Пережив крах надежд и осознав, что старший сын неизлечим, Артем Агиров создал «Радость жизни», объединив родителей детей-инвалидов

Пережив крах надежд и осознав, что старший сын неизлечим, Артем Агиров создал «Радость жизни», объединив родителей детей-инвалидов

Многодетный отец Артем Агиров знает, что такое отчаяние и как трудно принять то, что твой первенец никогда не сможет самостоятельно ходить, сидеть и даже держать голову. Но ему никогда не приходила мысль уйти из семьи, обнулив жизнь, или отказаться от ребенка-инвалида.

Испытание сыном

Дима родился у Агировых 14 лет назад. Его диагноз «детский церебральный паралич» потряс молодых, полных светлых ожиданий родителей.

— Беременность у Оли протекала хорошо, ничто, как говорится, не предвещало, — рассказывает Артем. — Но при родах что-то пошло не так. Сначала жене сказали, что сын умер. Но врачам удалось реанимировать младенца, и они предложили от него отказаться.

Только что ставшая мамой Ольга ни секунды не сомневалась — она готова была воспитывать тяжелого ребенка. Артем же прошел свой путь принятия ситуации. Говорит, сначала ему казалось, что все это происходит не с ним, не мог смириться с инвалидностью сына. Но взял себя в руки и решил, раз им с женой уготовано такое испытание, то они пройдут его вместе.

— По моим наблюдениям процентов восемьдесят отцов уходят из семьи, где есть ребенок-инвалид, и детей в одиночку растят женщины, — говорит Артем. — Стараюсь никого не осуждать — это личный выбор человека. Но убежден, что за свои поступки мы обязательно ответим — сработает принцип бумеранга.

Расстаться с надеждой

У Димы тяжелая форма ДЦП: он не может самостоятельно ходить, сидеть и даже держать голову. Мальчик произносит только несколько слов: «мама», «Оля», «баба», «воды» и «да». Большую часть времени он проводит в ортопедическом кресле.

Появление старшего сына кардинально изменило мировоззрение молодых супругов. Раньше они не задумывались, что есть особенные дети. Стали ценить мелочи, из которых складывается обычная жизнь.

— В любой момент может произойти то, что полностью изменит вашу жизнь, — уверены Агировы. — Мы, занимаясь бесконечными лечением и реабилитацией сына, долго шли к осознанию того, что, несмотря на колоссальные усилия, ДЦП в тяжелой форме у Димы останется на всю жизнь. Расставание с надеждой на исцеление было самым сложным периодом для нас. Тяжело принять то, что как не старайся, сын не сможет ходить, сидеть и есть самостоятельно.

Но Дима повысил в молодой семье градус ответственности, привнес в дом беззаветную любовь и еще больше сплотил родителей. Ради него Артем и Ольга переехали из центральной России в Армавир — местный климат оказался более комфортным для мальчика.

Братья

Несколько раз Артему настойчиво рекомендовали сдать Диму в интернат. Однажды педагог, узнав, что Агировы хотят дать ребенку образование, предложил обучать мальчика в интернате для инвалидов. Артем был категорически против, считая, что они с женой способны дать сыну больше заботы и любви, чем сотрудники казенного учреждения.

— Обидно то, что мы прикладывали максимум усилий, чтобы ребенок развивался, социализировался, а нам постоянно встречались те, кто пытались остановить, — говорит Артем. — Сегодня таких ситуаций не происходит. Наверное, наша семья стала внутренне сильнее.

За 14 лет Агировы перепробовали разные методы реабилитации особенного сына. Около двух лет проходили курс лечения традиционной китайской медицины в Поднебесной. Артем обучался методам Войта-терапии и Бобат-терапии. Каждый день мальчик занимается лечебной физкультурой и на тренажерах.

Сегодня Дима находится на домашнем обучении в шестом классе специализированной школы.

После рождения первенца Агировы, усиленно занимавшиеся реабилитацией и лечением Димы, 10 лет не решались на еще одного ребенка. Как признается Артем, боялись, что второй малыш тоже может родиться с инвалидностью.

Но на свет появился Матвей, а потом и Тимур.

— Объясняю среднему сыну, что если ребенок, как Дима, не умеет сидеть или ходить, то он еще не научился этого делать, — поясняет Артем. — Говорю, что всем детям нужны забота и внимание, но такие, как старший брат, нуждаются в постоянной помощи. Поэтому Матвей относится к Диме с пониманием и любовью.

Дима любит братьев, а те заботятся о нем.

Главный дегустатор

Главе семьи, где подрастают трое сыновей, приходится много работать, чтобы содержать семью и иметь возможность заниматься реабилитацией первенца. Воспитание и развитие детей в большей степени лежат на Ольге. Несколько раз в год на пару недель к Агировым приезжают бабушки.

Однако в последние годы Димка, которому исполнилось 14 лет, начал больше тянуться к отцу. Когда тот дома, Диму кормит и укладывает спать только он. Они любят проводить время вместе.

Когда Артем готовит блюда на костре, Димка – главный дегустатор. Отец всегда берет его с собой. Есть у отца со старшим сыном и собственный ритуал: вместе они зажигают первую спичку, от которой разводят костер. Больше всего Дима любит приготовленный на костре плов.

Находясь на реабилитации в санатории, Артем и Дима увлеклись настольным теннисом. Они с азартом наблюдают за игрой и обязательно участвуют в турнирах по этому виду спорта.

— Без грамоты еще домой не приезжали. Играю я, но по традиции в графу победителя вписываю Диму. Это его победы, — считает армавирец.

Поскольку Дима может произнести только несколько слов, родители мечтают о специальной приставке ай-трекер к ноутбуку. С ее помощью сын взглядом сможет управлять гаджетом. Тогда, используя коммуникативные карточки и преобразователь речи, родители наконец смогут узнать то, о чем думает их сын. Артем мечтает услышать от Димы слово «папа». Но приобрести ай-трекер, стоимость которого около 450 тысяч рублей, семье не под силу.

Агировы не замыкаются в четырех стенах. Они все делают вместе: выезжают на прогулки, ходят в театр и другие общественные места. Артема и Ольгу с сыновьями часто можно встретить, прогуливающимися в городских парках. Вместе с друзьями они ездят в горы.

— Путешествовать прекратили с началом пандемии коронавируса, — говорит Артем.

Радость жизни

Семь лет назад активно вовлеченный в процесс воспитания и реабилитации сына-инвалида Артем задумался о создании общественной организации, которая бы объединила родителей особенных детей. Но времени, чтобы прописать организационные этапы, у него не хватало. Однако два года назад отец Димы познакомился с семейной парой, воспитывающей детей-инвалидов с тяжелым диагнозом, которые основали общественную организацию. Они и подсказали Агирову, как действовать.

И год назад в Армавире появилась «Радость жизни» — общественная организация, основанная Артемом вместе с другими родителями детей-инвалидов.

— Появление в семье ребенка-инвалида — это поворот жизни на 180 градусов. Крах надежд, огромные трудности, ущемление своих потребностей: в финансах, времени, возможностях. Многие не готовы к таким переменам, — делится Артем. – Поэтому оказавшимся в такой ситуации родителям очень важно общаться с теми, кто, как и они, проходят этот нелегкий путь.

В «Радости жизни» есть папы, активно участвующие в жизни особенных детей. Вместе они добиваются новых возможностей реабилитации и социализации для своих особенных сыновей и дочерей. Благодаря помощи спонсоров дети членов организации посещают бесплатные занятия в бассейне и курсы английского языка, получают бесплатно лекарства и средства по уходу. В «Радости жизни» поздравляют с днем рождения каждого особенного ребенка, для которого это большой праздник!

— В обществе начинают привыкать, что есть и «другие» дети, и никто не застрахован от рождения особенного ребенка, — говорит Артем Агиров. — Важно, чтобы родители объясняли своим здоровым детям, что не нужно сторониться их особенных сверстников. С ними нужно дружить.

Виктория Александрова
фото: Рождение первенца-инвалида и связанные с этим трудности выявило лучшие мужские качества Артема Агирова. Мужчина — настоящая опора для своей жены и трех сыновей, с которыми проводит все свое свободное время. Фото из архива семьи Агировых.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях