Талынская артель
Если искать в Интернете информацию о Талынской артели, то поисковик выдает ссылку на деревню Талынское. Находится она в Вачском районе Нижегородской области. Скорее всего, артель работала именно там.
А на одном из форумов кладоискателей пользователь сообщил, что деревня расположена в пяти километрах от поселка городского типа Вача. Работала Талынская артель на протяжении шести лет с 1924 по 1930 год. Затем ее переименовали в промколхозимени Ленина. Возможно, в то же время объединили с соседней артелью «Труд» из Вачи, так как в дальнейшем появляются изделия с клеймом «Талынская арт «Труд». По такому клейму до сих пор можно найти производителя той или иной вещи, год и место ее выпуска.
Костяные рукоятки
Сами столовые приборы, принадлежавшие Анне Кайвац изготовлены из стали. По словам армавирского антиквара, вилкой еще можно пользоваться - она в хорошем состоянии. А вот нож потерял прочность и может легко сломаться, если им резать что-то плотное. Продавец антикварной лавки предположил, что случилось это из-за попытки заточить затупившийся нож.
На стальные рукоятки приборов наложены костяные накладки. Благодаря им приборы при использовании не скользят в пальцах. Со временем накладки стали разрушаться и, вероятно, поменяли цвет с белого на желтоватый. Но их можно отреставрировать, заменив на новые.
Творческий элемент
- Вилкой после смерти бабушки Ани больше никто не пользовался. Поэтому со временем я забрал ее и использую как элемент композиции во время фотосъемок, - рассказывает Александр Ковязин.
А одиннадцать лет назад снимок с вилкой Талынской артели принес фотокорреспонденту «АС» победу на Международном конкурсе «Лучший фотограф года» в номинации «Натюрморт». Фотокартину и сейчас можно найти в интернете. Ее автор говорит, что изначально вилки в композиции не должно было быть. В натюрморте она появилась спонтанно в последнюю очередь.
- Однажды увидел у прохожей большую булавку на кофте. Почему-то появилась мысль, что вместо металлической застежки может быть рыбья голова. Долго обдумывал эту идею, а затем решил собрать натюрморт, - вспоминает Александр.
Чтобы булавка гармоничнее смотрелась на снимке, ее пришлось делать самостоятельно из найденной дома проволоки, затем покупать рыбу в соотношении с ее размерами. Но композиция выглядела одиноко, не раскрывая зрителю никакой истории. Тогда армавирский фотограф и вспомнил о хранящейся дома вилке.
- Она идеально вписалась в натюрморт. На тот момент я увлекался сюрреализмом и понимал, что теперь увидевшие натюрморт начнут задаваться вопросами и сами будут создавать историю снимка. Например, для чего здесь эта вилка? Может быть, кто-то съел рыбу и у нее оказался такой необычный скелет? - поясняет Александр Ковязин.
Еще на одном снимке вилка, изготовленная в Талынской артели, лежит на странице эстонской книги, тоже сохранившейся от бабушки Ани. Эта композиция получила название «Завтрак гурмана». Старый столовый прибор появился и на фотографиях Александра «Напрасно убитое время», «Крик», «Фрукт».
Семейная реликвия
В Интернете на аукционах похожие ножи и вилки, изготовленные Талынской артелью, можно купить по цене до 600 рублей. Некоторые из приборов удается продать и за 900 рублей. Есть предметы дороже, стоимостью в несколько тысяч рублей. Но они выполнены из серебра.
А как рассказали в городской антикварной лавке, приборы, хранящиеся у фотокора «АС», особой материальной ценности не имеют. Но они обладают другой ценностью - исторической, став не только предметом быта ушедшей эпохи, но и реликвией, которую теперь вместе с воспоминаниями об эстонке Анне Кайвац передают последующим поколениям семьи.