Кажется, клоун Вася в Армавире был всегда. Весельчак и балагур, он стал тем, кого знают все горожане. В сентябре ему, а точнее артисту Игорю Крокушкину, воплотившему на сцене образ смешливого и неугомонного Васи, исполнится шестьдесят.
На Красной площади
Талантливый клоун всегда востребован, считает артист. Потому что он универсальный работник: может быть звукорежиссером или режиссером. Его Вася — родом из детства. С выбором профессии Игорь, выступая в школьной самодеятельности, определился в семь лет. А в 1970 году, живя неподалеку от Дворца культуры железнодорожников записался в цирковой кружок при ДК. Уже через год выступал в качестве клоуна и жонглера.
Когда через два года открывали ГДК, Крокушкин перешел в цирковую студию «Фантазия» под руководством Михаила Киракосяна. Там и родился образ клоуна Васи.
После службы в армии, вернулся в ГДК помощником режиссера, позже стал режиссером цирка.
— А 22 года назад создал студию клоунады «Буфф», — рассказывает Игорь. —
Сейчас в ней занимается 24 воспитанника от пяти до 19 лет.
Армавирские артисты гастролировали не только по Кубани и Черноморскому побережью, но и в Ставропольском крае, Ростовской области.
— Были участниками первого Всемирного фестиваля циркового искусства, проводимого ЮНЕСКО в Москве в 1996 году. На Красной площади тогда установили 13 цирковых манежей и один шапито на 5000 мест, где мы и работали, — рассказывает руководитель цирковой студии.
Тренировка с колодой
Чтобы стать клоуном, не обязательно иметь цирковое образование, считает Игорь. Однако учиться приедется много: повышать квалификацию, вносить в образ новое. Клоун должен уметь жонглировать, показывать фокусы, быть воздушным гимнастом.
— Я самоучка, но постоянно поддерживаю хорошую физическую форму, иначе не смогу исполнять трюки: ходить на руках, отжиматься, скакать вприсядку, — поясняет Крокушкин.
В начале обучения клоунаде у наставника армавирских цирковых артистов не получалось жонглировать. Он подбрасывал все, что попадалось под руку. Тренировался на мячиках, на картошке, яблоках. Но даже два предмета то и дело падали из рук.
— Сейчас могу жонглировать пятью предметами, — говорит клоун Вася.
Профессиональной ловкости его учил фокусник и преподаватель Никоткин. Тренировал жестко.
— Он разбрасывал по залу колоду карт, а мне нужно было поднимать каждую карту по отдельности и распрямляться. И так 36 или 52 раза, в зависимости от количества карт в колоде, — вспоминает цирковой артист.
Такая разминка помогла научиться быстро поднимать упавшую булаву или кольцо, которыми жонглировал.
Фото Александра Ковязина/АС.
С восторгом на сцену
Первые выступления Крокушкина состоялись на летней эстраде в городском парке — там проходил творческий фестиваль «Кубанская музыкальная весна». Выходя на сцену, Игорь испытывал восторг.
Артисты студии клоунады «Фантазия» стали чаще выступать на культурных мероприятиях города.
— Нас приглашали на предприятия. Потом начались гастроли в соседние районы, — делится Игорь.
В Анапе об армавирских жонглерах сняли фильм, который отправили в Польшу. Из-за границы его не вернули.
Лебединое озеро
Главные качества клоуна — остроумие и находчивость, считает Крокушкин. Он должен ответить на реплику из зала, причем нельзя обидеть, нужно рассмешить.
— Я по натуре массовик-затейник, поэтому мне общение со зрителем, творческая движуха в радость, — убежден Игорь. — Клоун должен быть легким на подъем, веселым, активным, не обидчивым и обязательно с подвижной мимикой и жестикуляцией. Для меня примерами профессионализма являются Юрий Никулин и клоун-мим Леонид Енгибаров.
Самым удачным номером Крокушкин считает «Адажио из балета «Лебединое озеро». С ним за 20 лет со своими воспитанниками клоун Вася объездил всю Кубань.
— Я был балериной, а мой партнер выступал в мужской роли. Он меня то и дело ронял на пол, а я шел к зрителям, пытаясь найти себе партнера в зале. Публика смеялась, — рассказывает артист.
Фото Александра Ковязина/АС.
Лекарство от страха
— В моей работе самое сложное — переходный возраст воспитанников студии. Заниматься они приходят маленькими. А в 15-17 лет, когда начинается взросление, занятия в студии у некоторых отходят на второй план. Случается, что ребята уходят. Из армии мало кто возвращается в цирк. Ищу новых артистов, — делится руководитель студии «Буфф».
Мальчишки и девчонки у Крокушкина занимаются бесплатно. Он легко распознает в приходящих к нему задатки цирковых артистов. Кто-то становится акробатом, кто-то участвует в фаер-шоу. Несколько ребят стали клоунами и клоунессами.
Обычно через месяц Игорь выпускает ребенка на сцену с легкими поручениями.
— Для детворы важно выйти на сцену. Это стимулирует, поэтому у нас в студии выступают абсолютно все дети, — говорит Крокушкин. — Когда составляю программу, смотрю кто из воспитанников на что горазд. Исходя из этого продумываю номера шоу.
В студии занимались ребята из школы глухонемых???. Для них Игорь поставил номер «Четверка» и другие клоунады.
Стеснительных детей он сам выводит на сцену.
— Разговариваю с ними, чтобы малыши раскрепощались и перестали волноваться. Особенно дети смущаются, когда загораются софиты, — делится руководитель студии «Буфф». — Поэтому сначала ребенок выступает перед небольшой аудиторией — классом или группой.
Без карманов
Некоторые трюки Игорь Крокушкин готовит по полгода. Как, например, сложные вращения с применением огненных приспособлений в фаер-шоу.
— Фокусами владею элементарными, иллюзионные не делаю. Но мой ученик в этом превзошел меня — в своем «Магик-шоу» он показывает трюки с исчезновением девушки, превращением ее во льва и другие.
Для своих воспитанников клоун Вася — энциклопедия цирковой жизни. Он учит их как гримироваться, грамотно прятать реквизит для трюков.
— Мы пользуемся и тяжелым, и легким театральным гримом. Буффонадный грим наносится на все лицо, в основном это белый цвет. На нем черным выводят глаза и красным губы. Такой гримм обычно применяют в пантомиме, — поясняет артист. — Иногда ребята поначалу не хотят гримироваться, а спустя время в цирковом «раскрасе» едут домой в маршрутке или троллейбусе.
Сценические костюмы клоун Вася заказывает по своим эскизам в Краснодаре. Сейчас их у артиста два. Один состоит из цветного фрака, рубашки и полосатых штанов. Другой — скомороший. Но в них нет потайных карманов.
— Заказывали с карманами, но пришли без них, — говорит Игорь. — Хотя они нужны. У клоуна обязательно что-то должно находиться в кармане: веревочка какая-нибудь или свисток.
Кстати, в начале клоунской карьеры Крокушкин создавал костюмы сам. В комиссионках искал смешные яркие рубашки и несуразные штаны. Обшивал их стеклярусом и пайетками.
Фото Александра Ковязина/АС.
Расколоть клоуна
Чтобы рассмешить зрителей за 5-10 минут, что длится реприза, нужно долго готовится. Ребенка легче рассмешить, чем взрослого, говорит Игорь.
— Дети открыто выражают свои эмоции и обладают непосредственностью, — делится наблюдениями клоун Вася.
В Армавире сезон для цирковых артистов наступает летом.
— Большинство творческих коллективов уходят в отпуск, а мы работаем, — поясняет Игорь.
На вопрос «Какой он, клоун Вася в жизни?» руководитель студии «Буфф» отвечает, что у него много друзей.
— Я не обидчив, но требователен к себе и воспитанникам. Бывало, поругавшись со мной, ребята уходили в другие коллективы. Но спустя время, возвращались обратно, — делится Игорь Крокушкин.
Как отметит юбилей, клоун Вася пока не решил.
— А вот к первому апреля программа готова, — говорит Игорь.
Любопытно, но у армавирских клоунов традиции разыгрывать друг друга в День смеха нет.
— Но однажды меня «раскололи» прямо во время выступления, — вспоминает армавирский клоун. — На сцену вдруг вышел в то время главный режиссер города Сергей Петрович Потикян. Он поздоровался со мной и как ни в чем не бывало пошел дальше. Этого в номере не было. Я опешил, а потом расхохотался.
Фото Александра Ковязина/АС.
Анна Омельченко