Почему о бракосочетании слесаря литейного цеха написали в «Советском Армавире»?

Почему о бракосочетании слесаря литейного цеха написали в «Советском Армавире»?

Анатолий Кравченко 58 лет хранит три свадебные фотографии. На них он регистрирует брак со своей Женечкой. Начало их семейной жизни совпало с празднованием 125-летия Армавира. Из-за юбилея даже свадьбу перенесли на полтора месяца раньше.

Судьба Женечка

Фотокарточки сохранились в идеальном состоянии. Без повреждений, не выцветшие и не пожелтевшие. Лишь у одной чуть надорван уголок.
В нижнем правом углу каждой из них надпись: «Армавирский загс». На одном из снимков красавица-невеста, прижимая к груди букет цветов и держа под руку жениха, со смущенной улыбкой поднимается по лестнице навстречу остающемуся за кадром фотографу. На другой фотокарточке молодожены в окружении родных и друзей стоят перед работником загса, на третьей запечатлен момент, когда они расписываются, официально подтверждая желание зарегистрировать брак.

Эти снимки сделаны 20 сентября 1964 года. Евгении  — невесты  — несколько лет нет в живых. Но Анатолий Дмитриевич, рассказывая об их совместной жизни, называет покойную жену своей Судьбой. 

Приметила будущая теща

Несмотря на то что свадьбу с Женечкой он сыграл в день юбилея Армавира, родился Анатолий Кравченко на Дальнем Востоке, в поселке под Хабаровском. Подростком вместе с родителями переехал в Белгородскую область. Через несколько лет окончил Борисовское училище, получив специальность тракториста.

— Учился с намерением отправиться осваивать целину, а меня оставили в колхозе. Проработал там недолго: вскоре получил повестку и ушел в армию. Сначала служил в Крыму  — в Феодосии, затем отправили в Венгрию. В Армавир попал уже после возвращения из армии в 1962 году, — вспоминает Анатолий Кравченко.

Одна из его армавирских родственниц работала в банно-прачечном комбинате, располагавшемся на территории нынешней бани №1 по улице Кирова. Иногда Анатолий заходил к ней. Там-то его в 1963 году и заприметила будущая теща, трудившаяся в прачечной.

— Она решила познакомить меня со своей дочкой, — вспоминает армавирец. — Когда родственница сказала мне об этом, стал отпираться: мол, погулять холостяком еще хочу. Но все-таки согласился сходить к ним в гости.

Евгения, или Женечка, как ее называет Анатолий Дмитриевич, была студенткой педагогического института. Молодые люди сразу понравились друг другу. Стали встречаться. Свидания устраивали по выходным. Анатолий тогда работал слесарем в литейном цехе электротехнического завода и учился на вечернем отделении в техникуме  — осваивал профессию технолога-инструментальщика.

Влюбленные часто ходили на танцы в городской парк. Там, по воспоминаниям Кравченко, работала большая танцевальная площадка, где собиралась армавирская молодежь.

Не дожидаясь ноября

Женя вот-вот должна была окончить институт, ее ждало распределение.

— Теща стала спрашивать, почему медлим со свадьбой. Говорила: «Отправят невесть куда, что будете делать?» И мы решили пожениться. В сентябре 1964 года пошли в загс и подали заявление на регистрацию брака. Играть свадьбу хотели через два месяца  — в ноябре, — вспоминает Анатолий Дмитриевич.

У молодых все было распланировано. К ноябрю заканчивались осенние полевые работы, и на торжество собирались приехать родители жениха. А в это время в Армавире готовились к празднованию 125-летия города. Однажды в сентябре коллега Кравченко сообщил, что его требуют зайти в профком. Такая срочность удивила молодого человека.

— Я ведь ни материальной помощи, ни путевок не просил. Ну, думаю, пойду  узнаю, — рассказывает армавирец.

А в профсоюзном комитете завода секретарь парторганизации встретил его вопросом: «Чего ж ты молчишь, что жениться собрался?» И показал Анатолию письмо из загса с просьбой помочь в организации свадьбы сотрудника предприятия.

Важный для жениха и невесты день неожиданно для них самих наступил гораздо раньше.

— Оказывается, в честь 125-летия Армавира устраивали торжественные мероприятия, в том числе церемонии бракосочетания. Для этого выбрали несколько пар, подавших заявления. В их числе оказались и мы с Женечкой, — поясняет Кравченко.

Коллеги стали поздравлять Анатолия, а он отшучивался. Мол, обождите, вдруг невеста откажется. Но Евгения не отказалась. О переносе даты свадьбы она узнала из такого же письма, но пришедшего в деканат пединститута.

Поздравляли пионеры

Молодоженам повезло — институт и завод взяли на себя расходы по организации праздника. Свадебные костюм и платье молодые купили заранее. Машину, на которой жених с невестой приехали к месту регистрации брака, выделили на предприятии.

Первый день супружеской жизни для Жени и Толика наступил не в ноябре, а 20 сентября 1964 года. Регистрировали брак не в загсе, как обычно, а в клубе железнодорожников. Каждую пару попросили 
прийти к назначенному времени.

— На одном из снимков запечатлено, как мы с Женей поднимаемся на второй этаж по лестнице. Вдоль нее стояли пионеры с цветами, поздравляли нас, — показывая на фотографию, рассказывает Анатолий Дмитриевич.

Гостей было много. Помимо родных жениха и невесты, присутствовали их друзья, коллеги, однокурсники. Всех угощали шампанским. Молодоженам подарили посуду, дорогие столовые наборы с костяными ручками.

В тот же день супруги стали свидетелями закладки капсулы времени. Ее вскрыли спустя 50 лет в 2014 году  — на 175-ю годовщину Армавира.

Заметка в газете

Присутствовали на торжестве и журналисты «Советского Армавира» (ныне газета «Армавирский собеседник») Григорий Апанасов и О. Нуждина.
В архиве редакции сохранился номер газеты от 25 сентября 1964 года, где вышла новость о бракосочетаниях молодых армавирцев.

— Идите по жизни, любя и уважая друг друга… То чувство, которое привело вас сюда, храните всю жизнь…
— Пусть в вашем доме будет только счастье и радость…

Эти слова прозвучали двадцатого сентября в светлом зале клуба железнодорожников на торжественной регистрации браков.
От всей души поздравила молодоженов заведующая армавирским загсом З.Ф. Титова, а брачные свидетельства вручил  депутат городского Совета, секретарь горисполкома т. Полуян.
Украшенные цветами, к подъезду одна за другой подъезжают легковые автомашины.

И в комнате жениха, и в комнате невесты заканчиваются последние приготовления. Девушки готовят фату и спорят: одной кажется, что фата длинна, другой  — коротка, третья вполне довольна видом невесты.
Ребята обсуждают вопрос о цветке в петлицу пиджака жениха, о том, какое взять шампанское. Здесь же раздают различные наставления жениху и невесте.

А в зале в это время с нетерпением ждут будущих молодоженов родственники, знакомые, друзья. На лестнице, по которой поднимаются молодые люди, пионеры школы №18 желают им счастья и бросают цветы под ноги.

По лестнице поднимаются и идут к столу Анатолий Кравченко, работник электротехнического завода, и Евгения Корниенко, студентка пединститута. И опять поздравления, и опять цветы, цветы, цветы…».
Фотограф, имя которого Анатолий Кравченко не помнит, сделал несколько свадебных снимков. Их передали супругам вскоре после бракосочетания. Вместе Анатолий и Евгения прожили 55 лет. Подняли на ноги двух детей, помогали в воспитании четверых внуков, которые с детства наблюдали за крепкой семьей дедушки и бабушки. Один из них — переехавший в Москву Дмитрий Кравченко, поэт, писатель, сценарист, набирающий популярность блогер.

Сейчас свадебные фотографии из альбома достают редко. Плотная бумага и качественная печать позволили сохранить их в хорошем состоянии.

— Мы с Женей на несколько лет уезжали из Армавира. И фотографии оставляли у ее мамы, чтобы не потерять и не повредить при переезде. Теперь бережно храню их в альбоме, где также есть свадебные фотографии моих сына и дочери, — поделился с корреспондентом «АС» Анатолий Кравченко.

Снежана Годлевская
фото: news-armavir.ru

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях