Армавирский предприниматель разработал туристический маршрут для коллективных путешествий

Армавирский предприниматель разработал туристический маршрут для коллективных путешествий

Член местного отделения РГО Роберт Миносян считает, что на армавирских предприятиях нужно возрождать советскую традицию – туры одного дня. Для этого подойдет разработанный им туристический маршрут вдоль Армавир-Туапсинской железной дороги.

Туристический тимбилдинг

Кто жил в СССР, тот помнит, что сотрудникам давали бесплатную однодневную путевку, по которой трудовые коллективы города посещали близ расположенные туристические объекты. места. Ездили на водопады, дольмены, Соленое озеро. Такое времяпровождение пользовалось популярностью и сплачивало людей.

— Тогда процентов девяносто сотрудников с удовольствием отправлялись в такие поездки. Это не только помогало коллегам сдружиться, но и расширяло их кругозор, — отметил Миносян.

Роберт, руководитель техцентра «Bavaria M», пытается возродить традицию у себя на предприятии. Он часто вместе с коллективом выезжает на однодневные экскурсии в Адыгею, станицу Ахметовскую и другие места. Сотрудники с энтузиазмом участвуют в таких маленьких путешествиях.

Роберт стал инициатором разработки туристического маршрута местного отделения РГО «Из прошлого – в будущее», который проходит вдоль Туапсинской железной дороги. По замыслу разработчиков во время поездки туристы узнают много интересных исторических фактов и любуются красивейшими видами Кубани, которые однажды французский путешественник назвал маленькими Альпами.

Детская идея

Идея создания маршрута родилась у Роберта много лет назад. Он с детства с любопытством слушал рассказы старших членов семьи об истории Армавира. Однажды от бабушки с дедушкой узнал об Армавир-Туапсинской железной дороге, которую в царской России считали чудом инженерной мысли.

Повзрослев, он начал собирать информацию о Туапсинке. Его консультировали начальник железнодорожного вокзала № 2 Сергей Эчмелян, известный армавирский историк Сергей Ктиторов. Миносян изучал документы о создании объекта в архивах. Еще не являясь членом Русского географического общества, он разработал маршрут. С ним пришел в армавирское местное отделение общественной организации. В описании все рассчитал до мелочей. Например, если маршрут проходить пешком, то на это уйдет три часа, на машине – полтора. Членам РГО понравилась идея Роберта, и они предложили вступить ему в общество.

Туристический маршрут по Армавир-Туапсинской железной дороге опробовали, устроив автопробег вместе с известными в городе людьми: исполняющий обязанности главного врача городской больницы Василием Казьминым, Ольгой Нефедовой, начальник железнодорожного вокзала № 2 Сергеем Эчмеляном и врачом-пульмонологом Верой Литковой. Участникам автопробега маршрут понравился.

Помешала революция

Напомним, что проектирование и строительство дороги в ставропольском направлении было одобрено в 1912 году. Возглавили процесс инженеры Александр Лаша и Иосиф Годзевич. Движение на участке Армавир-Ставрополь запустили 1 октября 1916 года. Путь от Ставрополя до Армавира отныне составлял 62 версты против 145 верст через станцию Кавказскую Владикавказской железной дороги.

Строительство осуществляли все миром. Деньги жертвовали не только купцы, промышленники, предприниматели, казаки, но и обычные люди. Грузы по «Туапсинке» возили преимущественно паровозы серии Ы. Такой паровоз развивал мощность до 1 000-1 100 лошадиных сил и тянул до 40 вагонов.

Появление нового железнодорожного направления подтолкнуло построить в Ставрополе второй вокзал. Однако просуществовал он недолго. В период Гражданской войны дорога сильно пострадала. В 1922 году участок Армавир- Ставрополь был закрыт и впоследствии не восстановлен. Сейчас он находится в запущенном состоянии.

Октябрьская революция и Гражданская война стали причиной того, что эта железнодорожная ветка, прозванная в народе Туапсинкой, прослужила всего шесть лет — с 1916 по 1922 год. Именно поэтому Ставрополь до сих пор остается железнодорожным тупиком. Сегодня о Туапсинке напоминают лишь заброшенные мосты и водонапорная башня.

Армавирский предприниматель разработал туристический маршрут для коллективных путешествий

фото: из открытых источников.

Казачьи ледники

Первая остановка на маршруте «Из прошлого – в будущее» запланирована в хуторе Новеньком Успенского района. В народе поселение называют Кутан.

— Со склона горы в хуторе Новеньком можно увидеть, как когда-то железная дорога пересекала Кубань. Саму дорогу давно разобрали, но сегодня все еще хорошо видна оставшаяся от нее насыпь, — пояснил Роберт.

К северу от хутора на поверхность выходят известковые рифовые образования древнего Сарматского моря, имеющие вид небольших скал.

На месте хутора существовал казачий сторожевой пост. Сюда на ночь съезжались караульные от других вышек. Пост носил название «Новенький пост № 1». Недалеко располагался «Новенький пост № 2».

Следующая остановка — редут в хуторе Державный. От поста остались одни валы. Зато пост хорошо видно со спутника, и если на нем находиться, то можно рассмотреть остатки ледника.

— На каждом казачьем посту выкапывали яму и закладывали в нее лед, чтобы можно было хранить продукты. Поэтому в этом месте и сохранились остатки льда, — пояснил Роберт.

Еще одной исторической достопримечательностью Убеженского поселения является старая часть кладбища, на которой сохранились старые нагробья, которые сейчас восстанавливают жители станицы. Некоторые кресты датированы XVIII веком.

Станица уникальна своими лугами.

— Читал работы ботаников, которые считают, что такого разнотравья, как в этих местах, нет нигде, — говорит Роберт Миносян.

Летопись Николаевской

Историю станицы Николаевской, где тоже останавливаются участники маршрута, писать начали гораздо раньше, чем станицы Успенской. «Исторические сведения о станице. Станица Николаевская, как говорят старожилы, основана в 1822 году; она расположена возле бывшей Николаевской крепости, построенной в исходе 20 года и находившейся на возвышенности, на правом берегу р. Кубани в юго-западной стороне от станицы. Ныне на месте этой крепости находятся станичные хлебные магазины. Самая крепость была построена вместо редута Св. Николая, существовавшего южнее крепости, в долине реки Кубани, и затопленного чрезвычайным разливом, бывшим летом в 1818 году. 25 июля 1880 г. Ф.Ф. Арканников», — так написано в Кубанском сборнике «Николаевская станица. Статистико-этнографическое описание» 1883 года выпуска.

В станице хорошо сохранилась старая водонапорная башня, являющаяся достопримечательностью этих мест. В Николаевской есть два укрепления и большой казачий лагерь, который просуществовал долго. Правда, объекты Кавказской войны находятся в стороне от Армавир-Туапсинской железной дороги.

Лечебные озера

Еще одна остановка – мост, сохранившийся от ветки Армавир-Туапсинской железной дороги на Ставрополь. На этой возвышенности стояло укрепление с госпиталем.

В хуторе Серединском — еще одной точке маршрута — во время Кавказской войны находилось укрепление под названием «Временной пост». Оно не сохранилось. Неподалеку от хутора когда-то находился поселок, который на разных картах называют то Казаков, то Казанков. На месте населенного пункта остались остатки фундаментов от домов.

Рядом находятся популярные у армавирцев реликтовые Соленые озера. В котловине, где расположены водоемы, создан благоприятный микроклимат для химико-биологических процессов образования грязей. Здесь в древности сложились своеобразные флора и фауна, органические остатки которых придают грязям целебные свойства. Целебными свойствами обладает и озерная вода, в составе которых помимо разнообразных солей находят сложные биостимуляторы.

В 1925 году химик Скрабанский исследовал состав воды и грязей Соленых озер и пришел к выводу, что они лечебные, сравнив их с известными тамбуканскими.

Придуманная карта

Последней точкой маршрута являются окрестности станицы Косякинской. Первоначальное ее название — Горькореченский хутор. Его в 1824 году основали казаки, занимавшиеся скотоводством и переселившиеся из станицы Убеженской. Свое новое название Косякинская получила в начале XX века в честь генерал–лейтенанта Петра Косякина. Он с 1907 по 1916 годы был наказным атаманом Кубанского казачьего войска. У атамана выросли три сына, один из которых, став архитектором, до революции построил на Кубани восемь отличавшихся стилями христианских храмов.

В станице есть большое военное укрепление, которое не отмечено на карте. Дело в том, что оно изображено почти в двух километрах от этих мест. Существует версия, что когда строилась Кавказская линия, полководец Александр Суворов поручил двум солдатам составить описание и сделать замеры между крепостью и укреплением. Они вернулись через два дня и предоставили это описание в версте. Суворов был человеком щепетильным и все перепроверил. Выяснилось, что солдаты отошли от укрепления на две версты и отправились куда-то отдыхать на два дня. Вернулись они к полководцу с «придуманной» картой.

— Этот маршрут можно отнести к познавательному рекреационному туризму — ландшафт, разнотравье, чистый воздух способствуют приятному времяпрепровождению, — пояснила председатель местного отделения РГО Екатерина Демченко.

Роберт Миносян уверен, что путешествие вдоль Армавир-Туапсинской железной дороги заинтересует любителей природы, истории и архитектуры. Он считает, что маршрут подходит для тура одного дня. Путешествие на машине вместе с экскурсией и фотосессией займет не более 1,5 часа. При этом условия позволяют путешествовать на легковом автомобиле. Пешая прогулка займет три часа. Поэтому автор маршрута советует идти на дистанцию физически хорошо подготовленным людям.

Виктория Александрова
Фото из архива местного отделения РГО.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях