Новости Армавира
63.56
66.61
Погода в Армавире:
облачно с прояснениями +17
вечер +22
ночь +13
19 : 41
18 мая, 2022
Из чего Гаяне Анахасян плетет трессы и чем рисует морщины?

Из чего Гаяне Анахасян плетет трессы и чем рисует морщины?

Юлия Чернышова

Постижер в переводе с французского означает искусственный, фальшивый. А на самом деле это большой трудяга, без которого не создать ни один спектакль, считает Гаяне Анахасян.

- Это штучная профессия, - говорит гример-постижер Армавирского театра драмы и комедии.

Ручная работа

Гаяне делает усы, бороды, парики для актеров и гримирует их перед спектаклями. Она знает, сколько волосков в искусственной бороде героя и как превратить молоденькую актрису в старушку.

Работу над новой постановкой постижер начинает за месяц до премьеры. Готовит эскизы образов, снимает мерки с актеров. После этого приступает к изготовлению париков, усов, бород, бакенбардов.

- Сейчас театр закупает много готовых бакенбардов, усов, париков. Но плету их и сама – из настоящих волос и искусственного «суррогата». Каждый волосок собираю в трессы и вплетаю в сетку специальным крючком - ручная работа, - поясняет Гаяне Анахасян. - Настоящий волос – материал дорогой, поэтому, экономя театральный бюджет, делаю заготовки из старых искусственных париков. Одно и то же изделие используется в разных постановках.

Усы, бороды, парики Гаяне моет специальным средством и дезинфицирует.

  • Фото Александра Ковязина.
  • Моцарт заставил потрудиться

    Сколько за семь с половиной лет работы в театре она изготовила париков, бород, кос, завила метров кудрей, Гаяне не считала.

    - Помню свое первое творение - трессы. Волосок к волоску собирала косу для женского персонажа. Какого, теперь и не помню, но терпения тогда понадобилось много, - признается мастер.

    В процессе наработки профессионализма всякое случалось. Такие случаи Гаяне вспоминает одновременно с улыбкой и ужасом.

    - Однажды в самом разгаре спектакля у актера на сцене отклеился ус. И он ничего не мог с этим поделать. Это было и смешно, и горько, и обидно, - вспоминает постижер. - Стояла за кулисами и переживала — было стыдно. Когда артист закончил играть эпизод, побежала к нему с клеем в руках. Зрители в первых рядах это заметили, но актер не подал виду и отыграл как ни в чем не бывало.

    В недавней постановке «Пушкинских трагедий» Гаяне, как она говорит, «заставил» потрудиться Моцарт. В спектакле есть эпизод, где актер просовывает голову в решетку, и важно было, чтобы в этот момент он не оставил там шевелюру - отверстие очень маленькое.

    - Переживая, я так сильно прикрепила заколочками и завязочками со всех сторон парик, что он даже не сдвинулся, - смеется мастер. - Но актеру на сцене ничто не должно мешать. Он не должен волноваться, что у него сейчас улетит парик.

  • Фото Александра Ковязина.
  • Требуется в театр

    В театр Гаяне Анахасян попала из домохозяек.

    - После школы в нашем армавирском 11-м училище осваивала профессию парикмахера. Около восьми месяцев мы изучали постижерное дело, - рассказывает мастер. - Но после получения диплома сразу вышла замуж, родила двоих детей и не работала. Творила только на кухне.

    Но однажды увидела в городской газете объявление: «В театр драмы и комедии Армавира требуется гример-постижер». И решила испытать судьбу. Позвонила. И Гаяне взяли на работу.

  • Фото Александра Ковязина.
  • Нарисовать морщины

    Искусство грима Гаяне Анахасян осваивала уже в театре. Научилась подгонять и подшивать под параметры лица актера бороды. Превращать славянина в темпераментного грузина с помощью носа, изготовленного в цехе бутафории.

    Черты персонажа проявляются только во время репетиции постановки. Актер играет свою роль, а гример-постижер, костюмеры и режиссер наблюдают, как проявляется в это время характер персонажа: как актер хмурит брови, улыбается - важны все детали. Только тогда, как конструктор, они собирают образ будущего героя. Все, вплоть до мимических морщин и цвета парика, обсуждают во время репетиции.

    - Грим наношу по плану, составленному художником и режиссером. Он соответствует роли и характеру актера, - поясняет мастер. - Образ завершаю, крепя на маленькие заколки парик или шиньон. В них даже волоски подобраны под цвет кожи актера.

    На лицах молодых актрис она кропотливо вырисовывает кисточкой-растушевкой мимические морщины. Говорит, грим лучше ляжет, если его наносить пальцами, - тогда образ будет выглядеть естественно.

    - Актеры часто сами себя гримируют. У них есть собственные секреты «маскировки». Но советуются, - рассказывает Гаяне. - Сначала на лицо наносят вазелин. Грим тогда ляжет ровно и не забьется в кожу. Театральный грим изготовлен из натуральных масел, поэтому очень жирный. Лицо в нем не дышит. Зато он хорошо подходит для сказочных персонажей - делает образ ярче.

    Уже поверх вазелина и грима Гаяне кладет тени, румяна и палитру, пудрит, превращая совсем молоденькую актрису в почтенную старушку лет семидесяти.

  • Фото из открытых источников.
  • Яга с растушевкой

    Не всегда созданный гримером-постижером образ героя принимает режиссер спектакля.

    - Помню, долго не удавалось сделать из возрастной актрисы милую девочку. Режиссеру все предложенные варианты не нравились, - рассказывает Гаяне. - Парик не парик, грим не грим. Вроде волосок к волоску лежит, реснички, вычерченные линии макияжа, а постановщику все не то. Не похожа, говорит!

    Гаяне переделывала образ раз пять, пока режиссер не сказал: «Верю!»

    - Очень люблю сказочные образы. В них есть с чем играть, - признается мастер по гриму. - Расцвечиваю персонажей яркими красками. Есть где развернуться, когда гримируешь Кощея и Бабу-Ягу!

    Образ сказочной старухи Гаяне Анахасян создавала, вдохновляясь работой актера Георгия Милляра, исполнившего роль Бабы Яги в киносказке Александра Роу «Морозко».

    - Все эти мимические морщинки, взъерошенный паричок, треугольные пушистые брови - попробовала повторить этот образ, - поделилась Гаяне.

    Для своей Бабы-Яги армавирский постижер сделала специальные объемные накладки на голову, прикрепила носище.

    - В Ягу превращала очень красивую актрису. Чтобы состарить ее, прорисовала ей морщины. Растушевкой специальной краской из округлого лица сделала заостренное старческое, - делится профессиональными секретами мастер.

    С тюбиком и крючочками

    В дни репертуарных постановок Гаяне приходит на работу за два-три часа до начала спектакля, чтобы успеть загримировать актеров до первого звонка.

    - Для простых персонажей за 15 минут и грим, и прическа готовы. Нос клею минут за десять, - поясняет специалист. - Много времени трачу на прически и крепление париков — уходит от полутора до двух часов.

    Зато во время спектакля ей случается перевоплотить актера в другой образ за три минуты. За кулисами гримера-постижера видно сразу. Это человек со множеством тюбиков в руках: специальной пудрой, краской на масляной основе, с расческами, крючочками и несколькими париками. Подклеить ус, поправить прическу или грим — она сразу оказывается рядом с актером.

    Перед премьерными спектаклями Гаяне выступает не только в роли визажиста и парикмахера, но, случается, и психолога.

    - Однажды готовила к выходу прекрасную актрису. У нее в постановке была сложнейшая роль, с вокалом. Пока делала ей бабетку с начесом, она сильно волновалась, что плохо сыграет. Успокоила ее, пожелала удачи. Актриса вышла на сцену с улыбкой. И в роли была хороша! - рассказывает мастер.

    Гаяне Анахасян часто задает себе вопрос: как ее изменил театр?

    - Здесь я увлеклась классической литературой. Готовя образ многих героев, приходилось обращаться к литературной основе пьес, - делится мастер. - В школе я не любила классическую литературу, а теперь при подготовке спектакля только «Темные аллеи» Бунина перечитала много раз. Моя жизнь благодаря театру стала ярче и насыщенней.

Поделиться в социальных сетях:
×

Напишите нам

Вы также можете предложить новость в WhatsApp: