Художника Выставочного зала Дома Дангулова Ольгу Марахину в Армавире знают как талантливого живописца и оформителя. Но немногие видели её милые, добрые, будто раскрашенные радостью работы из лагенарии.
Кубышка в интерьере
— На Кубани их называют кубышками, — поясняет Ольга Ивановна. — Лагенария — это несъедобные тыквы, которые служат элементом «зелёного» декора в саду.
Их лианы красиво плетутся по земле и сетке забора. Я называю тыковки «птичьим домиком». Если в них вырезать отверстие, то получится хорошая кормушка. Правда, из крашенных тыковок птички не кормятся, возможно, потому что цвета слишком яркие.
Лагенарию или бутылочную тыкву художница выращивает на приусадебном участке. Посадила её для украшения сада. Говорит, что кубышки растут только на юге. Также их выращивают в Мексике и Африке, где из них делают посуду: плошки, чашки, тарелки.
Чтобы изготовить из тыковки домашнюю утварь, её вскрывают, достают мякоть и семечки, высушивают. Когда плод созревает, то становится похож на деревянную бутылочку. В кубышке хранили крупы. А если обработать бутылочку маслом, то можно в неё наливать даже воду.
— В Краснодарском крае лагенария растёт с тоненькой корой. Мне кажется, это из-за неподходящего климата. А может, я неправильно выращиваю? — рассуждает Ольга Ивановна.
Десять лет она делает из лагенарии сувениры и предметы интерьера.
— Мне нравится, что растение продолжает приносить пользу не только в саду, — говорит художница.
Фото Александра Ковязина.
Разные техники
Сначала Ольга Марахина расписывала кубышки разными историями. Они увлекли её внуков.
— Сейчас одна тыковка — один персонаж: гусь, пингвин или снеговик. Начинала же работу с лагенарией, создавая на ней целую картину событий. Например, делала домик. Вырезала окошки, расписывала, и казалось, будто в нём кто-то живёт, — рассказала армавирская художница.
Однажды, прогуливаясь по Арбату в Краснодаре, она увидела кубышки, расписанные в казачьем стиле. На тыковках мастер вырезал телеги, нарисовал бравых казаков и барышень. В Геленджике узнала о ещё одной технике работы с лагенарией. В городе-курорте из тыковок вырезали светильники в японском стиле.
— Это были прекрасные работы, но, думаю, их мастера делали специально для продажи. Для меня же создание игрушек из лагенарии — увлечение, которое помогает отдохнуть, снять стресс, — поделилась Ольга Марахина.
Широкой кистью
В середине весны Ольга Ивановна сажает семечки тыковки в горшочки. К началу лета вырастает рассада, которую она переносит в сад. Лиана лагенарии красиво плетётся по забору и земле.
К середине лета кубышки вырастают до своих максимальных размеров и до конца южной осени висят в саду и высыхают. В ноябре листья с лиан облетели, и только несколько хрупких тыковок остались висеть в саду. Из-за сильного ветра лианы ломаются, и тогда тыковки падают и трескаются.
По словам художницы, прежде чем расписать тыковку, её нужно высушить.
— У меня они высыхают в естественных условиях, — пояснила Ольга Ивановна.
Чтобы кубышку можно было расписать, художница шкурит её наждачной бумагой, тогда покрытие становится шершавым и цепким. После чего переходит к следующему этапу обработки: занимается проклейкой и грунтовкой. Тогда краска ляжет ровно и будет держаться долго. Проклеивает изделие она широкой кистью, грунтует валиком или кусочком поролона.
— Работать с тыковкой — это как работать с деревянным пластом. Подготовка к росписи одинаковая, — рассказывает художница. — Как-то в самом начале своих творческих экспериментов с кубышками решила не проклеивать основу. В итоге грунт лёг плохо, и пришлось всё счищать.
Подготовка основы занимает больше суток. Каждый слой должен сохнуть от шести до 12 часов.
Фото Александра Ковязина.
Тыковки в красках
После спецподготовки кубышки ожидают росписи.
— Это можно делать любыми красками: гуашью, акрилом, масляными красками, — пояснила художница. — Тяжелее и дольше расписывать игрушки масляными красками. Фигурка объёмная, поэтому, чтобы не заляпать изделие с разных сторон, приходится разукрашивать его по частям.
Когда милые разноцветные котики, симпатичные жизнерадостные снеговики расписаны, Ольга Марахина покрывает игрушки лаком. Чтобы краска не отпечатывалась на руках и со временем не стиралась. Поскольку кожица тыковки тонкая, то отверстия для ручек или ножек персонажа художница делает шилом или ножницами.
— Создание игрушки из лагенарии — полностью ручная работа. На изготовление одной фигурки уходит два-три дня. Если изделие поставить на полку, то ничего с ним не случится, но если оно упадёт на пол, то может разбиться, — говорит Ольга Ивановна.
В Брянске у армавирской мастерицы живёт сестра-близнец, тоже талантливый художник и мастер на все руки. В своей студии она проводит мастер-классы по рукоделию.
— Летом Таня приезжала в гости и взяла у меня 40 тыковок. Пришлось материал для творчества, чтобы не треснул по пути, упаковывать в несколько больших пакетов, — рассказала Ольга Марахина. — В своей студии сестра вместе с детьми сделала из кубанских кубышек композицию из матрёшек. Татьяна пыталась вырастить лагенарию в Брянске, но эксперимент не удался — климат не тот. Растение быстро погибает от холода.
Не на продажу
По словам армавирской художницы, писать на кубышках несложно, труднее вырастить их и сохранить, чтобы не разбились. Как говорит Ольга Ивановна, можно просто взять баллончик с акриловым лаком и распылить его на готовую игрушку. Если результат не понравится или в голову придёт более интересная идея, лак или краску можно легко счистить и начать заново расписывать игрушку.
— Мне кажется, любое изделие, которое делают своими руками, сложное. Для его изготовления надо проявить трудолюбие, потратить свободное время, вложить свои ощущения, эмоции, — поделилась мастерица.
Каждый раз Ольга Марахина создаёт из высушенных тыковок новых героев. Готовясь к мастер-классу для детей, художница пишет на кубышках простых с точки зрения изобразительных приёмов персонажей: пингвинов, гусей, котов и других животных. Говорит, ребятам надо понять, что свою фантазию они могут проявлять по-разному.
— Раньше в поиске новых образов часами могла расписывать кубышки. Мне нравится естественный природный рисунок тыковок, он красив и уникален. Каждый в этих узорах может увидеть свою картинку, — поделилась Ольга Ивановна. — Но сейчас появились другие увлечения, например, делаю из бересты ангелочков.
Свои игрушки армавирская художница дарит близким. Говорит, что, делая людям приятное, получает удовольствие.
— Никогда не думала продавать свои расписанные тыковки. Изделия из них очень хрупкие, и я не смогу брать деньги, зная, что они легко разобьются. Да и тяжело самому оценивать свою работу, — поделилась художница.
Фото Александра Ковязина.
Валерия Гафарова
Фото Александра Ковязина.