Почему историки считают кладбище Форштадта историческим достоянием

Почему историки считают кладбище Форштадта историческим достоянием

Интересно, знают ли жители Форштадта, что их сельское кладбище — историческое достояние? Еще в конце XVIII века на нем хоронили офицеров и солдат из крепости Прочный Окоп. Здесь до сих пор сохранились могилы казаков-старообрядцев, захороненных в XIX веке.

 

На Средней Кубани

О русских старообрядческих захоронениях «АС» рассказал заведующий отделом археологии и палеонтологии Армавирского краеведческого музея Александр Лопатин. О них историк узнал от кубанского краеведа Николая Навротского.

 

— Мой наставник, знакомя с окрестностями, привез меня на фортштадское кладбище. Показал несколько надгробных крестов и плит. Позже, когда я водил экскурсии, показывал их туристам. Но глубже эту тему не изучал, — вспоминает Александр Лопатин.

 

А в 2011 году проявил интерес к старым захоронениям. Тогда казаки Старой Станицы и Армавирского казачьего общества решили привести кладбище в порядок. Изучая его, историк выяснил, что это одно из старых захоронений Средней Кубани.

 

Старообрядцы с Дона

История его появления напрямую связана с крепостью Прочный Окоп. Предположительно, до нее на том же месте могла находиться другая крепость – Царицынская. Ее возвели в 1778 году по указанию Суворова при строительстве укрепленной линии на правом берегу Кубани.

 

— Достоверных сведений о местонахождении крепости нет. Есть мнение, что она могли быть на месте Царицынских хуторов. Ныне это хутор Северокавказский Новокубанского района, — рассказывает армавирский историк. — В этих местах тоже обнаружили следы укреплений и пребывания русских солдат – фрагменты посуды, курительных трубок, пуль.

 

А в 1784 году появилась крепость Прочный Окоп. В архивах сохранились не только записи о ней, но и генеральный план. Правда, подписан он почему-то в начале XIX века генералом Павлом Сергеевичем Потемкиным.

 

— Если наложить генеральный план крепости на ее современную аэрофотосъемку, то они полностью совпадают, — добавляет Александр Лопатин.

 

В крепости появился гарнизон. Солдаты и офицеры постепенно обживались, заводили семьи. Чтобы было где хоронить погибших в боях, умерших от полученных ранений, старости и болезней, появилось кладбище.

 

А вскоре рядом с крепостью возник поселок, которому дали немецкое название Форштадт, что переводится как «вблизи крепости». Так как служба в армии в те времена длилась 25 лет, вышедшие в отставку военные селились в Форштадте. И кладбище оказалось расположенным между поселком и крепостью.

 

Донские казаки, чьи могилы с каменными крестами и надгробными плитами сохранились до нашего времени, стали переселяться в эти края в 1794 году по указанию генерала Ивана Гудовича. Так у подножия крепости была основана станица Прочноокопская.

 

— На Дону очень крепкие старообрядческие корни. А переселившиеся казаки были старообрядцами, — поясняет Александр Лопатин. — Они предпочитали хоронить на горе, подальше от воды. Поэтому и стали делать захоронения на гарнизонном кладбище.

 

Почему историки считают кладбище Форштадта историческим достоянием

Крест на старообрядческом кладбище с наиболее ранней датой на могиле Ивана Щавеля, умершего в 1847 году. Фото Александра Ковязина.

Щавеля не встречал

В 2011 году при расчистке казаками кладбища на Форштадте обнаружили восемь каменных крестов и 45 надгробных плит. Их традиционно устанавливали старообрядцы. Крест с наиболее ранней датой стоит на могиле Ивана Щавеля, умершего в 1847 году.

 

— Информацию о нем я пока не нашел. В Армавире, поселке Форштадт и в станице Прочноокопской людей с такой фамилией не встречал, — отмечает историк.

 

Кованых крестов, также распространенных в середине XIX века у старообрядцев, на форштадском кладбище нет. Они встречаются редко – железо в то время стоило дорого. Есть они на старом кладбище в станице Убеженской Успенского района или в селе Белая Глина Белоглинского района.

 

Не исключено, что кованые кресты на кладбище рядом с крепостью Прочный Окоп когда-то стояли, но не сохранились.

 

— После Великой Отечественной войны их могли срезать для восстановления хозяйства, железо ведь всегда было в цене. Разобрали же пороховой погреб крепости – единственное ее каменное сооружение, оставив лишь фундамент, — говорит Александр Лопатин.

 

Эполеты из склепа

Еще одна особенность кладбища на Форштадте – отдельно стоящий склеп. О нем заведующему отделом археологии и палеонтологии Армавирского краеведческого музея рассказал краевед Николай Навротский.

 

— В 70-е годы прошлого века он узнал, что склеп пытаются разграбить. Спугнув «черных археологов», Николай Иванович исследовал погребальное сооружение и обнаружил в нем два эполета – наплечные знаки различия на военной форме, — вспоминает Александр Лопатин.

 

Один из эполетов принадлежал подпоручику 19-й роты. Установить это удалось благодаря остаткам зеленого сукна с вышитым числом «19». Историк считает, что узнать имя военнослужащего можно по военным архивам, но пока этим не занимался.

 

Отличительная черта склепа — он кирпичный, а не каменный, как большинство обнаруженных в этих местах.

 

— Склеп стоит особняком от остальных захоронений. Его стараюсь никому не показывать, чтобы люди, не понимающие ценности этой находки, не уничтожили исторический памятник, — пояснил Александр Лопатин.

 

Переехавшая станица

Вблизи Армавира можно найти еще несколько старообрядческих казачьих захоронений. Некоторые из них находятся на кладбище в станице Прочноокопской.

 

Кстати, Прочноокопских было две. Первое местонахождение станицы — территория современной Старой Станицы. Она просуществовала там с 1794 по 1818 годы.

 

— Приехавший генерал Ермолов признал, что станица находится в плачевном состоянии, и приказал перенести ее на Ставропольское плато, где она расположена и сейчас. А на прежнем месте вскоре появилась Старая Станица, — разъяснил армавирский историк.

 

Переехав, казаки обустроили свой быт по старообрядческим традициям. На прочноокопском кладбище удалось обнаружить пять каменных крестов и 48 надгробных плит. Когда-то кладбище было огорожено. Об этом свидетельствуют найденные ступени.

 

Почему историки считают кладбище Форштадта историческим достоянием

Завотделом археологии и палеонтологии Армавирского краеведческого музея Александр Лопатин. Фото Александра Ковязина

Тамга побочной ветви

На Кубани тесно переплетается история разных народов. Когда-то в центре Прочноокопской стояла траурная стела. Как рассказал Александр Лопатин, ее воздвигли на месте захоронения.

 

— Из эпитафии, выбитой на ней понятно, что установил ее полковник, похоронивший сына. Ниже текста виднеются две перекрещенные стрелы. А под ними явно рукой другого резчика глубоко вырезана тамга – черкесский фамильный знак. Но почему-то вверх ногами, — рассказал о своей находке сотрудник армавирского музея.

 

Однажды в запасниках музея Александр Лопатин нашел трещотку с двумя тамгами. Одна из них очень походила на фамильный знак, изображенный на стелле из Прочноокопской. Вторая принадлежала семье Щуковых. Позвонив Аслану Щукову, председателю армавирской адыгской общины «Адыгэ Хасэ», историк рассказал о находке.

 

Аслан Щуков подсказал, кому принадлежит вторая тамга. Вскоре из села Хамышки Майкопского района приехал мужчина по имени Ильяс. Осмотрев тамгу на стеле, адыгеец подтвердил, это тамга их рода. Но отметил, что по одному из завитков можно сделать вывод, что фамильный знак принадлежал побочной ветви – кому-то из основателей Армавира черкесогаев.

 

— Видимо, полковник обнаружил стелу и попросил вырезать на ней эпитафию своему сыну, а затем поставил ее на месте его захоронения. Уже в наше время стелу из центра станицы перенесли на то же кладбище, где находятся захоронения старообрядцев, — пояснил Александр Лопатин.

 

Восстановлено казаками

Еще одно старообрядческое захоронение, по словам сотрудника музея, находится в станице Убеженской. Но это кладбище пострадало от пыльных бурь и наводнения? кресты теперь почти не видны. Казаки Успенского района под руководством атамана Вольненского сельского поселения и главы администрации района вычистили кладбище. Выкопав каменные кресты и могильные плиты, на месте их расположения залили бетонные «подушки», на которые вновь установили кресты и плиты.

 

— Им удалось качественно восстановить исторические памятники, — отмечает Александр Лопатин.

 

Вместе с директором Белоглинского музея армавирец посетил старообрядческое казачье кладбище станицы Успенской Белоглинского района. Есть два кладбища с каменными крестами и плитами и в районном центре — селе Белая Глина.

 

Почему историки считают кладбище Форштадта историческим достоянием

В 2011 году при расчистке казаками кладбища на Фортштадте обнаружили восемь каменных крестов и 45 надгробных плит старообрядцев. Фото Александра Ковязина

Погост как летопись

На кладбище на Форштадт хоронить казаков-старообрядцев предположительно перестали в начале XX века. С установлением Советской власти казачество и вовсе ослабло, их традиции стали исчезать.

 

— О датах захоронений судить сложно. Где-то они есть, как на могиле Ивана Щавеля, где-то указаны лишь имена и фамилии, — объясняет Александр Лопатин.

 

Но могилы неподалеку от Форштадта имеют историческую ценность. Это кладбище является первым русским православным кладбищем на Средней Кубани.

 

Как говорит армавирский историк, появилась идея их переноса к часовне Александра Невского. Александр Лопатин считает, что это недопустимо. Могилы лучше привести в порядок, поставить на учет и охранять как исторические памятники.

 

— Это спасло бы их от вандалов, которые пытаются раскапывать захоронения с целью найти что-то ценное, — говорит Александр Лопатин. — Брать в могилах простых казаков нечего. Но если каменные плиты станут выбрасывать, а на их месте делать новые захоронения, это не менее разрушительно для истории края.

 

Почему историки считают кладбище Форштадта историческим достоянием

Фото Александра Ковязина
Почему историки считают кладбище Форштадта историческим достоянием

Фото Александра Ковязина
Снежана Годлевская

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях