Константин Козлов: «Летчики очень суеверны»

Константин Козлов: «Летчики очень суеверны»

Военные летчики — люди со стальными нервами. Потому что в воздухе не остановишься, на паузу не нажмешь, времени на раздумья нет. И выдохнуть можно только, когда посадишь самолет на аэродром, зарулишь на стоянку и выйдешь из кабины.

Штурман авиационной эскадрильи Армавирского летного училища майор Константин Козлов рассказал «АС», почему не только романтики идут в пилоты, что ощущают летчики в момент перегрузок и какие предметы разрешают брать в кабину самолета.

Детство в кабине

— Почему вы решили стать военным пилотом?

— Мой отец был техником самолета в Армавирском летном училище и завершил службу в звании капитана. Поэтому на аэродроме я бывал с детства, мне разрешали сидеть в кабине пилота. Небом «заболел» еще в то время. А когда оканчивал школу, то основную роль в выборе профессии сыграло наличие в Армавире авиационного училища. Родители отнеслись к этому спокойно, поддерживали во время вступительных экзаменов. И не пытались отговорить.

— Но вы же учились в краснодарском училище?

— Поступил в Армавире, а вскоре перевели в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков. Три года отучился там, но выбрал факультет истребительной авиации и вновь вернулся в родной город. Здесь окончил четвертый-пятый курсы.

— А куда попали после окончания училища?

— После учебы меня распределили инструктором в учебную систему. Служил в учебной части станицы Кущевской, где учил летному делу в том числе иностранных военнослужащих. Моими первыми курсантами были четверо граждан Казахстана.

А с 2008 года служу в Армавире. Сейчас занимаю должность штурмана авиационной эскадрильи на учебно-боевом самолете Як-130.

Полет на «парте»

— Почему молодые парни идут в военные летчики?

— У каждого свои причины. Одни романтизируют профессию, мечтая пробивать облака и смотреть на солнце в небе. Другие поступают в авиацию, чтобы иметь зачет учебы к военной службе. Третьи просто могли однажды поднять голову к небу, увидеть самолет и загореться желанием управлять им. Есть те, кто планирует благодаря профессии военного летчика перебраться в гражданскую авиацию.

— Отличаются ли причины, по которым ребята идут в авиацию сегодня и, например, 10 лет назад?

— Нет. За это время ничего не поменялось.

— А помните первый раз, когда поднялись в воздух за штурвалом самолета?

— Каждый летчик помнит первый полет на каждом освоенном им типе самолета. Но самые мощные эмоции вызвал, конечно, самый первый полет. Это случилось на самолете Л-39 — «летающей парте» — в 2004 году в Тихорецке. Тогда я, курсант, вырулил на взлетно-посадочную полосу и запросил у руководителя разрешение на взлет. И уже когда набрал высоту, понял, что теперь назад пути нет — я в небе. За 10-15 минут сделал один круг примерно в десяти километрах от аэродрома и пошел на посадку. Кстати, штурвал мы называем ручкой управления самолетом.

До семи единиц

— А сколько часов вы налетали?

— С 2004 года у меня около двух тысяч часов налета. Это включая полеты с инструктором во время обучения. Удалось освоить три типа самолетов: учебный Л-39, который называют «летающей партой», потому что почти каждый курсант учится на нем, МиГ-29 и Як-130.

— У военных пилотов налет намного меньше, чем у гражданских. Вы это чем-то компенсируете?

— Да, в гражданской авиации больше налет, так как пилоты работают в длительных рейсах. Но военные летчики совершают больше взлетов и посадок. В гражданке максимум два взлета и две посадки в день, мы же делаем до двадцати. А еще перед нами стоят разные по сложности задачи. Наша цель – научить курсанта взлетать и совершать посадку, выполнять пилотаж и так далее.

— Как вы считаете, военный пилот — опасная профессия?

— В случае военных действий летчиков одними из первых призовут на защиту страны. Также на пилотов действуют серьезные перегрузки до семи единиц. Мы постоянно совершаем вращения самолета в пространстве и часто на большой скорости. Для меня в этом кроется самая большая опасность профессии. Приходится быстро принимать правильные решения. Авиация ошибок и промедлений не терпит.

Летный-нелетный

— Сколько длится рабочий день пилота?

— У военных летчиков бывает два типа рабочих дней: летные и нелетные. Нелетный день начинается в 8:30. Я занимаюсь подготовкой курсантов к полету следующего дня. Проверяю качество готовности к практическому применению знаний. Будущие летчики на специальной площадке со схемами расположения пилотажных зон с моделями самолета имитируют полетное задание. Говорю им проблему: например, упало давление масла левого двигателя. А ребята рассказывают свои действия в такой ситуации. На тренажерах мы отрабатываем все ЧП, которые могут случиться с самолетом в воздухе. Они прописаны в инструкции, поэтому летчик в чрезвычайных ситуациях действует в соответствии с ней.

— А что делаете в летный день?

— Полеты проходят у нас восемь часов – это называется летная смена. Например, с 9:30 до 17:30. Согласно правилам, летный состав приходит на аэродром за два часа до начала полета, руководящий и инженерно-технический – за три. Летом полеты начинаются с рассветом — в четыре утра, поэтому в два часа ночи мы должны быть на аэродроме. Пока идет подготовка самолета, курсант и летчик проходят обязательный медицинский осмотр у врача, который должен дать разрешение на летную смену – восемь часов. Проводим воздушную разведку в районе аэродрома, чтобы определить план летного задания: с пилотажем или же полет в облаках. Я в это время еще раз задаю вопросы курсантам о действиях в особых случаях, порядке покидания кабины, выполнения задания, ведения радиообмена. После этого курсанты взлетают. После каждого полета разбираю их ошибки. За летную смену с курсантами могу сделать до шести вылетов.

Фигуры воздушного боя

— Сильно изменилась авиационная техника за последние 5-10 лет?

— Она идет к упрощению и усовершенствованию. Улучшилась система управления, а следовательно, увеличились маневренность, скорость. Можно в полном объеме выполнять фигуры пилотажа. Раньше в кабинах были приборы со стрелками, сейчас – жидкокристаллические экраны. Доступны системы ГЛОНАСС и GPS, что позволяет вести навигацию в любых условиях. Меняются формы самолетов, они становятся «умнее», совершенствуются прицелы.

— Вы сказали о маневренности машин. На авиашоу зрителей развлекают бочками, петлей Нестерова и другими эффектными фигурами. Это все действительно необходимо на боевых заданиях?

— Да, эти фигуры были придуманы для ведения воздушного боя и могут пригодиться военным летчикам. Но курсанты фигуры высшего пилотажа не изучают. Даем навыки по сложному и прямому пилотажу, в наклонной плоскости. Наши выпускники умеют выполнять вираж, бочку, петлю Нестерова, пикирование, горки с различными углами наклона.

— Какая фигура самая сложная?

— У большинства курсантов затруднение вызывает вираж предельный по тяге, так как нужно быстро переключать внимание сразу по нескольким приборам. Тяжело им привыкнуть к особенностям его выполнения, где работают ручкой управления только по крену.

Перегрузка по прибору

— А в кабине летчика жарко?

— Очень жарко. Температура регулируется, но с нашим знойным летом система просто не справляется. Мы находимся на солнце в замкнутом пространстве под стеклянным колпаком. А летать в футболке нельзя. У нас есть специальные летные костюмы, кожаные перчатки для избежания ожогов при соприкосновении с нагретым металлом и шлем. Он весит до двух килограммов. А под действием перегрузок его вес еще и увеличивается.

— А можно ли взять с собой в полет бутылку воды?

— Брать посторонние предметы запрещено, даже воду. Разрешен лишь наколенный планшет летчика, где вбиты данные запасных аэродромов, маршрут и другая необходимая информация.

— Что можно отнести к профессиональным заболеваниям летчиков?

— Считается, что наш профессиональный диагноз – тугоухость. Но это больше относится к гражданским пилотам. Еще различные болезни позвоночника — сколиоз, остеохондроз. Под действием перегрузок стираются межпозвоночные диски, многие из пилотов жалуются на боли в спине.

— Обычно перегрузки описывают так: в глазах темнеет, пошевелиться сложно. Это похоже на то, что происходит с вами в реальности?

— Я бы сравнил это с сильным физическим напряжением, словно на тебя давит что-то огромное. Под действием перегрузки кровь отливает от головы к конечностям, ими тяжело шевелить. Из-за нехватки кислорода в мозге случается временная потеря зрения. Это происходит, если не успеваешь вовремя напрячь мышцы пресса и ног в фигуре пилотажа. Обычно мы надеваем противоперегрузочный костюм и отслеживаем перегрузку по специальному прибору.

Фуражка командира

— А когда в небе появляется страх?

— В авиации нет места страху. Если летчик начнет бояться во время полета ЧП, то обязательно сделает ошибку, а это недопустимо. Поэтому важная черта характера военного летчика – способность не поддаваться панике и страху. Вот поэтому у нас есть руководство к действию, где прописаны все опасные ситуации и то, как нужно, оказавшись в них, действовать. Позже, уже на земле, может прийти осознание, что был опасный момент. Но со временем начинаешь над этим подшучивать.

— Говорят, летчики — очень суеверные люди: например, не любят фотографироваться перед вылетом. Это так?

— Да, летчики действительно суеверны. Помимо нелюбви к фото перед вылетом мы никогда не говорим «последний», а используем слово «крайний».

Свои традиции есть и у курсантов. После первого самостоятельного полета необходимо подарить пачку сигарет инструктору. Считается, что пока ты летаешь, он на земле переживает, выкуривая все свои сигареты. Еще они представляются командирам и инструкторам училища, докладывая о выполнении первого самостоятельного полета. Когда сдаем выпускной экзамен, то крайний курсант при подходе на посадку говорит всем из самолета слова благодарности. А перед этим мы крадем у командира эскадрильи фуражку, и крайний заруливший на стоянку, с помощью жестов, показываемых техником, должен проехать по ней шасси. Командиру, естественно, покупают новую фуражку.

Снежана Годлевская
На счету штурмана авиационной эскадрильи Армавирского летного училища майора Константина Козлова около двух тысяч часов налет. Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях