Полвека назад, 16 июня 1973 года, в Армавире запустили первый троллейбус «ЗИУ-9». Троллейбусную линию создавали шесть лет — с 1967 года. Стройка была всенародной: вместе со специалистами в ней участвовали 140 коллективов городских предприятий и учреждений.
В архивном отделе администрации города хранятся документы за подписью председателя горисполкома Якова Пшеничного, где говорится, что крайисполком наметил ввести первую очередь троллейбусов в Армавире в 1970 году. Но здания троллейбусного депо, энергохозяйства, электроподстанции возвели еще в 1963 году. Однако из-за нехватки финансирования завершение строительства тогда перенесли на неопределенный срок.
Чье оборудование?
53 года назад единственным видом городского транспорта в Армавире были автобусы. Но они не справлялись с нагрузкой. Троллейбусы бы позволили обеспечить своевременную перевозку населения, а также рабочих в промышленные районы города.
Председатель городского Совета ветеранов Николай Скрипкин работал заведующим идеологического отдела горкома КПСС, когда в городе построили троллейбусную линию. Как рассказал он «АС», идея родилась благодаря судьбоносной оплошности: в Армавире по ошибке разгрузили троллейбусное оборудование. Оно долго лежало без дела. Сначала не удавалось установить, кому это «добро» принадлежит, а затем — отыскать ему новых владельцев.
— Первый секретарь горкома партии Николай Андреевич Слюсарев собрал руководителей городских предприятий и организаций — около 30 человек — и объяснил ситуацию, — вспоминает Николай Скрипкин. — Сперва предложили передать оборудование в Сочи. Но там о него отказались. Объяснили, что для прокладки троллейбусной линии пришлось бы вырубить платаны на Курортном проспекте, а они, мол, гордость города. В Краснодаре ответили, что у них уже есть троллейбусы, и дополнительное оборудование кубанской столице ни к чему. Решили оставить его в Армавире.
Деньги на строительство троллейбусной линии выделили из бюджетов предприятий. Дозволение на это получили в Москве, в министерствах, которым они подчинялись.
Первый водитель троллейбуса в Армавире Николай Золотарев и кондуктор Валентина Песоцкая. Фото из Государственного каталога Музейного фонда России
Народная стройка
Вопрос об электрификации городского транспорта рассматривали еще в 1965 году, вспоминает армавирский писатель-документалист Владимир Павлюченков. Годом позднее крайисполком задуманное утвердил.
— Предполагалось, что будет построено несколько троллейбусных линий, — делится Владимир Павлюченков. — Первый маршрут назывался «Мясокомбинат — Армавир-1», и его строительство можно назвать народным. Учебные заведения, кроме школ, каждое предприятие, учреждение, воинскую часть наделяли фронтом работ.
Владимир Павлюченков в те годы работал на приборостроительном заводе. Вспоминает, что им выделили участок по улице Энгельса. Заводчане копали и выравнивали землю, выкорчевывали корни деревьев, носили булыжники, а затем высаживали саженцы на улицах, по которым пролегал маршрут троллейбуса.
— Работали по выходным, после учебы или работы. Новый вид транспорта был необходим городу, и люди это понимали, — говорит Владимир Николаевич.
Строительство троллейбусного депо в районе мясокомбината. 16 июля 1971 года. Фото из Государственного каталога Музейного фонда России
Без опыта
Для газеты «Советский Армавир» (номер от 21 июня 1973 года) начальник СМУ-41 треста №14 В. Шпаков рассказывал, что строить троллейбусную линию было нелегко.
«Объем работ предстоял огромный, — вспоминал он. — Необходимо было произвести корчевку деревьев, соорудить водосливные траншеи, выполнить большой объем земляных работ. Надо было построить депо с энергослужбой и со всеми инженерными сетями, гаражом и складом, смонтировать контактные сети с питающими и отсасывающими сетями, первую и вторую тяговые подстанции, ливневый коллектор, водопровод по улице Луначарского и другое».
На строительство объекта, опыта сооружения которого у армавирских специалистов прежде не было, горожане отдавали все силы. Например, за пять дней бригада Н.И. Неделько уложила на путепроводе 80 тонн металла, а на переделке смотровых ям депо — 30 тонн. Строительство коллектора по улице Луначарского выполнили на три месяца раньше срока, сообщал бригадир ССМУ-50 треста «Спецстрой» В. Проценко.
За 28 минут
Первый троллейбус в городе выпустили на линию 16 июня 1973 года. Открытие маршрута, как и любое знаменательное для советских граждан событие, началось с митинга на площади перед мясоконсервным комбинатом. Тремя днями позже в газете «Советский Армавир» писали, что его открыл председатель горисполкома Георгий Константинович Троицкий. Уже тогда заговорили о строительстве второго маршрута, связующего два железнодорожных вокзала.
Протяженность маршрута «Мясокомбинат — Армавир-1» была восемь километров. Водителем первого троллейбуса стал Николай Николаевич Золотарев — бывший рабочий табачной фабрики, выучившийся на водителя троллейбуса на центральных курсах крайкоммунхоза. Доверили ему «ЗИУ-9». В серийное производство эту модель запустили за год до появления в Армавире электротранспорта.
Как вспоминал Николай Золотарев, в «ЗИУ-9» конструкторы учли все недостатки предыдущих моделей. В «Советском Армавире» писали, что раньше планировка салона троллейбусов являлась неудобной: возле касс было недостаточно места и создавалась очередь из приобретающих билеты, мешали задние сиденья. А в новых «ЗИУ-9», которые пустили в Армавире, сидячих мест хоть и было немного, зато площадки в салоне стали шире, а центральный проход — просторнее.
«А пневматическая подвеска с телескопическими амортизаторами способствует плавному ходу, создан максимум удобств и для водителя», — рассказывал Николай Золотарев.
Его коллегой стала кондуктор Валентина Песоцкая. В троллейбусный парк комсомолка пришла после окончания первого курса строительного техникума. В газете писали, что девушка и сама мечтала водить троллейбус, поэтому руководство одобрило ее заявку на центральные курсы водителей.
На конечную остановку троллейбус №01 прибыл спустя 28 минут. За один рейс он перевез 130 пассажиров.
На первом рейсе среди почетных пассажиров были управляющий трестом №14 Эдмунд Спрейс, зампредкрайисполкома Виктор Артюшков, Николай Слюсарев и другие армавирцы, активно участвовавшие в строительстве линии.
Открытие троллейбусного депо. Фото Петра Янеля.
12 по выходным
Сейчас троллейбусным сообщением в Армавире занимается компания «Армавиравто».
— Пассажиров перевозим по трем муниципальным троллейбусным маршрутам регулярного сообщения: № 3 «Мясокомбинат – Азовская», № 4 «Вокзал 1 — Мясокомбинат» и № 27 «Азовская — Обувная фабрика», — рассказал директор «Армавиравто» Геворг Енгибарян.
В будние дни на маршруты выходит 17 троллейбусов, в выходные — 12. Пассажиров перевозят троллейбусы марок ЗИУ-682Г-012, ЗИУ-682Г-016, ТРОЛЗА-5275-03 и БТЗ-52761.
Интересно
Из отчетов о работе троллейбусного хозяйства, хранящегося в архивном отделе администрации Армавира, известно, что в 1974 году в городе было 30 троллейбусов, а в 1975 — уже 37.
В 1974 году по техническим причинам троллейбусы 339 раз сходили с линий, сообщается в отчете, а в первом квартале 1975 года зафиксировали 89 сходов. В исполкоме городского Совета депутатов трудящихся отметили, что причиной этого стало отсутствие своевременных и качественных плановых ремонтов и профилактического обслуживания троллейбусов.
Современный троллейбус маршрута №4. Фото Александра Ковязина/ АС
Снежана Годлевская