Перебравшуюся в город из Донецка многодетную семью Черновых удивили чистота и добрые люди

Перебравшуюся в город из Донецка многодетную семью Черновых удивили чистота и добрые люди

В Армавир семья Черновых переехала 9 августа 2014 года. В 20:00.

— Этот день запомнили до мелочей, — говорит мама шестерых детей Евдокия. — Пережив восемь лет назад в Донбассе ужас войны, когда снаряды разрывались то тут, то там, а дети наблюдали танки, солдат, оружие, мы радовались, что оказались в тихом мирном городе.

Уезжая от беспредела

В июле, в самом начале военных событий, Евдокию с детьми, как и еще 200 женщин из мест массовых обстрелов, переправили в Запорожье в город Бердянск. Их приютили в небольшой церкви. С собой взяли лишь сменную летнюю одежду, думая, что все скоро прекратится, и они вернутся домой.

В это время глава семьи Юрий Чернов работал охранником на хлебопекарне района 29 шахты на окраине Донецка. Там в радиусе 200-300 метров постоянно происходили взрывы. В городе творился беспредел. С начала военных действий процветало мародерство.

— Однажды на предприятие, где работал супруг, ворвались люди в черных масках, избили охранников, связали и избили начальника, заставив его открыть сейф. Забрали все деньги. Слава Богу, Юра в этот день не работал, — вспоминает Евдокия. — Забирали у людей автомобили, особенно дорогие иномарки. Хозяев вызывали на стоянку, угрозами заставляли написать расписку. Кем были эти люди с оружием, никто не знал.

Через три недели нахождения в Бердянске продукты и средства закончились, а обстрелы в родном Донецке только усилились. Выход был один — вывозить семью за пределы Украины, лучше туда, где есть родственники или знакомые. Юрий забрал жену и детей из Запорожья и повез на границу с Россией.

Через две границы

Украинские пограничники тщательно проверяли документы и устанавливали личность каждого.

— Нас вместе с детьми попросили выйти из автобуса, проверили все вещи, — вспоминает Евдокия. — Даже детей досматривали на предмет перевозки оружия.

На тот момент у Черновых было пятеро детей: Алина, Настенька, Миша, Анечка и пятимесячный Илюша.

— Многих мужчин не пропускали. Почему, не знаю. Они так и не смогли уехать из Украины, — рассказывает женщина. — Когда очередь дошла до Юры, проверяющие прошли мимо. Он в этот момент держал грудного Илюшу на руках и был готов, что его не выпустят.

На российской границе Черновы также прошли досмотр и проверку документов.

— Уставшие от каждодневных взрывов и перестрелок, с пятью детьми сначала прибыли в Ростов-на-Дону, — говорит Евдокия. — Мы даже не успели в Донецке снять в банке деньги.

Если бы не война…

В Донецк Евдокия из семьи оседлых цыган переехала в 1999 из Одессы. Через три года познакомилась с коренным жителем города Юрой.

— Муж у меня из интернациональной семьи: мама у него русская, а отец — украинец, — рассказывает женщина. — Донецк стал для меня родным городом. В моем сердце он останется навсегда. Здесь в 2003 году у нас родилась старшая дочь Алиночка, потом — Настенька. Третьим появился на свет сынок Миша, а за ним — Анечка. На момент военных событий родился пятый ребенок — Илюша.

Армавир Черновы выбрали, потому что в городе у них жили друзья. Они одними из первых помогли им.

— Я до этого в Армавире не бывала. Муж же приезжал сюда в 2010 году, и ему город понравился. Но если бы не война, мы не переехали на Кубань. Остались бы в Донбассе.

По-доброму

Армавирцы, как вспоминают Черновы, не только окружили их заботой, но во многом помогли. Семья Дробининых бесплатно предоставила жилье по улице Ефремова. Сказали: «Сколько надо, столько и живите».

— Даже когда хотели оплатить за коммуналку, Антон и Наталья отказались брать деньги. Два года они оплачивали за нас коммунальные платежи. А семья-то у нас большая, — говорит Евдокия. — Когда мы встали на ноги и нашли квартиру, о нас продолжали заботиться. Помогали с продуктами — то картошку принесут, то молоко. Как-то позвонил Валерий Федорович Селезнев, который помог нам перебраться в Армавир. Спрашивает: «Дуся, как стираешь?» Отвечаю, что руками. Он говорит: «Такая большая семья… Трудно руками всех обстирывать». И привез стиральную машинку. Сам подключил ее, потому что Юра в это время был на работе. Я тогда расплакалась.

Помощь президента

Уезжали Черновы из Донецка, спасая жизни детей. Но даже когда планируешь переезд, меняя город, то переживаешь стресс. А если бежишь от войны, не зная, что ждет впереди, это страшно, говорит Евдокия.

— Поскольку мы не пересекли так называемые пункты беженцев, а прибыли своим ходом, возникли сложности при оформлении документов. Нужно было три-четыре дня находиться в этих пунктах, получить документы, подтверждающие статус беженца. Мы же об этом не знали, — рассказывает многодетная мать. — Российское гражданство смогли получить через пять лет, имея документ, называемый «временное убежище». Его выдавали людям, скрывающимся от военных действий или когда за ними гонятся.

Когда родилась Машенька, Черновых стало не семь, а восемь человек. «Вам не выделят столько квот», — говорили им. Но Евдокия, человек по натуре не пробивной, решилась написать письмо российскому президенту.

— И Владимир Путин быстро ответил. Через две недели нам выдали документы на квоты на восемь человек, — с благодарностью вспоминает многодетная мама.

Два города

В Армавир Черновы приехали в августе, когда город утопал в зелени, работали фонтаны.

— Переход из лета в осень — красивый период, — отмечает женщина. — Мы как будто попали в родной город. Не было ощущения, что Армавир чужой. Он поразил чистотой — даже на нецентральных улицах было аккуратно.

Евдокию удивило, как люди подвешивают к контейнерам на крючки мусорные пакеты.

— В Донецке так не делают. Поэтому собаки разрывают пакеты, мусор из них вываливается, а животные растаскивают его по улицам, — рассказывает хозяйственная Евдокия.

Она постоянно сравнивает Армавир и Донецк. И говорит, что люди в этих таких разных городах похожи — открытые и всегда готовые помочь. Когда Черновым нужно было оформлять детей на учебу, Евдокия спросила у прохожих, есть ли рядом учебное заведение.

— Мне посоветовали 15-ю школу, — вспоминает она. — Нас тепло встретила директор Ирина Михайловна Золотова. На линейке 1 сентября наших детей представили всей школе. Из Донецка было девять учеников. Директор попросила школьников, родителей, персонал, чтобы нас приняли, как в семью. В школе детям собрали все необходимое для учебы.

Кулинарный интернационал

Маленьким Черновым Армавир понравился тишиной — здесь на улицах не взрывались снаряды. Они быстро нашли себе друзей, и теперь не хотят никуда переезжать.

— Знаете чем еще Армавир похож на Донецк? Небольшими домиками со ставенками зеленого и синего цвета, как на окраине Донецка, — делится Евдокия. — Но Донецк — большой город, миллионник, а Армавир маленький, тут все в шаговой доступности.

Черновым не пришлось подстраиваться под местный менталитет. Они легко нашли общий язык с соседями, новыми знакомыми.

— Здесь я расширила свои кулинарные навыки. Научилась готовить блюда казачьей, восточной и армянской кухни, — признается женщина. — Теперь готовлю плов. Очень нравится долма. До приезда в Армавир мы ни разу не ели такого блюда. А еще понравился тонкий армянский лаваш, в который можно завернуть зелень, сыр. В Донецке мало где его продавали. Полюбили специи и кинзу.

В школу

А вот к российской системе образования маленьким Черновым пришлось адаптироваться. В школах Донецка действовала бальная система.

— Мне было сложно ее понять. 12 баллов — это пятерка, но и 10 баллов — тоже пять, — пытается объяснить Евдокия. — Я училась в советское время, когда ставили не баллы, а оценки. А когда дети пошли в школу, пришлось считать баллы. Обрадовалась, что в Армавире введена оценочная система.

Старшим детям, чтобы быстро влиться в учебный процесс, поначалу пришлось нанимать репетиторов. С младшими мама занималась сама, помогая им делать домашние задание.

Дети перестраивались. Старшая Алина в Донецке училась в школе с преподаванием на украинском языке. И хотя в семье говорили по-русски, ей пришлось перестраиваться. Но девочка справилась и хороша сдала экзамен по русскому языку.

А вот что Черновых удивило в армавирских школах, так это шестидневка и две смены.

— Для меня, как многодетной мамы, это тяжело. Правда, позже с 1 по 7 класс перевели на пятидневку, однако старшеклассники учатся в две смены, — говорит Евдокия. — В Донецке большие школы — в пять-шесть этажей, поэтому дети занимались в одну смену и пять дней в неделю. Было удобно ходить на кружки.

В Армавире дети Черновых из-за плотного графика учебы кружки не посещают. Только Миша занимается в секции рукопашного боя, которая работает в школе.

Легкость адаптации

Всей семьей Черновы любят отдыхать в Городской роще. Старшие дети иногда отправляются на прогулку в торгово-развлекательный центр, маленькие бегают на центральную площадь, когда туда приезжают аттракционы. Мальчики часто занимаются на уличных тренажерах в сквере.

Евдокия говорит, что когда только перебрались в Армавир, качественную медицинскую помощь можно было получить не всегда.

— Но сейчас на нашем участке работает замечательный врач-педиатр Анастасия Игоревна Карелия, рекомендации которой всегда выполняю. Появились узкие специалисты, — отмечает изменения многодетная мама.

Ей нравится, что в Армавире представители каждой национальности говорят на своем родном язык, но при встрече обязательно переходят на русский.

— Горожане не делят себя по национальностям, при этом все внимательны и дружелюбны друг к другу. Заметила, что здесь каждого человека принимают таким, какой он есть, — считает женщина.

Черновы ни разу не пожалели, что переехали именно в Армавир. Говорят, что если бы оказались в большом городе, то потерялись бы и скорее всего уехали.

— Нам было легко потому, что Армавир небольшой, все друг друга знают. Здесь быстро узнали, что мы беженцы, и старались нам помочь. Многие наши донецкие знакомые уехали в большие города и не смогли адаптироваться. Вернулись в Донецк. Теперь очень жалеют об этом.

Анна Омельченко
Евдокия и ее старшие дочери Анастасия (слева) и Анна ни разу не пожалели, что из Донецка семья переехала в Армавир. Здесь их встретили радушно. Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях