О чем писал родным известный писатель и меценат Савва Дангулов

О чем писал родным известный писатель и меценат Савва Дангулов

Писатель, драматург, журналист, дипломат, меценат Савва Дангулов, чье 110-летие со дня рождения отмечают в этом году, на целую эпоху стал культурным камертоном родного ему Армавира.

Он отдал городу часть своего дома. Сейчас здесь создан Дом-музей его имени, ставший местом общения творческой интеллигенции Армавира. Архитектурной достопримечательностью советского периода стало здание детской библиотеки, напоминающее раскрытую книгу. Его построили по инициативе известного в СССР земляка. А еще благодаря Савве Дангулову в Армавире появилась живописная коллекция мирового уровня. Подаренное им городу собрание работ мастеров отечественной и зарубежной живописи «С мыслью о матери» — культурная жемчужина Армавира.

Видимо, южное солнце Армавира, под которым вырос писатель, наделило его широтой души, тонким лиризмом и заряжающим всех вокруг жизнелюбием. Эмоциональной щедростью и абсолютной любовью к Армавиру пронизаны письма Саввы Дангулова к родным, которые хранятся в доме-музее. Как рассказала заведующая Домом-музеем Дангулова Ольга Василинич, многие письма остались без даты и адреса отправителя, потому что их конверты не сохранились. Некоторые из них были озвучены на вечере памяти писателя, организованном в детской библиотеке имени Зои Космодемьянской.

О чем писал родным известный писатель и меценат Савва Дангулов

Фото Александра Ковязина.

Жизнь в Орджоникидзе

Ольга Василинич рассказала, что в конце 1933 года писатель уехал в Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Там работал очеркистом в газете «Власть труда» («Пролетарий Осетии») и возглавил выездную редакцию на строительстве гидростанции на реке Гизельдон.

«Мама!

Ты наверное уже получила 100 р. посланные … телеграфом третьего апреля. Все эти дни стремился написать тебе о моей Владикавказской жизни, но работа так захватила меня, что сделать я этого просто не мог.

Приехали мы в город Орджоникидзе в 7 часов вечера первого апреля. Сейчас же остановились в номере лучшей гостиницы города «Европа». Через несколько минут мы уже были в редакции. Редактор меня принял с распростертыми объятиями. На другой день меня провели приказом заведующим промышленным отделом газеты «Власть труда».

Теперь об условиях снабжения: я столуюсь в столовой общежития. …На завтрак — большая тарелка пшенной каши (45 коп). На обед — жирный борщ и пудинг или суп с макаронами и с белым пирогом, начиненным сыром. Ужин такой же, как завтрак. Получаю хлеб по первой категории (1 список), то есть 700 граммов.

Сегодня меня прикрепляют к ларьку ИТР. В общем, не голодаю. Но кушать на рынке пока ничего нельзя. На рынке цены приблизительно, как в Армавире. Мне передали, что в Ингушетии гораздо лучше с продуктами. Но туда выбраться трудно.

…вчера мы гуляли (я, редактор и Миша) по Владикавказу. Были в замечательном парке. Это лучший парк на Северном Кавказе. В парке – озера, в озерах – лебеди. Зверинец, купальня, буфет, театр, концертный зал, площадки для физкультурных игр. На краю парка бурный Терек. На берегу Терека знаменитая мечеть, заснятая на кинопленку «Абрек Заур».

Буду иметь скоро квартиру. Тогда дам твердое приглашение приехать во Владикавказ. Меня очень интересуют ваши новости. Часто думаю о вас. Обязательно напишите, как вы живете? Как дядя Саша? Что нового от Дони? Как воспринял мой отъезд?

…Здесь горы снеговые. Видел Казбек. Красивая гора! Когда заходит солнце, лучи останавливаются на Казбеке перед закатом. Красиво. Летом обязательно заберу вас».

О чем писал родным известный писатель и меценат Савва Дангулов

Семейная шкатулка Дангуловых, в которой хранились письма Саввы Артемьевича. Фото Александра Ковязина.

Вспоминая Лермонтова

Письма Саввы Дангулова, адресованные матери Екатерине Николаевне, говорят о глубоком уважении и трепетном отношении к самому близкому для него человеку. Каждую весточку от нее он ждал с нетерпением.

«Мама, сегодня утром я получил от тебя долгожданное письмо. Живу по-прежнему, работаю на Гизельдонстрое руководителем выездной редакции. Посылаю вам газету. Пишу очерки, одновременно в нашу газету и в «Пролетарии Осетии» и «Большевистскую смену». Живу в горах. Изумительно красивая местность. Работаю на строительстве крупнейшей гидростанции в крае. Часто брожу по высоченным горам.

Вспоминаю детское увлечение стихами Лермонтова. Вчера путешествовал по аулам с известным изобретателем Ушту Байматовым, героем очерка «Поэма о пастухе».

О чем писал родным известный писатель и меценат Савва Дангулов

Фото Александра Ковязина.

Хочу побывать в хибарке

После освобождения Румынии в 1944 году армавирского писателя с первой группой советских дипломатов направили в Бухарест советником посла по культурным связям. Оттуда Савва Артемьевич в письме от 6 июля 1945 года родным пишет о желании оказаться дома, в Армавире.

«…А в общем страшно хочется домой в Армавир. Трудно сказать, что бы я отдал за возможность побывать сейчас в нашей «хибарке», посидеть среди вас всех и поговорить обо всем, как часто мы все собирались и говорили в хорошие старые времена. Несмотря на то, что живем мы здесь неплохо, чертовски тянет обратно в Советский Союз.

…стараюсь забываться в работе, благо здесь ее не меньше, чем в Москве.

Как я уже писал вам, мы живем с Ниной в квартире, которая помещается в здании посольства. Нина работает вместе со мной в посольстве. Наше развлечение – кино, поездки за город и посещение концертов наших артистов, которые часто посещают Бухарест. За короткое время у нас побывали Барсова, Козловский, Ойстрах, Лепешинская, Ободзинский и много других. Это отрадно и во многом облегчает наше заграничное существование, которое при всех прелестях не очень приятно.

Но некоторое время тому назад мне удалось выехать вглубь страны. Я был в наиболее красивых местах Румынии – Клуже, Стбиу, Бражове, … крайний Северо-Западный уголок Румынии – Сиге, пересек границу, и побывал в Чехословакии, был в Мукачево, Ужгороде, в общем, в течение недели я проехал на автомашинах около 2 тысяч километров.

Я не встретил здесь ни одного армавирца. Как я уже писал, как-то в прошлом году, через Бухарест проводили много пленных, я старался обнаружить среди них кого-нибудь из наших близких, о ком не было вестей в эту войну. Однако не нашел никого.

Мама, если тебе кажется, что я ко всем вам изменился – не верь тому, это неправда. Я постоянно думаю о всех вас, и самое дорогое, самое сокровенное мое желание — вновь побывать в Армавире. И повидать всех вас. Я приготовил тебе замечательную сумку, отрезы на платье, а папе отрез хорошей шерсти цвета хаки на полувоенный костюм по его вкусу.

Мне кажется, что придет время, и я явлюсь к вам так же неожиданно, как явился в тот пасмурный ноябрьский полдень в 1943 году».

Подарок от Труайя

Яркое событие в жизни Саввы Дангулова – встреча с французским писателем армянского происхождения Анри Труайя (Львом Тарасовым), чьи предки жили в Армавире. О нем Савва Артемьевич пишет в письме родным после возвращения из Франции.

«Дорогие мои, вы, наверное, получили телеграмму о моем благополучном возвращении из Франции. Был в Париже, Марселе, Ницце и в Монте-Карло. Был один, без спутников и переводчиков и вполне общался со своим французским. Две недели пробыл в Париже. Жил рядом с Марсовым полем. Подолгу бродил по городу и, как мне кажется, почувствовал его.

Как уже писал вам, был у обоих братьев Тарасовых. Кстати, старший – инженер, очень приятный, женат на русской. Оба брата очень армавирские. Лучшие, скромные, умелые. Одним словом – наши!

Меня приняли за своего, читали мою статью о Труайя, которую напечатал в журнале «Москва» к роману «Снег в трауре».

Труайя подарил мне свои книги, в том числе первую трилогию, где действие начинается в Армавире и главный герой носит имя Данова. «Это про нас», — сказал он. В общем там история Армавира. Кстати, очень просил меня прислать «Историю Армавира», я пообещал. Где добыть книгу? В общем, это была хорошая поездка. Приеду – расскажу подробнее. Хочу приехать в апреле и пробыть у вас праздники».

Снежана Годлевская

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях