Семья. В доме Лобановых звучит классическая музыка, смотрят советские мультфильмы и читают книги
Задача родителей — воспитать верующих людей, опорой которых будет Бог. Так считают Сергей и Наталья Лобановы.
Они познакомились в храме. Теперь воспитывают дочь и двух сыновей, отдавая все свое время их интеллектуальному, физическому и духовному развитию.
Встреча в храме
Сергей и Наталья познакомились 14 лет назад. Их встреча произошла в Свято-Никольском соборе. Наташе было 34 года, она успела построить карьеру юриста: работала адвокатом, потом преподавала в Армавирском юридическом техникуме.
— Да, хотела выйти замуж, но не встретила достойного спутника жизни. Подруга говорила: «Где же ты его встретишь, если никуда не ходишь?» Отвечала, что суженого найду в храме, — рассказывает Наталья Лобанова.
Так и случилось. На вечерней службе в храме она встретила подругу мамы. Женщина пришла в храм вместе с внуком. Сергей не был в Армавире более 10 лет, приехал к бабушке из Мурманска.
— Встреча была случайной, но Наташа решила, что ее подстроили наши родные. И ушла. А я разговорился с ее мамой, которая позвала в гости, — вспоминает Сергей Лобанов.
Сначала при встречах Наталья воспринимала будущего мужа с недоверием. Парень был на пять лет младше. Но постепенно поняла, что человек он верующий, воцерковленный. Сергей собирался уйти в монастырь.
— Еще подумала, вот будет за меня молиться, — рассказывает женщина. — А он уехал в Мурманск и стал присылать письма — по почте, бумажные. Телефона у него не было. Однажды пришло письмо с предложением выйти за него замуж. Через год Сергей приехал в Армавир, и мы сыграли свадьбу.
Дорога к Богу
Ходить в храм Наталья начала в 17 лет, но бывала там редко. Молиться и причащаться каждое воскресенье в Божьем доме она стала после наводнения в 2002 году.
— Жили в Старой Станице, и когда пошла вода, лишились всего. От дома осталась только внешняя коробка, — рассказывает Наталья. — В храм тогда меня привела подруга, с которой когда-то училась в Краснодаре. В Свято-Никольском соборе меня встретил отец Антоний (Малинский), он привел меня к воцерковлению.
Сергея в храм привела бабушка. С детства ему нравились вечерние богослужения, где освящали хлеб.
— Бабушка была советским человеком, ответственным работником. К церкви она обратилась после 50 лет — молилась за дочек, внуков. Родные не сразу приняли ее уход в веру, но постепенно тоже стали воцерковленными людьми, — рассказывает Сергей.
Он же в юности перестал ходить в храм. А в 18 лет вернулся, осознанно.
Ксюша
Повенчались Лобановы в тот же день, что и расписались в ЗАГСе.
— Регистрация — это оформление светского брака. При разводе, начислении алиментов он имеет юридическую силу, — комментируют супруги. — Венчание же — это от Бога, оно подчеркивает прежде всего духовную близость двух людей.
Свадьбу отметили дома. Через год после замужества у пары родился первенец — дочка Ксения. Но о том, что станет многодетной мамой, Наталья не думала.
— Когда носила Ксюшу, врачи называли меня старородящей, потому что первый ребенок появился на свет, когда мне было 35 лет. Всю беременность молилась и каждую неделю причащалась, — вспоминает женщина.
Первое время после рождения старшей дочери было тяжело. Наталья не знала, как обращаться с малышкой, а девочка много кричала. Супруги предполагают, что Ксения чувствовала стресс мамы.
— После родов лежала в одной палате вместе со своей студенткой. Она так ловко управлялась со своим дитем, а я не понимала, что делать, — вспоминает Наталья.
Дома с малышкой помогали мама и тетя Наташи. Вскоре и она научилась ухаживать за ребенком и молилась за дочь. В год Ксюша прекратила плакать.
С разницей в два года у Лобановых родились двое сыновей. Сейчас Ксении 13 лет, Ивану — 11, младшему Николаю — 9. Дети учатся в старостаничной школе № 25, где когда-то преподавала их бабушка.
— Мама преподавала основы православной культуры, ее куратором был отец Антоний. Он и покрестил наших детей, — рассказывают супруги. — На его глазах родилась наша семья.
Женщина дома
После рождения третьего ребенка Наталья уволилась из юридического техникума, решив заниматься только воспитанием детей.
— До садика было неудобно добираться, а дети маленькие, почти погодки, — объясняет свое решение женщина. — Как многодетная семья оформили детский сад у себя дома. Некоторые родственники до сих пор не понимают, как я променяла карьеру на дом. Но это то, чего я всегда хотела.
Дети Лобановых привязаны к родителям, с самого рождения вместе с ними посещают храм, причащаются каждое воскресенье. Они ходят в детскую воскресную школу.
— Не понимаю родителей, которые могут оставить ребенка играть одного, — рассуждает Наталья. — Мы с мужем учим детей, играем с ними. Родители должны максимально участвовать в их развитии.
Ксения и Иван — отличники, Коля окончил учебный год с двумя четверками. Он увлечен спортивными играми. Все трое ходят в музыкальную школу: поют в хоре, играют на фортепиано. Занимаются в секции акробатики. Ксения хорошо рисует, а средний сын пишет стихи.
— Не оканчивала музыкальную школу, но сама выучила сольфеджио, чтобы помогать детям, — рассказывает Наталья. — Моя мама часто спрашивает, зачем я получала три высших образования, если постоянно занимаюсь детьми. Но благодаря этому могу многому сама научить их.
Добрые игрушки
В доме Лобановых обязанности строго распределены между членами семьи. Сергей — кормилец, работает на кондитерском предприятии. Наталья занимается хозяйством, дети учатся и помогают родителям.
Когда Николай готовился к школе, старшая сестра помогала, занималась с ним по маминым методичкам.
— Дочка помогает по дому, убирает со стола, подметает, — рассказывают супруги. — Мальчики непоседы, но у них здорово получается собирать разные конструкции. Недавно сделали новую кормушку для птиц. В этом году стали помогать в огороде, — делится многодетная мама.
Каждое утро дети пьют крещенскую воду и едят просфору, читают молитвы. Наталья мажет их святым маслом. Только после этого семья садится завтракать. Школьники наизусть знают молитвы «Отче Наш», «Символ веры» и Пресвятой Богородице. В каждой комнате в доме стоят иконы, поэтому ребятишки могут помолиться в любом месте.
— Не заставляли их учить молитвы. Запомнили по слуху, ведь мы, родители, молимся каждый день утром и вечером. В храм ходим каждую неделю, — рассказывают супруги.
Церковное образование дети получают дома и в воскресной школе. Они знают, что перед тем, как лечь в кровать, ее надо перекрестить, как и еду перед приемом пищи. Если переживают, волнуются, читают молитвы. Вместе с родителями младшие Лобановы держат посты. Правда, не ограничивая себя в еде, а соблюдая определенные правила поведения.
— Сладости стараемся им не давать, заменяя их сухофруктами. Организмы у них растущие, поэтому молочку во время постных дней включаю в их рацион, — делится Наталья. — Но они знают, что во время поста в доме нельзя шуметь, веселиться и злоупотреблять лакомствами.
Во время обеда родители включают проигрыватель, и дети слушают сказки, классическую музыку или истории про выдающихся людей. Зимой, когда особенно холодно, вместо прогулок Наталья показывает ребятам православные или советские мультфильмы. Всей семьей Лобановы изучают английский язык.
Перед сном Ксюша, Ваня и Коленька читают книги. Компьютером они не пользуются, школьные доклады пишут по энциклопедиям, которые есть в домашней библиотеке.
— У нас даже все игрушки добрые. Однажды младшему сыну выдали тетрадь для учебы, где был нарисован бесенок с рогами. Он сам попросил ее поменять: не привык к такому, — рассказывают супруги. — А когда слышат громкую современную музыку на улице, могут закрыть уши. Дома чаще играет классика.
По словам Лобановых, главное в воспитании — это любовь к Богу. Задача родителей — сделать так, чтобы сохранили они ее на всю жизнь. Воспитать это можно только своим примером. Наталья всегда ходит в платье и с длинной косой, Сергей — в рубашке и штанах.
— Дети никогда не видели нас в нижнем белье, — комментируют супруги. — Смысл христианской семьи — рождение и воспитание православных людей, которые создадут свои семьи или станут монахами. Мы возлагаем надежду на Бога и хотим, чтобы наши дети выросли воцерковленными.
Валерия Гафарова
Фото Александра Ковязина.