Общий стаж четырёх поколений театральной династии Соколовых составляет 105 лет. Сейчас самая младшая представительница династии Изабелла работает режиссёром и мечтает стать актрисой.
Эпизод в «Станице Дальней»
Евгений и Юлия Соколовы пришли в Армавирский театр драмы и комедии в 1954 году. За плечами семейной пары — работа на подмостках в других театрах, в том числе в Камчатском областном драматическом.
— Бабушка с дедушкой отдали городскому театру по 20 лет каждый, — рассказывает внучка актёров Патриция-Мишель Родригес-Соколова. — Бабушка обладала особым природным магнетизмом, хотя росла в простой рабочей семье.
Неслучайно во время съёмок фильма «Станица Дальняя» столичная команда «Ленфильма» заприметила 16-летнюю Юлию и пригласила сыграть в этой кинокартине роль девушки-пожарницы. Роль была эпизодической, но опыт съёмок в кино пробудил в ней интерес к актёрской профессии. В Кропоткинском театре Юлия, будучи школьницей, познакомилась со своим будущем мужем Евгением. Они вместе выступали в театральных бригадах. Девушка окончила курсы при театре и стала профессиональной актрисой.
Их семейный союз креп в любви, гармонии и искусстве. В Армавирском театре Евгений Соколов прошёл путь от администратора до заместителя директора. Иногда играл комедийные роли.
Жизнь на чемоданах
Буквально за кулисами выросла дочь Соколовых — Лия. Девочка с малых лет привыкла к жизни на чемоданах. Гастроли, постоянные переезды были для семьи привычным делом. Во время Великой Отечественной войны актёры Соколовы выступали в военных гарнизонах и госпиталях, колхозах, воодушевляя людей фронта и тыла на боевые и трудовые подвиги.
— Первое время после переезда в Армавир мы жили в общежитии при театре, сейчас на месте нашей комнаты размещён костюмерный цех, — вспоминает Лия Евгеньевна. — Родители были очень преданы своей профессии. Они поздно возвращались домой после вечерних или выездных спектаклей, сильно уставали. Я утром сама собиралась в школу, потихонечку, чтобы никого не разбудить, а они, успев отдохнуть, к одиннадцати часам вновь уходили на репетицию.
Лия Соколова хорошо помнит времена, когда очередь к театру выстраивалась огромная, артистов узнавали на улицах города и щедро одаривали комплиментами. Она же никогда не мечтала о сцене. В какой-то степени не любила театр — затаила детскую обиду: родители проводили на работе больше времени, чем с ней. Идти по их стопам она уж точно не собиралась. Патриции-Мишель бабушка рассказывала о том, что Лия Соколова участвовала в театральных постановках, играла маленького ребёнка и у неё хорошо получалось. Но она не хотела быть актрисой, хотя, уверена Патриция, добилась бы успехов на этом поприще.
После окончания школы Лия Соколова поступила в Пятигорский государственный институт иностранных языков. После третьего курса её как лучшую студентку Министерство иностранных дел СССР отправило работать на Кубу переводчиком испанского языка. Она работала переводчицей у атташе посла при советском посольстве, вышла замуж, у неё родилась дочь Патриция-Мишель Родригес-Соколова. Несмотря на то, что семью сохранить не удалось, Куба оставила о себе только тёплые воспоминания.
Вернувшись в СССР, Лия Соколова экстерном окончила институт, а после вместе с дочкой уехала работать на Байкало-Амурскую магистраль инженером по подготовке кадров. Потом ей захотелось вернуться в Армавир, в… театр.
Вначале она устроилась работать администратором. Была связующим звеном между зрителем и театром. Затем 26 лет работала заместителем директора по зрителю. Лию Соколову знали на всех предприятиях города и в учреждениях культуры, образования и здравоохранения. Она всех приглашала на спектакли, приобщая армавирцев к театральному искусству.
На гастролях
Лия Соколова организовывала гастроли в других городах СССР: армавирский театр драмы и комедии гастролировал по городам и сёлам Краснодарского края, Дагестана, Северной Осетии, Чечни, Молдовы, Украины, Мордовии, Марий-Эл.
— Театр нужен всегда, — убеждена Лия Евгеньевна, — он греет душу. Один и тот же спектакль можно пересматривать много раз.
Гастроли никогда не проходили скучно. Однажды одевальщица, замешкавшись, вышла переодевать артиста прямо во время действия на сцену. Был случай, когда ведущая актриса не пришла на спектакль, потому что забыла перевести часы. Пришлось 17-летней Патриции вместо неё выходить на сцену и играть роль бабушки кота Леопольда. Конечно, спустя годы над этим можно посмеяться, но тогда «разбор полётов» был нешуточным, ведь театр должен всегда держать марку.
Лучший зритель — в Армавире
После окончания школы Патриция-Мишель Родригес-Соколова пришла работать в театр реквизитором. Cпустя год стала помощником режиссёра. Новая должность оказалась более интересной. Ей не раз приходилось выходить на сцену, если заболела актриса или произошёл форс-мажор.
— Когда я работала реквизитором, то мечтала стать актрисой, внимательно следила за актёрами, пыталась чему-то учиться. Но потом мечты о сцене сошли на нет, — вспоминает Патриция.
После выхода из декрета она пришла работать администратором. Как говорит Патриция, это её призвание — ей нравится общаться с людьми, организовывать. По её словам, армавирский зритель самый лучший.
— Люди к нам приходят с положительными эмоциями. Приятно видеть воодушевлённые лица перед спектаклем и обсуждать прошедшее действо, — делится Соколова. — В театре работают неравнодушные люди — весь коллектив влюблён в свою профессию.
Дочка Патриции Изабелла не собиралась связывать свою жизнь с театром. Она выучилась на экономиста и устроилась по специальности. Но через год пришла в театр администратором, а потом стала помощником режиссёра.
В отличие от мамы Изабелла «заразилась» сценой. Как рассказывают коллеги по цеху, она прекрасно держится и имеет большой потенциал. Изабелла планирует поступать в театральное училище.
— Белла любит театр. Она много времени проводит за кулисами, внимательно следит за игрой коллег. В Армавире хорошие актёры, у них можно многому поучиться, — рассказывает Патриция. — Гены прабабушки дают о себе знать. А вот сниматься в кино дочь не хочет.
В июле Изабелла вышла замуж. Её муж тоже работает в театре, который стал вторым домом для семьи Соколовых.
Виктория Александрова
Патриция и ее дочь Изабелла не мыслят свою жизнь без театра. Фото Александра Ковязина.