На театральных подмостках армавирские школьники учатся быть самими собой

На театральных подмостках армавирские школьники учатся быть самими собой

Если вы думаете, что занятия в театральной студии нужны только наделенным актерским даром детям, то не все понимаете про силу слова и сцены. В образцовой театральной студии «Лицедеи» при театральном отделении детской армавирской Школы искусств подростков учат быть самими собой.

 

— Занимаясь актерским мастерством, ребята борются со своими комплексами и учатся быть раскрепощенными, — поясняет руководитель студии, педагог театрального отделения ДШИ Лидия Карпушенко.

 

Когда я — буква

В театральном отделении школы искусств в предпрофильных классах занимаются 35 школьников. Они задействованы в спектаклях театральной студии. Ее организовали как кружок при Дворце детского и юношеского творчества. Когда открыли Школу искусств, руководителем студии пригласили Лидию Карпушенко. Существуют «Лицедеи» десять лет.

 

— Обучение длится пять лет. Уроки дети посещают четыре раза в неделю. Изучают хореографию, вокал, историю искусств и театра, слушают музыку, осваивают актерское мастерство, сценическое движение, — рассказала Лидия Карпушенко.

 

Сейчас на театральное отделение записывают с десяти лет.

 

Маша Васильева, которой исполнилось 14 лет, – одна из талантливых учениц Лидии Карпушенко. В театральной студии занимается около пяти лет. На год позже пришла 13-летняя Маша Савченко. Она сразу с удовольствием стала посещать занятия по актерскому мастерству и сценической речи.

 

— Одно из любимых театральных упражнений — «печатная машинка». Оно учит сосредоточенности, — рассказала школьница. — Суть его в том, что ученик становится буквой в слове, которое выбрал учитель. По команде нужно хлопать в ладоши в правильной последовательности, то есть так, как расположены буквы.

 

Изучая пощечины

На уроках по художественному слову юные актеры учатся правильно и четко произносить звуки и слова. На занятиях по актерскому мастерству играют этюды – упражнение для развития актерской техники. Например, сначала отыгрывают действие с каким-нибудь предметом, затем повторяют без него. Изучая сценическое движение, учатся падать, вести сценические бои, давать пощечины и делать кувырки.

 

— На истории театра и искусств ребята изучают театральные жанры, на занятиях по вокалу работают с голосом, — пояснила Лидия Карпушенко.

 

А вот изучать основы народного и классического танца любят не все.

 

— Мне хореографические занятия даются сложнее, но по душе репетиции спектаклей с Лидией Кузьминичной, — призналась Маша Васильева.

На театральных подмостках армавирские школьники учатся быть самими собой

Занимаясь актерским мастерством, ребята борются со своими комплексами и учатся быть раскрепощенными. Фото Александра Ковязина.

Как очеловечить таракана

В этом году воспитанники театрального отделения Школы искусств ставят шесть спектаклей: «А зори здесь тихие», «Леопольд», «Одиннадцатая заповедь», «Муха-Цокотуха», «Три золотых зерна» и «Семеро козлят».

 

Перед началом репетиций школьники с Лидией Карпушенко разбирают произведение, очеловечивают образы.

 

— Кто такой таракан в сказке «Муха-Цокотуха»? Это важный и богатый господин. А значит, его движения неторопливы. Он ходит, заложив руки за спину, — приводит пример анализа образа педагог.

 

Нередко для понимания характера персонажа ребята применяют свой жизненный опыт. Например, блоха в сказке Чуковского – приживалка и подхалимка. Работающие над образом юные актеры вспоминают ситуации, когда сами вели себя подобным обзразом.

 

На такие разборы уходит до десяти уроков. Все пометки, замечания педагога юные актеры вносят в специальные ролевые тетради – один из главных профессиональных инструментов артистов в работе над ролью.

 

Заговорить первой

В спектаклях «Лицедеев» задействованы дети независимо от возраста и уровня подготовки.

 

— Конечно, легче для постановки отобрать лучших учеников. Но чтобы все могли раскрыться, включаю в работу каждого, — делится педагогическим принципом Лидия Карпушенко.

 

Маша Васильева сейчас играет главные роли, а впервые вышла на сцену в массовке.

 

— Это был спектакль «Пиф-паф». До сих пор помню то волнение, когда впервые оказалась перед зрителем, — вспоминает Мария.

 

По наблюдениям Лидии Карпушенко, около половины детей нуждаются в раскрепощении для проявления себя в социуме. Именно поэтому родители записывают их на театральное отделение.

 

— Когда я начинала заниматься, была замкнутой и очень стеснительной. Сначала занятия в театральной студии оказались преодолением себя, — говорит Маша Савченко. — Но постепенно стала замечать, что все чаще первой завожу разговор с незнакомыми людьми. Сейчас заговорить с человеком, которого вижу впервые, для меня вообще не проблема.

На театральных подмостках армавирские школьники учатся быть самими собой

Педагог театрального отделения ДШИ Лидия Карпушенко. Фото Александра Ковязина.

Мастер-класс выпускников

Образцовая театральная студия «Лицедеи» участвует и побеждает на всероссийских и международных конкурсах. Юные артисты стали призерами фестивалей «Салют талантов» и «Учебная сцена».

 

Но каждая постановка — это работа команды педагогов, детей, их родителей. Необходимы костюмы, парики, декорации, реквизит. Минимальные затраты на каждый спектакль – от 50 тысяч рублей и выше. Театральный реквизит пополняют за счет спонсорских взносов родителей.

 

— Самостоятельно одеть ребенка к спектаклю дорого. Мы же заказываем швее отдельные детали одежды, которых не хватает для постановок. Остальное берем из базы, где за десять лет скопилось несколько сотен костюмов, пара десятков париков, — рассказывает педагог театрального отделения.

 

Большинство выпускников театрального отделения Детской школы искусств не становятся актерами, но остаются открытыми, артистичными людьми. Однако талантливые воспитанники Лидии Карпушенко поступают на бюджетные отделения вузов Москвы и Санкт Петербурга. Недавно мастер-классы для юных артистов провели выпускник Института театрального искусства имени Ершова, режиссер и основатель театральной группировки «Инкурс» Виктор Шахбазов и студентка Останкинского колледжа современного управления кино и телевидения Надежда Полищук.

 

— Виктор и Надежда — наши выпускники. Они показали ребятам упражнения на развитие артистической смелости, актерского внимания, импровизационных способностей и навыков сценического общения, — рассказала Лидия Карпушенко.

 

На театральных подмостках армавирские школьники учатся быть самими собой

На занятиях по актерскому мастерству играют этюды – упражнение для развития актерской техники. Фото Александра Ковязина.
Снежана Годлевская

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях