Постижер в переводе с французского означает искусственный, фальшивый. А на самом деле это большой трудяга, без которого не создать ни один спектакль, считает Гаяне Анахасян.
— Это штучная профессия, — говорит гример-постижер Армавирского театра драмы и комедии.
Ручная работа
Гаяне делает усы, бороды, парики для актеров и гримирует их перед спектаклями. Она знает, сколько волосков в искусственной бороде героя и как превратить молоденькую актрису в старушку.
Работу над новой постановкой постижер начинает за месяц до премьеры. Готовит эскизы образов, снимает мерки с актеров. После этого приступает к изготовлению париков, усов, бород, бакенбардов.
— Сейчас театр закупает много готовых бакенбардов, усов, париков. Но плету их и сама – из настоящих волос и искусственного «суррогата». Каждый волосок собираю в трессы и вплетаю в сетку специальным крючком — ручная работа, — поясняет Гаяне Анахасян. — Настоящий волос – материал дорогой, поэтому, экономя театральный бюджет, делаю заготовки из старых искусственных париков. Одно и то же изделие используется в разных постановках.
Усы, бороды, парики Гаяне моет специальным средством и дезинфицирует.
Фото Александра Ковязина.
Моцарт заставил потрудиться
Сколько за семь с половиной лет работы в театре она изготовила париков, бород, кос, завила метров кудрей, Гаяне не считала.
— Помню свое первое творение — трессы. Волосок к волоску собирала косу для женского персонажа. Какого, теперь и не помню, но терпения тогда понадобилось много, — признается мастер.
В процессе наработки профессионализма всякое случалось. Такие случаи Гаяне вспоминает одновременно с улыбкой и ужасом.
— Однажды в самом разгаре спектакля у актера на сцене отклеился ус. И он ничего не мог с этим поделать. Это было и смешно, и горько, и обидно, — вспоминает постижер. — Стояла за кулисами и переживала — было стыдно. Когда артист закончил играть эпизод, побежала к нему с клеем в руках. Зрители в первых рядах это заметили, но актер не подал виду и отыграл как ни в чем не бывало.
В недавней постановке «Пушкинских трагедий» Гаяне, как она говорит, «заставил» потрудиться Моцарт. В спектакле есть эпизод, где актер просовывает голову в решетку, и важно было, чтобы в этот момент он не оставил там шевелюру — отверстие очень маленькое.
— Переживая, я так сильно прикрепила заколочками и завязочками со всех сторон парик, что он даже не сдвинулся, — смеется мастер. — Но актеру на сцене ничто не должно мешать. Он не должен волноваться, что у него сейчас улетит парик.
Фото Александра Ковязина.
Требуется в театр
В театр Гаяне Анахасян попала из домохозяек.
— После школы в нашем армавирском 11-м училище осваивала профессию парикмахера. Около восьми месяцев мы изучали постижерное дело, — рассказывает мастер. — Но после получения диплома сразу вышла замуж, родила двоих детей и не работала. Творила только на кухне.
Но однажды увидела в городской газете объявление: «В театр драмы и комедии Армавира требуется гример-постижер». И решила испытать судьбу. Позвонила. И Гаяне взяли на работу.
Фото Александра Ковязина.
Нарисовать морщины
Искусство грима Гаяне Анахасян осваивала уже в театре. Научилась подгонять и подшивать под параметры лица актера бороды. Превращать славянина в темпераментного грузина с помощью носа, изготовленного в цехе бутафории.
Черты персонажа проявляются только во время репетиции постановки. Актер играет свою роль, а гример-постижер, костюмеры и режиссер наблюдают, как проявляется в это время характер персонажа: как актер хмурит брови, улыбается — важны все детали. Только тогда, как конструктор, они собирают образ будущего героя. Все, вплоть до мимических морщин и цвета парика, обсуждают во время репетиции.
— Грим наношу по плану, составленному художником и режиссером. Он соответствует роли и характеру актера, — поясняет мастер. — Образ завершаю, крепя на маленькие заколки парик или шиньон. В них даже волоски подобраны под цвет кожи актера.
На лицах молодых актрис она кропотливо вырисовывает кисточкой-растушевкой мимические морщины. Говорит, грим лучше ляжет, если его наносить пальцами, — тогда образ будет выглядеть естественно.
— Актеры часто сами себя гримируют. У них есть собственные секреты «маскировки». Но советуются, — рассказывает Гаяне. — Сначала на лицо наносят вазелин. Грим тогда ляжет ровно и не забьется в кожу. Театральный грим изготовлен из натуральных масел, поэтому очень жирный. Лицо в нем не дышит. Зато он хорошо подходит для сказочных персонажей — делает образ ярче.
Уже поверх вазелина и грима Гаяне кладет тени, румяна и палитру, пудрит, превращая совсем молоденькую актрису в почтенную старушку лет семидесяти.
Фото из открытых источников.
Яга с растушевкой
Не всегда созданный гримером-постижером образ героя принимает режиссер спектакля.
— Помню, долго не удавалось сделать из возрастной актрисы милую девочку. Режиссеру все предложенные варианты не нравились, — рассказывает Гаяне. — Парик не парик, грим не грим. Вроде волосок к волоску лежит, реснички, вычерченные линии макияжа, а постановщику все не то. Не похожа, говорит!
Гаяне переделывала образ раз пять, пока режиссер не сказал: «Верю!»
— Очень люблю сказочные образы. В них есть с чем играть, — признается мастер по гриму. — Расцвечиваю персонажей яркими красками. Есть где развернуться, когда гримируешь Кощея и Бабу-Ягу!
Образ сказочной старухи Гаяне Анахасян создавала, вдохновляясь работой актера Георгия Милляра, исполнившего роль Бабы Яги в киносказке Александра Роу «Морозко».
— Все эти мимические морщинки, взъерошенный паричок, треугольные пушистые брови — попробовала повторить этот образ, — поделилась Гаяне.
Для своей Бабы-Яги армавирский постижер сделала специальные объемные накладки на голову, прикрепила носище.
— В Ягу превращала очень красивую актрису. Чтобы состарить ее, прорисовала ей морщины. Растушевкой специальной краской из округлого лица сделала заостренное старческое, — делится профессиональными секретами мастер.
С тюбиком и крючочками
В дни репертуарных постановок Гаяне приходит на работу за два-три часа до начала спектакля, чтобы успеть загримировать актеров до первого звонка.
— Для простых персонажей за 15 минут и грим, и прическа готовы. Нос клею минут за десять, — поясняет специалист. — Много времени трачу на прически и крепление париков — уходит от полутора до двух часов.
Зато во время спектакля ей случается перевоплотить актера в другой образ за три минуты. За кулисами гримера-постижера видно сразу. Это человек со множеством тюбиков в руках: специальной пудрой, краской на масляной основе, с расческами, крючочками и несколькими париками. Подклеить ус, поправить прическу или грим — она сразу оказывается рядом с актером.
Перед премьерными спектаклями Гаяне выступает не только в роли визажиста и парикмахера, но, случается, и психолога.
— Однажды готовила к выходу прекрасную актрису. У нее в постановке была сложнейшая роль, с вокалом. Пока делала ей бабетку с начесом, она сильно волновалась, что плохо сыграет. Успокоила ее, пожелала удачи. Актриса вышла на сцену с улыбкой. И в роли была хороша! — рассказывает мастер.
Гаяне Анахасян часто задает себе вопрос: как ее изменил театр?
— Здесь я увлеклась классической литературой. Готовя образ многих героев, приходилось обращаться к литературной основе пьес, — делится мастер. — В школе я не любила классическую литературу, а теперь при подготовке спектакля только «Темные аллеи» Бунина перечитала много раз. Моя жизнь благодаря театру стала ярче и насыщенней.
Юлия Чернышова