Хочу побывать в хибарке
После освобождения Румынии в 1944 году армавирского писателя с первой группой советских дипломатов направили в Бухарест советником посла по культурным связям. Оттуда Савва Артемьевич в письме от 6 июля 1945 года родным пишет о желании оказаться дома, в Армавире.
«…А в общем страшно хочется домой в Армавир. Трудно сказать, что бы я отдал за возможность побывать сейчас в нашей «хибарке», посидеть среди вас всех и поговорить обо всем, как часто мы все собирались и говорили в хорошие старые времена. Несмотря на то, что живем мы здесь неплохо, чертовски тянет обратно в Советский Союз.
…стараюсь забываться в работе, благо здесь ее не меньше, чем в Москве.
Как я уже писал вам, мы живем с Ниной в квартире, которая помещается в здании посольства. Нина работает вместе со мной в посольстве. Наше развлечение – кино, поездки за город и посещение концертов наших артистов, которые часто посещают Бухарест. За короткое время у нас побывали Барсова, Козловский, Ойстрах, Лепешинская, Ободзинский и много других. Это отрадно и во многом облегчает наше заграничное существование, которое при всех прелестях не очень приятно.
Но некоторое время тому назад мне удалось выехать вглубь страны. Я был в наиболее красивых местах Румынии – Клуже, Стбиу, Бражове, … крайний Северо-Западный уголок Румынии – Сиге, пересек границу, и побывал в Чехословакии, был в Мукачево, Ужгороде, в общем, в течение недели я проехал на автомашинах около 2 тысяч километров.
Я не встретил здесь ни одного армавирца. Как я уже писал, как-то в прошлом году, через Бухарест проводили много пленных, я старался обнаружить среди них кого-нибудь из наших близких, о ком не было вестей в эту войну. Однако не нашел никого.
Мама, если тебе кажется, что я ко всем вам изменился – не верь тому, это неправда. Я постоянно думаю о всех вас, и самое дорогое, самое сокровенное мое желание - вновь побывать в Армавире. И повидать всех вас. Я приготовил тебе замечательную сумку, отрезы на платье, а папе отрез хорошей шерсти цвета хаки на полувоенный костюм по его вкусу.
Мне кажется, что придет время, и я явлюсь к вам так же неожиданно, как явился в тот пасмурный ноябрьский полдень в 1943 году».
Подарок от Труайя
Яркое событие в жизни Саввы Дангулова – встреча с французским писателем армянского происхождения Анри Труайя (Львом Тарасовым), чьи предки жили в Армавире. О нем Савва Артемьевич пишет в письме родным после возвращения из Франции.
«Дорогие мои, вы, наверное, получили телеграмму о моем благополучном возвращении из Франции. Был в Париже, Марселе, Ницце и в Монте-Карло. Был один, без спутников и переводчиков и вполне общался со своим французским. Две недели пробыл в Париже. Жил рядом с Марсовым полем. Подолгу бродил по городу и, как мне кажется, почувствовал его.
Как уже писал вам, был у обоих братьев Тарасовых. Кстати, старший – инженер, очень приятный, женат на русской. Оба брата очень армавирские. Лучшие, скромные, умелые. Одним словом – наши!
Меня приняли за своего, читали мою статью о Труайя, которую напечатал в журнале «Москва» к роману «Снег в трауре».
Труайя подарил мне свои книги, в том числе первую трилогию, где действие начинается в Армавире и главный герой носит имя Данова. «Это про нас», - сказал он. В общем там история Армавира. Кстати, очень просил меня прислать «Историю Армавира», я пообещал. Где добыть книгу? В общем, это была хорошая поездка. Приеду – расскажу подробнее. Хочу приехать в апреле и пробыть у вас праздники».