31 год назад 25 августа курсант армавирского авиаучилища Вячеслав Рассохин во время учебного полета увел потерявший управление самолет от домов.
Когда машина неожиданно вышла из строя, он получил приказ катапультироваться. Тогда самолет упал бы на жилые кварталы улицы 4-й Лабинской. Но курсант приказ не выполнил и погиб. Но спас жизни десятков армавирцев. Ему был 21 год.
В интервью «АС» мама героя Вера Рассохина рассказала, почему сын не покинул падающий самолет, кем хотела видеть его и вспоминают ли Вячеслава те, кто обязан ему жизнью.
Владимир и Вера Рассохины,воспитавшие сына-героя, считают, что каким вырастет ребенок, зависит от климата в семье. Фото Александра Ковязина.
Невыполненный приказ
— Каким в вашей памяти остался день, когда сын совершил подвиг и спас жизни многих людей?
— Это произошло около 10 часов утра. Когда ехала на автобусе на работу, то услышала гудок, который эхом прокатился по городу. Зашла на работу, и ко мне сразу подошли сотрудники. Взяли за руку, отвели в кабинет. Там мне сказали, что сын разбился. Муж в это время шел в домоуправление за известкой, чтобы что-то побелить. Произошедшее обернулось для нас кошмаром. Не помню, сколько времени мы оба молча просидели на диване.
Когда в городе узнали, что сделал сын, к нам стали приходить друзья и знакомые, курсанты, военные. В тот день мы много говорили о Славе. Инструктор по полетам Владимир Замятин хвалил сына, говорил, что он был исполнительным и обязательным. Но легче не становилось.
— Вашему сыну поступил приказ катапультироваться. Почему он не выполнил его?
— Это был первый приказ, который сын не выполнил. Думаю, он понимал уровень угрозы — самолет пролетал над частными домами, могли погибнуть люди. Наверное, поэтому он принял единственно верное для себя решение — ценой собственной жизни отвести машину от улиц Армавира. У него получилось — самолет упал на кладбище.
— Правда ли, что накануне рокового дня у Вячеслава было тяжелое предчувствие?
— Да, он был грустным и подавленным. Накануне, в четверг, ребята-курсанты пошли в баню, а он не пошел. Позвонил домой и сказал, что остался, потому что не было настроения.
В пятницу в четыре часа утра курсантов повезли на взлетную полосу аэродрома. В этот день Славе запланировали четыре полета. Первые три вылета прошли нормально. Последний должен был завершиться около 10 часов.
— Что вы подумали, когда узнали, что официальная версия трагедии — ошибка пилота?
— Тогда об этом не думала — накрыло горе. Трагедию объяснили тем, что Слава был неопытным пилотом. Наказали диспетчера, вроде бы как уволили.
Характер хирурга
— Почему сын выбрал профессию военного пилота?
— Это его выбор. У него был учитель физкультуры Анатолий Калинин, который в прошлом служил в авиации. Он часто рассказывал ребятам о службе, о том, каково это сидеть за штурвалом самолета. Вот Слава и «заболел» небом.
Я не хотела, чтобы он становился летчиком. Любая мать меня поймет. Хотелось, чтобы ребенок занимался спокойным и безопасным делом. Отговаривала его, плакала. Делилась опасениями с мужем. Но боялись, что станем теми, из-за кого он не реализует мечту, — мы оба незрячие. Удерживать возле себя сына было эгоистично.
Я хотела, чтобы Славик выучился на хирурга, у него были красивые руки и подходящий для этой профессии характер: исполнительный, ответственный, рассудительный.
— Легко ли Вячеславу давалась учеба?
— Учился сын с удовольствием. У него развились математические способности, в этом он пошел в папу. Трудности переносил легко, не жаловался. Когда приходил в увольнение, помогал по дому: мыл окна, чистил печку. К друзьям уходил, только когда все переделает по дому. О выборе профессии никогда не жалел. Наоборот, гордился, что скоро станет летчиком.
— Товарищи Вячеслава вспоминают его как человека доброго и отзывчивого. Говорят, что он часто водил сокурсников домой и даже просил вас испечь пирожки для товарищей, которые лечились в госпитале. Эти качества характера могли подтолкнуть его к самопожертвованию?
— Конечно. Мы с мужем учили его уважительно относиться к людям, дружить. Он всегда улыбался, здоровался. Во дворе нашего многоквартирного дома его знали все. Слава обязательно остановится, поговорит. Если кто с сумкой идет, поможет донести до квартиры.
В училище с ним учились ребята из других городов. Будучи местным, он приглашал товарищей в гости, и я старалась их повкусней накормить. Когда кто-то из ребят попадал в госпиталь, Славик просил: «Мама, напеки пирогов, проведаю товарища». Кстати, Слава помогал печь пирожки. Он заглядывал в печь и комментировал, в каком состоянии находится выпечка, следует ли ее вытаскивать или еще подождать. Двери нашего дома всегда были открыты для его друзей.
Он умел удивлять. Однажды с мужем вернулись домой, а на холодильнике лежит письмо, написанное шрифтом Брайля: «Мамочка, ухожу на дискотеку. Целую». А ведь я не учила его этому шрифту. Потом он рассказал, что взял энциклопедию и скопировал оттуда слова. Второй раз такое письмо Слава прислал из Сальянов, где находился на сборах. Прислал его не по почте, а через товарища. В нем написал о своих делах.
Помыли окна
— Каким было его ощущение родины?
— Он ценил свою страну. Очень любил Армавир, знал его вдоль и поперек. Любил свою школу. Мы работали учителями и учили сына уважать людей, быть доброжелательным по отношению к остальным.
— Вячеслав был счастлив в семейной жизни?
— Со Светланой они поженились 15 июля, а 17 числа сыну исполнился 21 год. А 25 августа он погиб.
Молодые жили у нас душа в душу. Помню, как он привел Свету к нам домой, чтобы познакомить. Это произошло первого мая. Попили чаю. Девушка нам понравилась. И вдруг он говорит ей: «А давай поможем маме, помоем окна». Я стала возражать, ведь наверняка девушка была красиво одета. Но она согласилась. И они помыли все окна в квартире.
Планировали детей. Света хотела стать мамой. Ждали распределение Славы после выпуска из училища.
Семейный климат
— Кто помогал вам воспитывать сына?
— Мы жили без бабушек, сами воспитывали. Сынок в детстве почти не болел и не доставлял особых хлопот. Несколько раз к нам приезжала свекровь. В декретном отпуске я полностью занималась сыном. В силу проблем со зрением было сложно, но это были приятные хлопоты.
— Трудно было, когда ваш сын пошел в первый класс?
— Это было радостное событие, но напряженное. Мы с мужем оба работали, и после уроков Слава оставался на продленке. Со временем стали замечать, что он приходит домой уставшим и вялым. Посоветовавшись, решили, что я уйду с работы, чтобы заниматься воспитанием сына. В свободное от уроков время водила его на кружки и плавание.
В школе Славик учился на «четверки» и «пятерки». Выполнял общественные поручения, был членом Совета дружины, а в старших классах — членом комитета комсомола.
Я приучила Славика к порядку. На всю жизнь запомнила случай: у сына был свой письменный стол. Как-то раз подошла к нему и нащупала небольшой бардак. Взяла и сбросила все вещи на пол. Слава в тот момент заплакал и спросил: «Мама, что ты делаешь?» Объяснила, что везде должен быть порядок. Вот плохо вижу, но у меня же вещи лежат аккуратно на своих местах. Это был единственный случай, когда проявила к нему строгость. После этого сын никогда не разбрасывал вещи.
У нас в семье был жесткий распорядок дня: завтракать, обедать, ужинать садились в одно и то же время. Никто никогда не опаздывал.
— Вы специально учили сына любить родину?
— С ребенком нужно постоянно разговаривать. Он не должен ощущать нехватки любви и внимания со стороны родителей. Мы всегда объясняли Славе, почему так делать нельзя, как правильно общаться со ровесниками. Приводили примеры из собственной жизни.
Любовь к родине начинается с места, где ты живешь. Несмотря на свой недуг и загруженность на работе, по выходным мы постоянно куда-нибудь ходили. Любимым местом прогулок была Городская роща. Муж зимой учил Славика кататься на коньках. Мы показывали ему памятники Армавира, рассказывали об истории города.
Во время каникул обязательно куда-нибудь возили его. Муж руководил шахматным кружком в школе для слепых, и они часто выезжали в другие города на соревнования. С ними ездил и сын. Он побывал в Молдавии, Белоруссии, Прибалтике, на Украине. Муж устраивал ему экскурсии по городам.
— Вы знаете, как воспитать в человеке такой уровень ответственности за других, как у вашего сына?
— Все зависит от семьи. Если в ней нормальный климат, то ребенок вырастет хорошим человеком.
Фото Александра Ковязина.
Спасенный квартал
— Правда ли, что после гибели сына вы подарили его игрушки детскому саду, в который он ходил?
— Да. И не только детские игрушки, но и ковры. Мы хотели, чтобы люди помнили о Славе.
— Ваш сын спас жителей нескольких улиц. Приходили ли люди к вам?
— Да. С одной из женщин — Варварой Шелковой — мы даже подружились. Она жила недалеко от кладбища, куда мы после трагедии ходили на могилу сына. Она шла вместе с нами. Потом приглашала к себе домой на чай.
В память о Вячеславе местные жители собрали инициативную группу и обратились в администрацию города с просьбой переименовать 4-ю Лабинскую улицу в честь нашего сына. Так они выразили благодарность за то, что он пожертвовал собой ради них.
— Лицей № 11 стал первым учебным заведением, которому присвоили имя героя — Вячеслава Рассохина. Для вас это важно?
— Мы гордимся тем, что улица и лицей носят имя сына. До пандемии коронавируса нас приглашали в лицей на День учителя, 8 Марта, День защитника Отечества. Дети о Вячеславе слушают с интересом.
Хочу сказать спасибо директору лицея Анне Абелян. Она многое делает, чтобы ученики не забывали о подвиге, который совершил Слава. Каждый год один из классов берет шефство над нами. Ребята с педагогом приходят в гости, поздравляют с праздниками.
— Продолжают ли с вами общаться друзья и педагоги Вячеслава?
— Да, они не забывают нас. На днях у нас гостила семья товарища Славы — Игоря. Они приехали из Перми. Приезжали его знакомые из Краснодара. Каждый август, когда друзья Славика празднуют выпуск из училища, приходят в гости.
— У Вячеслава был выбор: спасти себя или спасти людей. Он пожертвовал собой. Почему ваш сын поступил именно так?
— Он не был равнодушным человеком. Он мог броситься в огонь, защитить кого угодно, пусть даже незнакомого человека. У него был внутренний стержень.
Виктория Александрова
Фото из открытых источников.