Армавирец Владимир Щербинин мечтал о режиссуре, но стал юристом. Но именно в юридической академии он написал свою первую пьесу.
Не сопротивляясь кринжу
Когда Владимира спрашивают, в каких условиях ему лучше пишется, он вспоминает один из комиксов.
— Мужчина хотел стать писателем и избавился от всего «мешающего». Купил дорогой стол, компьютер. Сел творить. Но как ни старался, перед ним лежал чистый лист, — рассказывает парень. — На рисунке Чарльза Буковски изображен человек, сидящий в шахте с киянкой и фонариком. На обрывке бумаги он что-то пишет углем. Сразу вспоминается цитата писателя: если появилось вдохновение, то неважны условия – ты все равно напишешь.
Писать Владимир начал в шесть лет. Сначала это были стихотворения, потом – рассказы.
— Всерьез литературой увлекся в 13 лет, когда переехал из Славянска-на-Кубани в Армавир, — вспоминает армавирец. — Однажды от нечего делать открыл на компьютере программу Microsoft Word и начал набирать свой первый рассказ «Собачий род» о домашнем псе, вдруг подумавшем, что служить людям неправильно. Освободившись от цепи, он безуспешно звал с собой соседских собак. А вскоре под мостом прибился к бродячей стае и стал жить в свободе от человека. Рассказ до сих пор хранится в компьютере.
Вдохновленный изучаемыми в школе Фонвизиным и Чеховым, парень пытался сочинить сатирические произведения о графах и графинях. Но пришел к выводу, что имеющий ценность автор должен отражать происходящее в его эпоху.
— Хочу написать роман о XXI веке. Сейчас безумно живой язык, за изменениями которого интересно наблюдать. Поглощая и перерабатывая англицизмы, он похож на голодного ребенка, — размышляет молодой автор. — Когда появляются слова «мем» или «кринж», сначала сопротивляешься им, а потом начинаешь использовать. Некоторые современные авторы пишут высокопарной лексикой, читая которую, понимаешь: так люди сейчас не говорят.
Разговор с Богом
Четыре года назад Владимир, выбрав специальность, которая позволит содержать семью, уехал учиться в Саратовскую государственную юридическую академию. Оказалось, в альма-матер есть театр. Студенты по договору между вузом и Саратовским театром юного зрителя могут заниматься театральным мастерством с профессиональными актерами. И мечтавший с 15 лет стать режиссером парень шанс не упустил.
На втором курсе Владимир уже руководил студенческим театром. Тогда и написал первую пьесу. Решив участвовать в фестивале «Студенческая весна», искал пьесу.
— Но даже в Интернете не нашел ничего подходящего — в основном это были авангардные и экспериментальные пьесы. Тогда подумал: «Почему не написать свою?», — вспоминает молодой человек.
Так родилась пьеса «Когда Бог услышал». Она — об актере, получившем за день до съемок совершенно другой сценарий, где должен играть неудачника. И он пытается выяснить, почему режиссер дал ему такую роль. Произведение задумывалось как аллегория диалога человека с Богом.
— В нем хотел сказать, что сценарий нашей жизни всегда меняется под влиянием событий и людей. Актер – просто человек, режиссер – Бог. Их разговор – молитва, во время которой исполняющий роль неудачника артист спрашивает, почему в его жизни постоянно возникают трудности, — поясняет Владимир. — И режиссер – Бог – объясняет, что именно череда жизненных проблем делает нас теми, кто мы есть.
Театр без вопросов
Герои драматических произведений Владимира Щербинина, затрагивающие социально-острые и морально-этические темы, — обычные люди. Молодой автор не согласен с тем, что художественные произведения должны оставлять после себя вопросы. Армавирский драматург считает, любое творчество должно давать ответы даже на вопросы, которые люди себе не задавали.
— Мое поколение понимает, что жизнь- сложная штука, но пытается иронизировать над этим. Поэтому пишу философские тексты с долей юмора, чтобы легче воспринимались, — говорит молодой человек.
Иногда в основу сюжета пьес ложится материал, который автору не по душе. По просьбе художественного руководителя Саратовского ТЮЗа Владимир адаптировал для сцены роман-антиутопию Евгения Замятина «Мы».
— Я не фанат этого произведения. Главный персонаж здесь постоянно мечется: то за единое государство, то против. Свою версию писал около двух месяцев, пытаясь найти ответ на вопрос «Что главнее – разум или чувства?» Решил, что между ними должна быть золотая середина, — рассказывает Владимир Щербинин.
Армавирский юрист написал 13 пьес. Из них только одну не успел поставить на сцене театра, потому что закончил обучение в академии.
Вдохновляющий закон
Пишет Владимир по ночам.
— Днем голова забита не тем, — признается молодой автор. — А вечером появляется возможность остаться со своими мыслями наедине.
Вдохновение может прийти внезапно. Однажды в романе Фицджеральда «Ночь нежна» Владимир зацепился за слово «дуэль». Подумал, что сейчас их не проводят. Но вдруг понял – изменилась форма дуэлей. До сих пор мальчишки забивают друг другу «стрелки». А потом пришла мысль, что такие поединки случаются и между девушками. И написал об этом пьесу.
— Ее сюжет — это параллельные события: дуэль между мужчинами в XVIII веке и драка девушек в XXI веке, — рассказывает парень. — Но суть пьесы — это размышление о чести. В финале герои говорят, что честь надо отстаивать, за нее приходится драться. Никто не имеет права отбирать ее у человека. Второй смысл пьесы о том, что история циклична. Ничто в этом мире не исчезает, а меняет форму.
Сюжет «Переезда» родился на паре по земельному праву. Студентам показывали новостной сюжет о земельном споре между сельскими жителями, чьи дома стояли на улице Конституционной. Владимир тогда пошутил, что где-то рядом должна быть улица Демократическая. А потом родился сюжет, в основе которого — переезд героя с одной улицы на другую.
Подсказанный финал
Некоторых героев Владимир пишет с себя, но есть в его пьесах собирательные образы. В «Переезде» это бывший бандит из 1990-х, старушка с многочисленными котами, многодетная семья с отцом-алкоголиком. А вот друзья или знакомые никогда не становятся прототипами героев его пьес.
Фото Анастасии Филимоновой.
Иногда у персонажей нет имен.
— Поначалу давал, как в школе учили, говорящие имена, как у Раскольникова, мучающегося расколом души. Потом ушел от этого, — говорит молодой человек. — Но в «Переезде» герой живет на улице Конституционной, а фамилия у него Сперанский. Как у известного реформатора, руководившего в начале XIX века работой по кодификации законодательства.
Первые читатели пьес молодого драматурга — друзья и мама. Но критикуют его они редко. Владимир, если не согласен с критикой, отстаивает свою точку зрения. Часто спорящие сходятся во мнении, что в искусстве все субъективно.
— Я могу согласиться с человеком, если нравится его идея, — признается драматург. — В том же «Переезде» концовку мне подсказали. В моей версии персонаж разочаровался в соседях, озлобился. Товарищ предложил, чтобы главный герой, не до конца понимая происходящее, на агрессию людей отвечал с любовью. И это оказалось глубже по смыслу.
Когда планировал несостоявшуюся постановку «Переезд», Владимир хотел использовать фоновые экраны, на которых дословно цитировали бы нарушенные конституционные нормы с пунктом и статьей. Например, когда соседи заперли главного героя в подвале, не желая, чтобы он уезжал, на экране зрители увидели бы, что нарушено право на свободу передвижения.
Без кино
Мечтавший о режиссуре Владимир для индустрии кино писать не хочет. Хотя по его сценарию был снят короткометражный фильм для фестиваля «Студенческая весна», занявший первое место. Главный герой короткометражки стендап-комик набирает популярность, но в финале по своей вине становится мало востребованным клоуном. За четыре минуты создатели фильма рассказали, как из-за желания быть всегда первым можно потерять все.
Сейчас Владимир увлечен театром. Он побывал на постановках в Армавирском, Саратовском, Нижегородском и Казанском театрах. Но смотреть спектакли ему нравится меньше, чем участвовать в их создании.
Молодой драматург осваивает жанр социально-бытового очерка, описывая то интересное, что происходит в его жизни. Есть идея для романа.
— Сейчас совмещаю юридическую практику и писательство. Вдохновение нахожу правоотношениях, — делится Владимир Щербинин.
Снежана Годлевская