Как десертная вилка из старого столового прибора стала элементом сюрреалистического натюрморта, победившего на международном фотоконкурсе

Как десертная вилка из старого столового прибора стала элементом сюрреалистического натюрморта, победившего на международном фотоконкурсе

На фотонатюрмортах корреспондента “Армавирского собеседника» Александра Ковязина можно увидеть маленькую вилку. Реквизит, с помощью которого фотохудожник реализует свои творческие замыслы, достался ему от бабушки его жены — переехавшей на Кубань после Первой мировой войны эстонки Анны Кайвац.

 

Эстонцы в Турции

В XIX веке семья Анны Кайвац из Эстонии перебралась в Турцию в городок Карс, который долгое время был одним из главных плацдармов борьбы в русско-турецкой войне во второй половине XIX века. Когда русская армия в очередной раз «отбила» у турков Карс, он стал центром Карсской области Российской империи. Тогда же окрестности города начали активно заселять переселенцами, которым из царской казны платили подъемные – 100 рублей золотом. На этих землях осели и эстонцы. Возможно, среди них и оказались старшие родственники Анны Кайвац, родившейся в 1905 году.

Позже семья Кайвац переехала в Абхазию, в город Сухуми. Но после рождения сына, который болел, Анна с мужем приняли решение выбрать место с более комфортным для ребенка климатом. Выбор пал на Кубань, а именно на село Ливоновское, где тогда жили эстонцы. Ныне это село Новоурупское Успенского района. Позже тесть фотокорреспондента Александра Ковязина, женившись на русской девушке, перебрался в Армавир.

В семье никто не знает, откуда появилась маленькая вилка, которую любила бабушка Аня. Из старого столового набора сохранились именно она и такой же небольшой нож. Пользовалась ими женщина до начала 90-х годов прошлого века.

Армавирский фотограф вспоминает, как впервые пришел в гости к будущей жене и удивился, что в семье за трапезой используют полный набор столовых приборов.

Наверное, свою роль сыграли консервативные привычки бабушки Ани, — говорит Александр. — Мне она казалась строгой, а родные ее уважали. Я знал, что столовыми приборами согласно этикету пользуются в ресторанах. А вот использовать их ежедневно для меня было непривычно. Однако научиться этому оказалось несложно. Попросил будущую жену объяснить, наблюдал за тем, как приборами пользуется в ее семье. После женитьбы привык окончательно.

За трапезой столовые приборы у всех домочадцев Анны Кайвац были одинаковыми, а вот десерт каждый мог есть, чем удобно. Сама же бабушка Аня сладкое всегда ела только своей любимой десертной вилкой.

С молотом под зубьями

Чтобы узнать побольше о вилке бабушки Ани, корреспондент «АС» обратилась за консультацией в одну из антикварных лавок Армавира. Специалист подтвердил, что оставшиеся от столового набора нож и вилка десертные, поэтому их размеры меньше привычных. Такими обычно едят торты или фрукты.

Антиквар считает, что сохранившиеся в семье фотокора «АС» столовые приборы были изготовлены в период с 1905 до середины 1920 годов. Но так как на клейме острием вправо расположен молот, то с высокой вероятностью можно утверждать, что сделали их в то время, когда в стране уже установилась советская власть. Предположительно вилку и нож изготовили на подворье – артели. В советское время артелью называли производственные кооперативы, созданные на добровольной основе с обязательным трудовым участием и коллективной ответственностью.

Клеймо прекрасно сохранилось на вилке прямо под зубьями. На нем хорошо читается надпись «Талынская артель», которая расположена по обеим сторонам от тесненных на стали молота и еще одного символа. Рассмотреть его уже невозможно. На ноже клейма нет, но по внешнему виду понятно, что с вилкой он шел в комплекте.

Как десертная вилка из старого столового прибора стала элементом сюрреалистического натюрморта, победившего на международном фотоконкурсе

Вилка в натюрморте, выигравшем в международном конкурсе, появилась в последний момент. Фото Александра Ковязина.

Талынская артель

Если искать в Интернете информацию о Талынской артели, то поисковик выдает ссылку на деревню Талынское. Находится она в Вачском районе Нижегородской области. Скорее всего, артель работала именно там.

А на одном из форумов кладоискателей пользователь сообщил, что деревня расположена в пяти километрах от поселка городского типа Вача. Работала Талынская артель на протяжении шести лет с 1924 по 1930 год. Затем ее переименовали в промколхозимени Ленина. Возможно, в то же время объединили с соседней артелью «Труд» из Вачи, так как в дальнейшем появляются изделия с клеймом «Талынская арт «Труд». По такому клейму до сих пор можно найти производителя той или иной вещи, год и место ее выпуска.

Костяные рукоятки

Сами столовые приборы, принадлежавшие Анне Кайвац изготовлены из стали. По словам армавирского антиквара, вилкой еще можно пользоваться — она в хорошем состоянии. А вот нож потерял прочность и может легко сломаться, если им резать что-то плотное. Продавец антикварной лавки предположил, что случилось это из-за попытки заточить затупившийся нож.

На стальные рукоятки приборов наложены костяные накладки. Благодаря им приборы при использовании не скользят в пальцах. Со временем накладки стали разрушаться и, вероятно, поменяли цвет с белого на желтоватый. Но их можно отреставрировать, заменив на новые.

Творческий элемент

— Вилкой после смерти бабушки Ани больше никто не пользовался. Поэтому со временем я забрал ее и использую как элемент композиции во время фотосъемок, — рассказывает Александр Ковязин.

А одиннадцать лет назад снимок с вилкой Талынской артели принес фотокорреспонденту «АС» победу на Международном конкурсе «Лучший фотограф года» в номинации «Натюрморт». Фотокартину и сейчас можно найти в интернете. Ее автор говорит, что изначально вилки в композиции не должно было быть. В натюрморте она появилась спонтанно в последнюю очередь.

— Однажды увидел у прохожей большую булавку на кофте. Почему-то появилась мысль, что вместо металлической застежки может быть рыбья голова. Долго обдумывал эту идею, а затем решил собрать натюрморт, — вспоминает Александр.

Чтобы булавка гармоничнее смотрелась на снимке, ее пришлось делать самостоятельно из найденной дома проволоки, затем покупать рыбу в соотношении с ее размерами. Но композиция выглядела одиноко, не раскрывая зрителю никакой истории. Тогда армавирский фотограф и вспомнил о хранящейся дома вилке.

— Она идеально вписалась в натюрморт. На тот момент я увлекался сюрреализмом и понимал, что теперь увидевшие натюрморт начнут задаваться вопросами и сами будут создавать историю снимка. Например, для чего здесь эта вилка? Может быть, кто-то съел рыбу и у нее оказался такой необычный скелет? — поясняет Александр Ковязин.

Еще на одном снимке вилка, изготовленная в Талынской артели, лежит на странице эстонской книги, тоже сохранившейся от бабушки Ани. Эта композиция получила название «Завтрак гурмана». Старый столовый прибор появился и на фотографиях Александра «Напрасно убитое время», «Крик», «Фрукт».

Семейная реликвия

В Интернете на аукционах похожие ножи и вилки, изготовленные Талынской артелью, можно купить по цене до 600 рублей. Некоторые из приборов удается продать и за 900 рублей. Есть предметы дороже, стоимостью в несколько тысяч рублей. Но они выполнены из серебра.

А как рассказали в городской антикварной лавке, приборы, хранящиеся у фотокора «АС», особой материальной ценности не имеют. Но они обладают другой ценностью — исторической, став не только предметом быта ушедшей эпохи, но и реликвией, которую теперь вместе с воспоминаниями об эстонке Анне Кайвац передают последующим поколениям семьи.

Как десертная вилка из старого столового прибора стала элементом сюрреалистического натюрморта, победившего на международном фотоконкурсе

На ноже клейма нет, но по внешнему виду понятно, что с вилкой он шел в комплекте. Фото Александра Ковязина.
Снежана Годлевская

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях