Семья ведущего бухгалтера косметической фирмы Анны Зверевой — это не только супруг Алексей и дочь Виктория, но и две собаки породы джек-рассел-терьер Шелси и Евгеника, а еще кот Мурзик, которого хозяева иногда называют Козлом.
В их доме никогда не бывает скучно. Наоборот, четвероногие постояльцы держат своими выходками остальных членов семьи в тонусе.
Кошмар в цветах
Старшей собачке Зверевых исполнилось восемь лет. Ее полное имя Шелси Шоко-Бисер. Появилась она в семье, когда сестра Анны открыла в Ростове-на-Дону домашний питомник, где разводила собак породы джек-рассел-терьер.
— Мы официально купили у сестры собаку, заключили договор и стали соучредителями питомника, только в Армавире. Хотели стать заводчиками, — рассказывает Анна.
Через пять лет у Шелси появились на свет очередные щенки. Одного из них, девочку, семья решила оставить у себя. Назвали ее Евгеника-Бисер.
— Ну а третьего брата нашего меньшего — белого кота — мы спасли семь лет назад. Знакомые хотели куда-то вывезти только что окотившуюся кошку с котятами. Одного мы забрали, — комментирует женщина.
Котенок, как вспоминает Анна, сначала вел себя дружелюбно и ласково. Но со временем ему полюбились домашние цветы, и он стал разрывать землю и грызть листочки.
— Зайдешь в дом, а в комнатах повсюду разбросана почва. Конечно, это возмущало, так у Мурзика появилась вторая кличка Козел, — смеется армавирка. — Сейчас он уже взрослый, но до сих пор шкодничает. Стараемся надолго не закрывать его в доме.
Рваное одеяло
Джек-расселов считают активными собаками. По словам Анны, это охотники, у которых много энергии. Когда Шелси появилась в семье, Зверевы не ожидали, что щенок начнет рыть в доме норки.
— Каждая собака нуждается во внимании. Но иногда мы не могли его дать, потому что работали, — делится женщина. — Приходили домой, а в кресле раскопаны ямки. Повезло, что мебель тогда стояла старая.
Уже взрослой Шелси перестала дебоширить, но привычки матери переняла ее дочка, которая тоже дала жару хозяевам.
Вместе с Евгеникой в помете было еще шесть щенков. Зверевы приобрели домашний вольер, но в месячном возрасте щенков все равно еще приходилось выпускать погулять в доме и беседке, приучать к туалету.
— На кухне у нас был постлан линолеум. Но однажды, придя домой, мы увидели там деревянный пол — покрытие было разодрано в клочья, — рассказывает Анна. — Остальных щенков потом продали. А Евгеника до сих пор может оторвать все, что плохо приклеено, например, обои.
Чтобы собаки не пакостили, хозяева, уезжая из дома, закрывают их в вольере. Но недавно Анна вместе с мужем Алексеем, отъехав на 40 минут, решили не запускать их в клетку. Шелси и Евгеника мирно спали на диване.
— Когда вернулись, увидели, что пододеяльник и стеганое одеяло разорваны, а Евгеника лежит между двух подушек. Пришлось все зашивать, — рассказала армавирка.
Одно из любимых занятий джек-расселов — попугать соседских котов. Только Мурзика-Козла они не трогают. Он им как брат. Когда у Анны была температура, четвероногие ребята все вместе ее грели и лечили.
Фото из архива Анны Зверевой
Крысоловы
Джек-рассел-терьеры — порода охотничья, норная. В лесу они гоняются за лисами и барсуками. А вот в семье Зверевых собаки охотятся за крысами.
Пока хозяева не построили уличный вольер, собаки любили гулять во дворе, где имели доступ к соседскому сараю. Когда-то в строении водились куры, следом за ними завелись крысы.
— Грызуны прорыли маленькую дырочку в стене. А Шелси любила засовывать туда нос — такой у нее метод охоты, — поясняет Анна Зверева. — И, видимо, в какой-то момент крыса хотела цапнуть собаку, но Шелси ее схватила. Достала 15-сантиметровую крысу с переломанными костями.
Белобрысого Мурзика тоже можно назвать охотником. Когда ему был год, Зверевы собрали целый мешок грецких орехов с дерева, которое растет в их дворе. Мешок поставили в коридор. Кот все пытался в него залезть.
— Сначала отгоняла его, а когда открыла мешок, то увидела хвост. Я кинула кота в коридор и закрыла дверь, — рассказывает Анна. — Секунд 20 слышались крики и визг. Думала, все, моего кота загрызли. Открыла дверь, а рядом с Мурзиком лежит задушенная крыса.
Теперь крысы во дворе не водятся, а вот мышки могут прийти, когда начинает холодать. Только кот, которому уже исполнилось семь лет, тут как тут. Быстро он их не отпускает — любит поиграть с ними, помучить.
— Если увидели в его лапах мышку, сразу забираем жертву. Стараемся грызунов травить до того, как он их найдет, чтобы не умирали мучительной смертью, — делится женщина.
По команде «суслик»
По словам Анны Зверевой, у взрослой собаки породы джек-рассел интеллект трехлетнего ребенка. Ее легко обучить командам. Шелси и Евгеника знают команды «место», «рядом» и «суслик» — стойка на задних лапках. Но хозяйка считает, что выгуливать собак надо только на поводке, какие бы умные они ни были.
— Без привязи они разбегутся в разные стороны, им срочно понадобится что-нибудь найти, — рассказывает Анна Зверева. — А на поводке вывожу только с мужем. Возле дома бегает много дворовых собак, и в случае конфликта не смогу одна своих быстро поднять на руки. Шелси весит восемь с половиной килограммов, Евгеника — шесть с половиной.
Однажды, когда Шелси была беременна, женщина вышла с собакой погулять возле дома. Внезапно к ним подбежала соседская такса и начала кусать джек-рассела. Анна успела быстро подхватить собаку на руки.
— Тогда из-за стресса на время замерли щенята. Но потом, слава Богу, зашевелились, — делится бывшая заводчица.
А вот по отдельности собак выгуливать не получается. Если взять только одну, вторая начинает скулить и лаять, мол, как это так, ее не взяли с собой.
— При этом дома вдвоем они сидят тихо и спокойно. Но только в вольере, чтобы нигде ничего не прорыли, — смеется хозяйка.
Любовь заводчика
Анна, как опытная заводчица, говорит, что еще десять лет назад порода джек-рассел была популярна. Щенки от Шелси есть даже в Нижневартовске, Москве, Санкт-Петербурге. Один из них живет с охотником, выезжает с ним в лес.
Но в последнее время на улицах Армавира женщина замечает много нечистокровных представителей породы.
— Отличительный признак нечистокровок — поднятые ушки, которые не должны находиться в стоячем положении постоянно. Обычно собаки поднимают их, когда эмоционально реагируют — удивляются или радуются, — рассказывает армавирка.
У чистокровных пород в окрасе рыжего или коричневого цвета не должно быть более 50 процентов. Основной цвет обязательно белый. У Евгеники и Шелси, как и подобает породистым джек-расселам, цветные только мордочки.
— Если у собаки больше 50 процентов цветной шерсти, то ее считают браком. Значит, в родословной есть другие породы, — говорит Анна Зверева.
Уже несколько лет она не случает своих собак. Шелси в силу возраста скоро потребуется стерилизация, чтобы в организме не появились кистозные образования, а Евгеника никогда не рожала.
В последнем выводке Шелси родила двух мальчиков. Один умер во время процесса — выходил хвостом вперед и задохнулся. Второго щенка, соответствующего всем канонам породы, в двухмесячном возрасте погубили новоиспеченные хозяева. Анна продала его паре, живущей в городе, выписала им дату второй прививки, дала список ветеринарных клиник, где ее можно сделать. А еще передала список клиник, в которые ходить не стоит из-за недобросовестной работы врачей.
— Хозяин не заметил, как щенка укусил клещ. Лечить его он стал водкой, а кобелек начал кашлять и хрипеть. В итоге повезли они малыша в клинику, в которую я категорически не советовала ехать. Помочь щенку не успели, он умер. А до этого случая в другой семье собака отравилась крысиным ядом, — с сожалением рассказывает армавирка. — Мы хоть и заводчики, но вкладываем в щенков свои время, любовь и заботу. Хотим, чтобы у них сложилось хорошее будущее.
После этих случаев Анна решила не разводить щенков. По словам женщины, возможно, в будущем, когда выйдет на пенсию, заведет мальчика джек-рассел-терьера.
Валерия Гафарова
Фото из архива Анны Зверевой