирк, а если он везет с собой родственника, то будет оплачивать его пребывание сам.

— Что самое сложное в работе циркового артиста?

— На самом деле ничего сложного нет. Но многие сталкиваются с профессиональной усталостью. Когда только начинаешь работать в шоу, то все внове, интересно, а потом, наверное, как и в других сферах деятельности, начинаешь уставать. Особенно когда перелеты раз в неделю и никогда не разбираешь чемодан. Но понимаешь, что это работа, заработок, и постепенно справляешься с хандрой.

Политика под запретом

— В Цирке дю Солей выступают артисты из разных стран, с разными ментальностью, культурным кодом. Сложно ли работать в многонациональной труппе?

— Нет, конфликтов на национальной почве в нашей труппе не возникает. В ней работают артисты из 24 стран мира. Общий язык – английский. Все друг другу помогают, поддерживают теплые отношения. По сути, мы живем как одна большая семья. Хотя изредка случаются небольшие конфликты, как и в любом другом коллективе, но их быстро разрешают.

— Присутствует ли в коллективе русофобия?

— Политика в дю Солей под запретом. Когда начались события в Домбассе, ребята из Украины вывесили национальные флаги. Тогда руководитель дал час, чтобы их сняли. Руководство занимает твердую позицию и не хочет, чтобы цирк ассоциировался у людей с политикой. Это искусство, а оно интернационально.

— Много ли россиян среди артистов цирка?

— Около трети коллектива цирка — русскоговорящие артисты. Россиян в труппе пять человек. Раньше с нами даже работал мой земляк — Денис из Армавира. Он был тренером, потом перешел в спортивную акробатику. Работал в труппе в Лас-Вегасе, но из-за травмы ушел из дю Солей. Сейчас он — дальнобойщик.

Коренной армавирец Юрий Тихоновский 17 лет работает в канадском цирке дю Солей

Фото из архива Юрия Тихоновского.

Цирк вне времени

— Как пандемия отразилась на работе Цирка лю Солей?

— В марте прошлого года все шоу закрыли, отменили запланированные преставления. Артистам об этом сообщили перед представлением на общем собрании. И в этот же день нас стали отправлять домой. Сначала сказали, что временно, однако, как понимаю, до лета этого года шоу не будет.

— Эдгард Запашный, директор Большого Московского государственного цирка, недавно сказал, что Цирк дю Солей стал терять популярность еще до коронавируса, якобы из-за однотипной стилистики шоу, которую не меняли десятки лет. Вы согласны с этим?

— Нет. В последние годы в цирке готовили программы в разных стилях и разной тематики: разработали представление на льду, создали шоу в стиле бродвейских спектаклей, было диснеевское шоу. Постановщики и труппа экспериментируют, пробуют разные направления. Но если представление не пользуются большой популярностью у зрителей, его быстро закрывают. Но такое случается редко. Залы на представлениях заполнены, каждое шоу посещают по миллиону зрителей.

— По вашему мнению, цирк будет существовать или же цирковое искусство постепенно исчезнет?

— Убежден, что цирковое искусство не исчезнет. Во-первых, артисты и режиссеры постоянно совершенствуются, работая над тем, чтобы зацепить зрителя, чтобы ему было интересно. Во-вторых, цирк — разновидность востребованного искусства, которое живет вне времени.

На адреналине

— Вы объездили десятки стран и городов. А где ваше постоянно место жительства?

— Я объехал 55 стран и 145 городов мира. Был везде кроме Австралии, потому что выступать на этом удаленном континенте не выгодно экономически. Но своим постоянным местом жительства считаю родной Армавир. Возможно, когда уйду на покой, полностью перееду в Россию, правда, вернусь ли в Армавир, не уверен.

— Отличаются ли зрители в разных странах?

— Конечно. Жители разных стран по-разному ведут себя на наших выступлениях. Бразильцы и аргентинцы экспрессивные, не стесняются эмоционально выражать чувство восторга. А вот японцы очень сдержанные. Однако провожают артистов со сцены бурей оваций. Именно в Японии у нас есть преданный фанат, который присутствовал на 150 шоу дю Солей. Фан-клубы и почитатели цирка есть по всему миру.

— Что для вас цирк?

— Свобода и возможность показать себя. А еще всплеск эмоций, адреналина. Нигде я не испытывал настолько экстремальных ощущений, как во время выступления на сцене. Представьте, на протяжении двух часов показываешь зрителям номер на грани своих сил, уставая физически и морально. Но когда в финале выходишь на поклон и видишь, как тебе, стоя, аплодируют пять тысяч человек, то усталость мгновенно исчезает. В такие моменты понимаю, что свое выступление отработал правильно. Именно от этого получаю удовольствие.

Ну и благодаря дю Солею имею возможность путешествовать по миру, изучать культуру и традиции разных стран, что развивает.

— Век циркового артиста не долог. Что вы будете делать после цирка?

— В дю Солее нет жестких возрастных ограничений: вот тебе исполнилось столько лет, значит, пора на пенсию. Наоборот, с артистом будут продлевать контракт, пока он качественно исполняет свою работу и является одним из лучших. В цирке выступают артисты, как и я, старше 40 лет. Кроме участия в шоу мы учим цирковому искусству молодежь.

Сейчас сложно говорить о будущем. Я могу переехать работать в Канаду, но там очень холодно и большие налоги. Кроме того, у меня пожилые родители, и хотелось бы быть рядом с ними. Приглашали в Европу тренером, где погодные условия комфортнее и менталитет близок к российскому. Вот это предложение готов рассмотреть. Но пока расставаться с дю Солей не собираюсь.

Коренной армавирец Юрий Тихоновский 17 лет работает в канадском цирке дю Солей

фото из архива Юрия Тихоновского.
Виктория Александрова

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях