Один из любимых процессов специалиста по качеству Нины Чуприй — определение протеина в жмыхе

Один из любимых процессов специалиста по качеству Нины Чуприй — определение протеина в жмыхе

За последние 16 лет Нина Чуприй ни разу не пошла на работу, потому что надо. Каждый день она отправляется туда, чтобы распутать клубок производственных задач и обеспечить качество работы своего подразделения.

С сентября этого года Нина занимает должность начальника производства Армавирского маслопрессового завода ГК «Благо», а до этого она работала заместителем директора по качеству. Благодаря ее работе дважды успешно аттестовывалась лаборатория одной из производственных площадок компании. В 2020 году Нина получила награду от генерального директора всей группы компаний в номинации «Инновационность и совершенствование»: она выступила с предложением по пере­оборудованию лаборатории, занимающейся контролем качества поступающего сырья. Благодаря этому на предприятии сократили время определения показателей качества подсолнечника. И вот теперь новая карьерная ступенька — начальник производства.

Интересное производство

Когда человек приходит на предприятие не только за деньгами, но и за самореализацией, трудится он по-другому — с самоотдачей, высоким КПД и удовлетворением от того, что делает. Такие люди — самые ценные сотрудники. Они увлечены своей работой и способны найти решение самых сложных задач.
Такова и наша героиня — Нина Чуприй. Как захватывающую остросюжетную историю, она рассказывает о технологии производства подсолнечного масла и системе контроля качества сырья. 
На производство в Армавире она пришла в 2007 году, на запущенный совсем недавно завод. Устроилась техником-лаборантом. 
— Понимания того, как работать в масложировой промышленности, у меня не было. Я тогда даже не предполагала, сколько стадий производства от приема входящего сырья до фасовки конечной продукции нужно пройти, чтобы получить бутылку масла, — говорит Нина Чуприй.
По первому образованию она эколог, по второму — ученый-агроном. Работала в Карачаево-Черкесии в научно-техническом центре тестирования продукции химического производственного объединения, где изготавливали редкую краску: для судов, огнеустойчивую, флуоресцентную. Ее, прежде чем запустить в производство, испытывали и давали заключение о рецептуре. 
В Армавир Нина перебралась с родителями. Они были отсюда родом и решили вернуться. 
Когда девушка устраивалась на завод, коллектив только формировался.
— Мы все технологические процессы изучали с помощью нормативной документации. Помогал руководитель лаборатории. Это была и моральная поддержка, и наставничество. Она часто говорила: у вас все получится! Становилась рядом и показывала, как разбирать сырье, как определять в нем скрытую порчу. Одним словом, делилась опытом. Я тогда поняла, что хороший наставник дорогого стоит, — вспоминает Нина. — В какой-то момент стало интересно, почему технологические процессы проходят именно так, а не иначе. И я решила их освоить.

И капля азота

Нина с коллегами контролирует все этапы производства: от качества сырья на входе до состояния оборудования и режимов его работы, а также внешнего вида продукции на выходе. На приемке сырья определяют его качественные показатели: то, что соответствует установленным параметрам, отправляют на элеваторный комплекс, где подсолнечник доводят до необходимого для производства качества. Далее семена «обрушивают» — отсеивают лишнюю лузгу, освобождают семечку, чтобы отправить ее под пресс. 
— Подготовленное сырье поступает на прессовый участок, где проходит этапы влаготепловой обработки. Для этого на предприятии существует своя котельная, а в ней — лаборатория водоподготовки. Вода должна соответствовать определенным кри­териям, — увлеченно поясняет Нина Чуприй. — Из нее делают пар, который помогает превратить мезгу в массу, пригодную для добычи масла.
На первом этапе отжима, в который попадает мезга, добывают масло, а жмых с еще высокой масличностью отправляют на второй этап влаготепловой обработки. Дальше — на второй этап прессования для максимального извлечения масла. Так мы получаем прессовое масло. 
Богатый протеином жмых покупают животноводы: как маленькие фермы, так и крупные агрохолдинги, продукцию которых можно увидеть в любом магазине. 
Прессовое нерафинированное масло после грубой очистки частично разливается сразу в бутылки. Это то самое ароматное масло для салатов, которое все мы помним из детства. Своим нерафинированным маслом на предприятии, кстати, очень гордятся! Но это нишевый продукт. Основной же объем отправляется в цех рафинации и дезодорации, где масло проходит этапы нейтрализации, фильтрации, в отбельном аппарате убирают цвет, в дезодораторе устраняют сопутствующие одорирующие вещества, которые дают маслу вкус и запах. Рафинированное масло готово к розливу в бутылки. 
— Завершающий этап — в каждую бутылочку добавляют каплю азота, чтобы сохранить качество масла и увеличить срок его хранения. После чего бутылку закупоривают и отправляют клеить этикетку, — рассказывает Нина Чуприй.

Химик в душе

Для непосвященных каждый день специалиста лаборатории качества похож на другой. 
— А мне с первых дней здесь нравится все, — говорит Нина. — Вот семечка подсолнечника. Она бывает разной: крупной или мелкой, сухой или влажной, протеин и масличность тоже бывают разными. Иногда нужны дополнительные испытания. В операционном контроле при настройке оборудования смотришь и анализируешь, как реагирует сырье.
Процессы производства Чуприй увлекают.
— В душе я химик, прос­тые задачи мне неинтересны, — смеется Нина — Есть такой анализ — определение анизидинового чи­сла. Это показатель, который позволяет судить о сроке годности продукции. Он трудоемкий, но точный. Его проведение требует педантичности и кропотливости. За это лаборанты не любят его проводить, а мне нравится. 
Один из любимых процессов Нины — определение протеина в жмыхе. Делают его в несколько этапов: взвешивание на весах определенного класса точности, выжигание, отгонка, титрование, расчет. И здесь скрупулезность и внимательность — обязательные профессиональные качества. От того, как лаборанты сработают на каждом из этапов, зависит качество продукции.

По нормативам

Год назад Нина Чуприй участвовала в запуске маслоэкстракционного завода в Ростовской области: подбирала персонал в производственную лабораторию, обучала новых работников, выстраивала систему контроля производственных процессов. Теперь следит за работой подразделения удаленно, постоянно делится опытом, помогает советом и экспертизой.
Все процессы на предприятии в Армавире автоматизированы, персонал высококвалифицированный. К самостоятельной работе специалистов допускают только после стажировки и аттестации. 
Регулярно проводят государственные поверки оборудования. Лаборатория спроектирована с учетом нормативных требований. Например, в помещении для сотрудников температура воздуха должна быть не более 22 градусов, а в помещениях для оборудования — другая.
— У нас есть прибор для определения масличности — для него оптимальная температура 25 градусов, — говорит Нина Чуприй. — В помещении установлена сплит-система, находится гигрометр, в определенное время проводят контроль температуры и влажности. Если этого не делать, то прибор начнет некорректно выдавать данные.

Отбор с мотивацией

Персонал Нина подбирает сама. С каждым претендентом беседует лично. Для нее важно, чтобы человек был ответственный и порядочный. У каждого сотрудника лаборатории — своя зона ответственности. 
— Важно, чтобы должностные обязанности специалисты выполняли четко. Я должна видеть в потенциальном сотруднике заинтересованность, — делится Нина Викторовна. — Иногда бывает, что к концу собеседования меня слушают уже вполуха. Спрашиваю — почему? Отвечают — не хочу, родители заставили. Если у человека особого желания работать лаборантом нет, отказываю. Нам нужны заинтересованные сотрудники. С такими мы готовы делиться и опытом, и знаниями, и помогать им профессионально расти. 
К себе Нина относится строго. Считает, руководитель ее уровня должен иметь цель, а главное — постоянно учиться и развиваться, ведь требования к работе постоянно повышаются, усложняются. 
— Стараюсь быть в курсе изменений в законодательстве: ­изучаю их, анализирую, оцениваю, что нужно изменить в работе завода, — говорит Нина.
Она высоко ценит мнение подчиненных и коллег, которые состоялись в профессии и многого добились, но ставят перед собой новые цели.
— Учителем в профессии стала мой первый руководитель — начальник лаборатории. Она поддержала меня, совсем зеленого специалиста, указала на многие нюансы в работе, привила стремление к саморазвитию, — вспоминает Нина.
Самым сложным в карьере оказалось назначение на руководящую должность. Принимать решения и брать на себя ответственность она привыкла, но боялась не оправдать возложенные на нее надежды. Но справилась.
— Когда появляются сложности, я не прячусь от них, не избегаю, а напротив, стремлюсь быстрее разрешить их, — делится Чуприй.

Опыт по наследству

У Нины подрастают тринадцатилетний сын Назар и семилетняя Варвара, которая пошла в первый класс.
— Сын ищет себя, — делится Нина. — Рассказываю ему об особенностях работы в пищевой промышленности: о технологиях, о том, что отрасль сейчас бурно растет. Если пойдет по моим стопам, с удовольствием поделюсь опытом. Дочка еще маленькая, но говорит: «Хочу работать, как ты!» Если вырастет и не передумает, то будет работать. 
Специалист с большим опытом, Нина Чуприй считает, что это хорошо, когда дети идут по стопам родителей: так старшие смогут не только поддержать и помочь, но и передать накопленные за долгие годы знания.

Оксана Фетисова
Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях