Однажды машина джипера Юрия Дудника, прямо на соревнованиях ушла под воду

Однажды машина джипера Юрия Дудника, прямо на соревнованиях ушла под воду

В Инстаграме армавирца Юрия Дудника запечатлены моменты соревнований джиперов. Спортсмен — чемпион категорий «Туризм» и «Спорт» в ЮФО, чемпион Кавказского рейтинга и победитель X Drive Армения 2017-2019 годов.

 

Несколько лет автогонщик Юрий побеждает со своими экипажами на соревнованиях по джип-спринту. Одни из последних прошли 24 апреля в поселке Сальск Ростовской области.

Танковый прорыв

В автоспорт армавирец попал около 12 лет назад. В 2009 году он впервые участвовал в скоростной внедорожной гонке «Танковый прорыв» в Кисловодске, где занял второе место в категории «Стандарт». Как признается, ему нравилось ездить, вот и решил попробовать делать это по-новому.

— Я охотник. А на охоте часто проезжаешь труднодоступные места. Поэтому небольшой опыт езды по бездорожью уже имел, — рассказал о начале карьеры в автоспорте Юрий. — Однажды друзья прочли на каком-то форуме о соревнованиях джиперов. Подумав, я решил участвовать в них на своей «Ниве».

Первые соревнования он запомнил на всю жизнь. Говорит, трасса была настолько трудной, что в салоне сорвало крепление огнетушителя, и он сработал. На ходу пришлось открывать окна и двери, чтобы выбросить средство пожарной безопасности. А от пены, забившей салон, экипаж потом еще долго кашлял.

Десять кругов джип-спринта

Джип-спринт – скоростное преодоление небольшой трассы по сильно пересеченной местности, где устраивают спецучастки в виде глубоких рвов, грязи, воды. Несмотря на экстремальность этого вида спорта, участников всегда много. Только в одной из пяти категорий стартует порядка 30 машин. В прошлом году на соревнованиях в Кисловодске Юрию и его штурману пришлось тягаться с 27 экипажами.

На гонке за полтора-три часа нужно пройти около десяти кругов. Протяженность каждого из них – от двух до пяти километров. Но организаторы так готовят трассу, что в редких случаях участники проезжают все десять кругов.

— Здесь главное — успеть завершить круг и финишировать до истечения полутора часов, иначе соревнования не зачтутся. А количество кругов, которые успел проехать, неважно, — делится армавирец. — Обычно откатывают шесть-восемь кругов. Но порой трасса настолько тяжелая, что и три с трудом проезжаешь. В салоне есть таймер, по которому следим за временем, стараясь рассчитать его так, чтобы успеть доехать до финиша. 

По словам Юрия, можно с легкостью преодолеть несколько кругов, но на очередном «застрять» в том месте, которое до этого успешно проходил. 

Объясняет он это тем, что каждая проехавшая по трассе машина разбивает ее все больше. Иногда автомобили ломаются, образовывая заторы, — тогда нужно думать, как их объехать.

Люди в шлеме

Экипаж джиперов состоит из двух человек: штурмана и пилота.

— Задача штурмана — принять меры, чтобы машина могла выбраться из спецучастков: болота, грязи, воды. Обычно для этого они подкладывают под колеса небольшие щиты – сэндтраки. Или ставят специальный якорь и вытаскивают авто из грязи с помощью лебедки – крепкого троса, закрепленного на машине, — поясняет Юрий. — Связь мы держим по рации.

Спецформы у экипажа нет. Обязательно наличие лишь шлема, надевают же участники экстремальных гонок то, что им удобно. На ногах — обычно кроссовки. Сапоги обувать нецелесообразно – из грязи их не вытащить, так и останутся на трассе. Юрий для удобства за рулем надевает перчатки.

С нынешним штурманом Егором Мазницыным пилот Дудник выступает на соревнованиях год. В экипаже у Юрия сменились пять штурманов. Уходили из-за невозможности тратить на джип-спринт много времени.

Ремонт по регламенту

Соревнования в этом виде спорта проходят несколько раз в месяц. Перед каждым организаторы позволяют джиперам обойти и оценить трассу. Перед стартом участников регистрируют, техническая комиссия проверяет готовность машины – смотрит на состояние колес и воздухозаборника, который направляет воздух ко внутренним системам, агрегатам и узлам, проверяет наличие лебедки. Если обнаружена неисправность, то ее позволяют устранить до начала соревнований.

— При поломке на трассе ремонт машины зависит от регламента. Например, в «Стандарте» организаторы запрещают ремонт на спецучастках, а в более сложных категориях — «Открытая Нива», «Туризм», «Спорт», «Экстрим» — он допустим, — рассказывает Юрий.

Однажды армавирцу на спецучастке пришлось менять генератор. В тот день он принимал участие в двух заездах. Легко откатав «Туризм», Юрий стартовал в «Спорте», и генератор не выдержал погружения в грязь — его заклинило. Пилот не только починил машину, но и занял призовое место.

Дефектовка обязательна

За неполных 12 лет в автоспорте Юрий Дудник трижды менял машины. Теперь четвертый год ездит на внедорожнике Suzuki Samurai. Его технические параметры отлично подходят для джип-спринта.

— Машина небольшая, юркая, — считает пилот из Армавира. — На ней раз за разом побеждаю на соревнованиях. А начинал спортивную карьеру на российской «Ниве».

Перед соревнованиями Юрий обязательно проводит дефектовку – оценочную процедуру для выявления скрытых повреждений машины. Всегда обращает внимание на коробку передач, мосты – агрегат, объединяющий между собой два колеса на одной оси и соединяющий колеса с кузовом, следит за работой раздаточной коробки и целостностью лебедки.

— Ремонтирую машину сам. После заездов чаще всего меняю тормозные колодки. Бывает, перед заездом ставлю новые, а после соревнований они уже стерты песком и грязью, — делится Юрий Дудник.

1

Утопил в реке

Мыть машину, которая даже внутри забрызгана грязью, приходится около четырех часов. Как шутит пилот, на соревнованиях водные преграды встречает с радостью – так немного отмывает авто. Но водные спецучастки полны сюрпризов. В Майкопе во время февральских Кубка и Чемпионата Краснодарского края по трофи-рейдам 2021 года экипаж Дудника утопил машину. Никто не мог предугадать, что авто скроется в реке практически полностью. Выехать самостоятельно армавирский экипаж не смог, пришлось на два часа оставить е? в воде, а затем забирать с помощью организаторов. 

На случай таких непредвиденных ситуаций на месте проведения соревнований дежурят врачи и спасатели. На одних из соревнований Юрию в глаз попала грязь, из-за чего мужчине пришлось обратиться к стационарному врачу. 

— Я стараюсь обезопасить себя и штурмана. Мы всегда пристегнуты, на головы надеты специальные шлемы, — поясняет джипер.

Мечта о Малайзии

Ближайшие соревнования, где армавирские джиперы примут участие, состоятся 15 мая. Это третий этап Кубка Краснодарского края в станице Дядьковской Кореновского района. Участие в заездах приносит баллы, которые вносят в турнирные таблицы: общую — для экипажа и отдельную — для каждого его участника. Среди 60 кубанских экипажей Юрий Дудник и Егор Мазницын занимают второе место.

Юрий мечтает поучаствовать в семидневной гонке джиперов RFC нового формата в Малайзии. Там вместо полутора часов дается всего 15 минут. А за день джиперы проезжают до шести-семи спецучастков. Но для участия необходимо заплатить несколько тысяч долларов, не считая затрат на перевозку машины.

По словам автолюбителя, в Армавире много джиперов. Но на соревнования ездят порядка десяти экипажей. Участники джип-спринта общаются друг с другом в интернет-сообществах. У них есть общественная некоммерческая организация «Внедорожный клуб «Викинг 4х4».

Говоря о шансах развития этого вида спорта в городе, Юрий считает, что они высоки.

Желающих заняться джип-спринтом в городе много. Мы стараемся заинтересовать людей, устраивая гонки там, где их могут посмотреть большое количество зрителей, — говорит Дудник. — В окрестностях Армавира 15 лет дважды в год проводили GPS-ориентирование на машинах и джип-спринт. В апреле этого года должны были устроить соревнования под Новокубанском. Но помешала пандемия коронавируса.

Снежана Годлевская
фото: Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях