Ирина Федоренко: «Пять предприятий Армавира запросили в АИСТе кадры»

Ирина Федоренко: «Пять предприятий Армавира запросили в АИСТе кадры»

Выпускники школ делают осознанный выбор в пользу среднего профессионального образования. Почему? Об этом корреспондент «АС» поговорила с директором Армавирского индустриально-строительного техникума Ириной Федоренко. А еще — о качестве подготовки рабочих кадров и перспективах их трудоустройства на предприятиях Армавира.

С господдержкой

— Среднее профессиональное образование поднимается на совершенно новый уровень, в том числе финансирования. Как это сказалось на Армавирском индустриально-строительном техникуме?
— За последнее десятилетие произошли существенные изменения. Первую мощную поддержку государства ощутили в 2011 году, когда получили 34 миллиона рублей, выиграв грант губернатора Кубани. Эти средства направили на открытие ресурсного центра сварочного и деревообрабатывающего производства. Оборудованные мастерские полностью повторяют технологический процесс предприятий.
На базе ресурсного центра действует учебно-производственное предприятие. Его продуктовая линейка — ученическая мебель: парты и стулья, мебель для кабинетов и столовых. Работая на «АИСТ-Мебель», студент открывает трудовую книжку. На учебном предприятии задействованы разные специальности: дизайнеры разрабатывают концепт, сварщики варят металлоконструкции, мастера отделочных работ окрашивают мебель.
В рамках национального проекта «Образование» открыли мастерские по электромонтажу и облицовке плиткой. На внебюджетные средства техникума оборудовали мастерскую каменных работ.
А в этом году победили в федеральном проекте «Профессионалитет» и получили грант в размере 70 миллионов рублей на открытие кластера отраслей искусства и креативной индустрии. Будем развивать такие специальности, как «Дизайн», «Реклама», «Технологии индустрии красоты», «Исполнитель художественно-оформительских работ». Проект начнет действовать с 1 сентября.

Тенденция на рост

— В техникуме учится около тысячи студентов, а какие специальности наиболее востребованы?
— У сварщиков и электромонтажников конкурс — два человека на место. Эти две специальности стабильно востребованы последние шесть лет.
Растет количество абитуриентов на «Дизайне» и «Строительстве и эксплуатации зданий и сооружений». Несколько лет хромала специальность «Технология деревообработки», но сейчас и ее изучает большое количество вчерашних школьников.
Заметила, что среди наших студентов появилось много ребят, чьи родители имеют небольшое производство. После учебы они хотят продолжать семейное дело.
— В этом году в АИСТе вдвое вырос набор сварщиков. Настолько увеличилась востребованность в них на армавирских предприятиях?
— Об острой потребности в сварщиках на встречах с руководством города и края говорили работодатели. И министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края поддержало нашу инициативу увеличить набор на эту специальность до 50 человек.
В следующем году по всей Кубани пересмотрят контрольные цифры приема на 2024-2025 учебный год. Набирать студентов начнут под потребности предприятий.

Вытесняя теневую занятость

— А как дефицит рабочих специальностей на предприятиях сказывается на деятельности техникума?
— Участвуя в демонстрационных экзаменах, руководители предприятий уже во время обучения видят способности студентов. Работодатели стали обращаться к нам с просьбами отправить к ним ребят на трудоустройство. В этом году получили такие запросы от пяти предприя­тий: Бронетанкового ремонтного завода, завода стальных конструкций «Кубань», Южной нефтяной компании, кабельного завода «Кубанькабель», «Горницы».
В техникуме создан центр содействия трудоустройству выпускников, где собраны резюме наших студентов и вакансии от ведущих предприятий. Такая связь между начинающими специалистами и работодателями.
— Почему не хватает специалистов рабочих профессий? В техникуме их учится большое количество.
— Одна из причин — теневая занятость выпускников, которых не устраивает заработная плата при официальном трудоустройстве. Чтобы избежать этого, будем заключать договоры о целевом обучении. Сейчас заключены десять договоров по разным специальностям. Некоторые предприятия готовы выплачивать именную стипендию, чтобы выпускники шли к ним.
В прошлом году ввели в учебные планы раздел, посвященный корпоративной культуре и знакомству с армавирскими предприятиями. Некоторые из них — «Рустарк», завод стальных конструкций «Кубань» — предлагают организовать транспорт для поездок к месту работы и ряд социальных бонусов, чтобы заинтересовать выпускников.

70% в Армавире

— А студенты, окончившие АИСТ и пришедшие на предприя­тие, способны работать на его оборудовании, или необходимо время для переучивания?
— Все наше оборудование соответствует тому, что есть на заводах. Поэтому выпускникам нужно лишь время для адаптации к рабочему процессу. На примере сварщиков могу сказать, что в техникуме учат всем видам сварки. А для «Рустарка» учили ребят работе на аргонно-дуговой сварке.
— Какое количество студентов проходит практику именно на армавирских предприятиях?
— Более 70 процентов. Но если они из других районов — Отрадненского, Новокубанского или Курганинского — и имеют возможность пройти практику у себя, то отпускаем их. Главное, чтобы с теми предприятиями был заключен договор о социальном партнерстве.
Среди плюсов прохождения практики в Армавире — отсутствие необходимости искать жилье, поскольку на это время не выселяем студентов из общежития.
— По окончании практики руководители предприятий дают советы, например, что необходимо внести в учебный процесс?
— Обязательное условие — все наши учебные программы согласованы с работодателями. На встрече с руководством завода стальных конструкций «Кубань» говорила, что готовы подстраивать учебные планы под потребности предприя­тий. Если им нужны маляры для покраски вагонов, то включим в программу такую специализацию. Но тогда предприятию придется брать на практику всю группу, а не всегда есть такая возможность.
Реализовывая проект «Профессионалитет», узнали от работодателей, что им нужны дизайнеры, умеющие работать в «цифре», в компьютерных программах. И при закупке оборудования учли это. Увеличили количество часов на изучение программы автоматизированного проектирования «AutoCAD» для специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Важна мотивация

— Проблема рабочих специальностей проявляется не только в их дефиците, но и качестве образования: нужны высококвалифицированные специалисты. Что необходимо, чтобы вчерашний студент стал именно таким сотрудником?
— Нужны квалифицированный преподавательский состав и новейшее оборудование. В ­АИСТе это есть. Требуется интерес самих студентов к выбранной профессии. Чтобы мотивировать их, проводим факультативные занятия, устраиваем конкурсы.
— А нововведения в рамках проекта «Профессионалитет» не скажутся на качестве образования? Ведь он подразумевает сокращение сроков обучения: вместо привычных четырех лет в зависимости от специальности — два или три года.
— Сокращение срока обучения происходит без ущерба качеству образования. Наоборот, растет взаимодействие с предприятиями, происходит развитие учебно-производственных участков, увеличивается время на самостоятельную подготовку студентов.
— В техникуме есть педагоги, способные поделиться реальным опытом работы на предприятиях?
— Четыре наших преподавателя пришли в АИСТ из реального сектора экономики. Большую часть жизни они работали на предприятиях, но по разным причинам сменили вид деятельности. А молодые педагоги проходят стажировку у ведущих работодателей города.
С дизайнерами опытом делятся сотрудники рекламного агентства «Изостудия». Преподавателем у нас работает бывший заместитель директора компании-застройщика «Домостроитель». Круглые столы в техникуме проводят работники Южной нефтяной компании, Армавирского электротехнического завода и завода «Кубанькабель».

Престиж убеждает

— Все больше молодых людей отдают предпочтение среднему профессиональному образованию. Можно ли сказать, что такое решение становится осознанным?
— Не думаю, что дети побежали в техникумы, чтобы не сдавать ЕГЭ. Сегодня на уровне государства поднимают престиж среднего профессионального образования. Рабочие профессии выходят в топ на рынке труда. Мальчишки приходят, понимая, что навыки пригодятся им и в армии, и повседневной жизни.
— Какие аргументы в пользу среднего профессионального образования вы слышите от абитуриентов?
— Во-первых, такие специальности всегда дают возможность подзаработать. Во-вторых, колоссальная государственная поддержка. Влияет и социальный фактор: предоставляем общежитие, выплачиваем стипендию, выделяем средства на бесплатное питание в столовой техникума для студентов рабочих профессий. Предоставляем отсрочку от службы в армии. В техникуме работает много кружков и спортивных секций. Есть возможность получить дополнительное образование.
— Как будет меняться среднее профессиональное образование в ближайшие два-три года?
— В Армавире складывается тесное сотрудничество предприятий и образовательных учреждений. Успех коллег из Анапского сельскохозяйственного техникума, второй год реализующего проект «Профессионалитет», дает большие надежды на развитие нашего учебного заведения. Планируем увеличивать процент трудоустроенных выпускников, качественно улучшать образование студентов.

Что говорит власть?

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев подчеркнул, что 65 процентов выпускников кубанских школ делают выбор в пользу среднего профессионального образования.
В 2023 году в проекте «Профессионалитет» задействованы 23 учебных заведения Кубани.
— На их базе создали шесть образовательных центров по разным направлениям — от сельского хозяйства до IT-сферы. Колледжи и техникумы напрямую сотрудничают с предприятиями, совместно готовят кадры, которые не придется переучивать. Всего по программам «Профессионалитета» обучаются почти 1 200 человек, в сентябре приступят к занятиям еще 1 700 студентов, — сказал Вениамин Кондратьев.

Снежана Годлевская
Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях