Прототипами обитателей Олимпа на полотнах Татьяны Хмель стали жители города

Прототипами обитателей Олимпа на полотнах Татьяны Хмель стали жители города

Идея проекта, на который армавирскую художницу Татьяну Хмель вдохновила маленькая книга в бумажном переплете — «Эрос на Олимпе» польского писателя, исследователя античной культуры и искусства Яна Парандовского, возникла несколько лет назад.

Прототипами обитателей Олимпа на полотнах Татьяны Хмель стали жители города

Фото Александра Ковязина.

Во время записи подкаста в Выставочном зале Дома Дангулова она упомянула о намерении проиллюстрировать сюжеты, хорошо знакомые любителям античной мифологии. В натурщики планировала пригласить не профи, а обычных людей, в чьих  внешности и образе нашла черты богов и героев Древней Греции. 

Завещание Врубеля

Прием не нов. По этому пути шли модернисты. Миксовали современность и античность, видели отголоски древнего мира в повседневности. Да что уж, и живущие ныне авторы с радостью припадают к этому источнику.
Что отличает работы Татьяны от множества других полотен и текстов подобного жанра? По признанию самой художницы, после вступления в Творческий союз художников России появилась ответственность перед искусством. Эта профессиональная требовательность долгое время не позволяла автору реализовать свой замысел. Рассматривая картины мастеров, чьи визуализации мифов признаны во всем мире эталонными, художница сомневалась, сможет ли сказать что-то новое, взяв в руки кисть. Помогла ей выставка Врубеля. В корпусе Бенуа Русского музея в Санкт-Петербурге в прошлом году экспонировалась большая коллекция живописи художника.
— После посещения выставки у меня ушел страх. Никто из великих более перед глазами не стоит. Вижу слияние человека с природой. Вижу и передаю, — говорит Татьяна Хмель. 
Такой творческий заряд энергии и уверенность в своих силах появились у армавирской художницы после анализа работ Михаила Врубеля. Аутентичные полотна предтечи модернистов действительно впечатляют. Его словно из драгоценных камней сотканная живопись не может оставить равнодушным. Как и его путь. Татьяна считает, лишь немногие современники смогли рассмотреть то, как смело он предвосхитил течения века грядущего. И вот эту смелость считывают поклонники его творчества и, как завещание всем художникам, начинают аккумулировать оптимизм, черпая его из совсем не позитивных полотен живописца. 
Такое вот волшебство. Но оно действует. И первой работой в проекте Татьяны Хмель стала «Удивительная история про бога Пана. Тайна Пенелопы». У Михаила Врубеля есть символистское произведение «Пан», где козлоногий бог запечатлен на фоне северной русской природы.

Армавирцы на Олимпе

Книга, ставшая отправной точкой в работе Татьяны, написана о любви. Ян Парандовский творчески осмысляет категории античной эстетики, излагая в литературной форме недетские сюжеты мифов. 
— Истории эти поучительны. Они повествуют о разрушающей страсти, искуплении, семейных проклятиях, которые, словно скелеты в шкафу, преследуют персонажей, мечтающих обрести счастье и настоящую любовь, — поделилась Тать­яна Хмель. 
Да, зрители испытают катарсис, анализируя и вникая в суть жанровой живописи армавирской художницы. Здесь и неверный муж Зевс, поменяв личину, бросается во все тяжкие. И Гера, пожелавшая отомстить нерадивому супругу, предстает нагой с подарком Флоры. И несчастная девушка, которую жестокие боги обрекли на любовь к быку…
Всего автор планирует написать 15 картин, по количеству новелл в книге. Уже полностью готовы шесть из них. Для «Пана» Татьяне позировал армавирский художник-декоратор Сергей Жаврин. На масштабном полотне «Роман с быком» изображена армавирка Юлия Васильева. Натурщицами для работ «Миф Чудесное яйцо» и «Волшебное зелье» стали сестры мастера живописи. С картины «Победное шествие Диониса» на зрителя с широкой улыбкой взирает муж художницы Денис. А на картине «Пылающий порок Мирры» запечатлена сама Татьяна Хмель. Приоткрывая завесу тайны, скажем, тринадцатый подвиг Геракла совершит фотокор «АС» и художник Александр Ковязин. Дальше интереснее…

Техника решает

Картины хоть и связаны одной темой, но отличаются настроением, цветовой гаммой и главное — эмоциями, которые переживают герои. Татьяна Хмель выбирает самые яркие моменты той или иной истории. В случае с Дионисом — это фееричный финал новеллы, праздник жизни, богатство текстур и оттенков. Мирра же предстает в последние мгновения земной жизни. Рассказать о разных судьбах, сохраняя нить повествования, художнице помогает техника. 
Работу над картиной Татьяна Хмель начинает с того, что фотографирует модель в своей мастерской, поставив свет. Говорит, делает это, чтобы сократить время позирования, которое может отнять много часов. Затем, как и Альфонс Муха, прибегавший к фото для нужд живописи, Татьяна «пишет» картину в своем воображении, идеализируя натурщика.
Эскизы выполняет на флизелине соусом или сепией в полный рост человека.  Картины серии Татьяна пишет маслом на холсте. Те портреты, что находятся в ее мастерской, выполнены в пастозной манере письма. Так художница задает эмоциональный фон произведения. На некоторых из них пастозность переходит в рельефность, персонажи словно рвутся с полотен, требуя трехмерности. 
В скульптурной технике живописи автор кропотливо и аккуратно переводит своих героев на перепутье видов изобразительного искусства. Для достижения такого эффекта часть рельефа она лепит, используя гипсовую массу. И герои живут в двух мирах: на Олимпе и среди смертных.
Две картины декорированы золотой поталью. Автор отмечает, что этот художественный материал будет использовать при создании портрета Геракла-Ковязина. Но возьмет черную, чтобы подчеркнуть атмосферу темной ночи, в которой произошли события, описанные Яном Парандовским в «Эросе на Олимпе».
Сложность проекта не только в использовании различных техник и текстур, но и в том, что Татьяне Хмель понадобилось знание анатомии животных. Ведь на некоторых картинах они присутствуют самостоятельно как лебедь, тигры, бык и являются частью божественной природы героев. Например, Пан до пояса человек, а ниже — козел. Художница говорит, что ей приходилось дополнительно изучать то, как работают мышцы и суставы на теле животных, чтобы полотна были правдоподобны.
В экспозиции будущей выставки автор планирует сопроводить картины монохромными вставками с пояснениями мифов.
— Думаю, после знакомства с моим проектом для многих зрителей античные скульптуры и произведения искусства «заговорят», откроются ранее непонятные смыслы, — говорит Татьяна.  
Первыми с работами армавирки познакомятся жители Пятигорска, где она планирует провести презентацию проекта.

Ольга Белолипецкая
Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях