Жители города вряд ли задумывались о том, что может объединять вокзал Армавир-1 с Казанским, Ярославским и Курским вокзалами в Москве. В их восстановлении участвовал замечательный художник из династии Лансере.
Вождь приказал
По легенде, послевоенное здание железнодорожного вокзала станции Армавир-Ростовский построено по личному приказу Сталина. Правда, историки скептически относятся к такой версии. Однако фрески на втором этаже, выполненные художниками Евгением Лансере и Леонидом Фейнбергом, говорят о величии советского строя.
Как рассказал армавирский исследователь истории железных дорог Сергей Эчмелян, до революции вокзал на станции Армавир спроектировали как третьего класса. Построили небольшое одноэтажное здание, к которому прилегали две пассажирские платформы. По его словам, проектировщики Владикавказской железной дороги недооценили экономический потенциал города. Благодаря географическому расположению после открытия железной дороги в Армавире начали бурно развиваться торговля и промышленность.
Во время Великой Отечественной войны гитлеровцы массированно бомбили центр Армавира. Город практически лежал в руинах. Как и большинство зданий, железнодорожный вокзал был фактически стёрт с лица земли.
— Много раз слышал от старых железнодорожников, будто Сталин, проезжая мимо Армавира, сказал, что здесь надо построить большой вокзал, — рассказывает Сергей Эчмелян.
Документального подтверждения этому факту нет. Но большое здание вокзала на станции Армавир-Ростовский начали строить сразу после войны, а к концу 1950 года уже открыли. Несколько лет назад корреспонденты «Кубанских новостей» провели собственное расследование и установили, что Сталин мог проезжать здесь по пути на Тегеранскую конференцию в ноябре 1943 года. Из рассекреченных документов они узнали, что литерный поезд № 501 Верховного Главнокомандующего следовал по маршруту Москва-Сталинград-Баку. Путь вождя пролегал через Сальск, станцию Тихорецкую на Армавир, Минводы, далее — в Закавказье. Маршрут обеспечили беспрецедентными мерами безопасности. Операцией руководил лично нарком внутренних дел Лаврентий Берия, который находился в одном из вагонов поезда.
В рассекреченных документах журналисты нашли запись: «… в пунктах остановок поезда, за исключением Рязани, закрытая телефонная ВЧ-связь с Москвой отсутствовала, в результате чего 24 и 25 ноября Верховный Главнокомандующий не мог связаться со своей ставкой по телефону из Сталинграда, Армавира и Минеральных вод…». Таким образом, Сталин проезжал Армавир и вполне мог приказать отстроить вокзал.
Сталинский ампир
Железнодорожный вокзал станции Армавир-Ростовский строили с размахом. Это заметно по архитектуре и внутреннему убранству, выполненному в духе сталинского ампира и соцреализма. На втором этаже находятся фрески, которыми армавирцы восхищались. Долгое время в расписанном помещении находился ресторан, местные прозвали его «Чердак». Здесь ужинали не только путешествующие. Армавирцы устраивали торжественные мероприятия. Жительница города Валентина Пашко помнит, как на вокзале устраивали свадьбы.
— Ресторан благодаря фрескам выглядел помпезно. В советское время в городе не было ресторанов, только заведения общепита. В начале 90-х будущий муж моей племянницы стал заниматься бизнесом, быстро разбогател и арендовал помещение для свадьбы, — вспоминает Валентина Пашко. — Я не раз бывала в этом ресторане на свадьбах знакомых, тогда это стало модным. Потом помещение превратили в зал ожидания, а затем его и вовсе закрыли для пассажиров.
Мало кто знает, но росписи на потолке второго этажа вокзала — это работы известных советских живописцев Евгения Лансере и Леонида Фейнберга. Этот факт зафиксировала научный сотрудник армавирского краеведческого музея Нана Осипова.
В 2003 году на вокзале происходила масштабная реконструкция. Участвующий в ней Художник Василий Силантьев обнаружил на одном из изображений в зале ресторана сохранившиеся фамилии авторов и дату:«24. XII. 1950 г.». «Находку» он показал Нане Осиповой.
— Росписи в зале бывшего ресторана на вокзале станции «Армавир-Ростовский» — один из малоизвестных реализованных и сохранившихся проектов Лансере и Фейнберга, — рассказала Нана Осипова. — Василий Силантьев при реставрации подобрал соответствующую палитру красок, поэтому росписи предстают перед нами в первозданном виде, являя собой произведение монументального искусства послевоенных лет.
Евгений Лансере занимался восстановлением разрушенных войной городов. Работал над росписями Казанского, Ярославского и Курского вокзалов в Москве. Вместе с выдающимся художником-графиком Леонидом Фейенбергом в 1951 году расписал вокзал в Кропоткине.
Сюжетная линия фресок отображает жизнь советского человека. На одной изображены работающие пионеры, на другой группа людей высаживает деревья, на третьей фреске встречаются труженики села и города, на четвертой изображены охотники.
Виктория Александрова
Фото Александра Ковязина.