Александр Галенко: «Мне сказали: «Будешь выполнять ПДД и УДД»

Александр Галенко: «Мне сказали: «Будешь выполнять ПДД и УДД»

Рассудительный и скромный Александр Галенко не считает себя особенным работником. Застенчиво улыбаясь, водитель школьного автобуса позирует фотокорреспонденту «АС». 

Между тем стаж его вождения на городском общественном транспорте составляет 29 с половиной лет, на школьном автобусе он возит армавирскую детвору с 2006 года. 
В преддверии Дня автомобилиста поговорили с ним о том, какой беспредел творится на дорогах, как с возрастом меняется концентрация внимания за рулем и что такое УДД.

Маршрут № 1
— Когда вы решили, что станете водить автобус?

— Сколько себя помню, хотел водить автобус. Впервые сел за руль в шесть лет. Это было еще в Алтайском крае, где я родился. Мой двоюродный дед работал на целине шофером на ГАЗ-51. Любил брать меня с собой. Сажал на колени, и мы ехали: я рулил, а он нажимал на педали. 
Когда стал старше, постоянно крутился возле соседа-участкового, у которого был мотоцикл. Он меня катал, а я помогал ему ремонтировать железного коня. В 1969-м пере­ехали с родителями в Армавир. Окончил школу, пошел в армию. Затем отправился в Волгоград, где два с половиной года проработал сортировщиком металла в листопрокатном цехе металлургического завода. Когда вернулся в Армавир, устроился в Автоколонну № 1715, откуда нас направили в автошколу учиться на водителей категории Д. А в ­феврале 1977 года я уже ра­ботал на городском автобусе.

— Какой маршрут был первым?
— Маршрут №  1: Центральный рынок — Вокзал 2. На «единице» проработал 16 лет. Потом были  «двойка», «двенадцатый» и другие.

— В первом рейсе сильно волновались?
— Все прошло ровно, но волнение, конечно, было. Все-таки за спиной ехали люди, которых нужно привезти вовремя целыми и невредимыми. Этого правила придерживаюсь по сей день.

 

ПДД и УДД

— А почему поменяли рейсовый автобус на школьный? 
— В 2006 году в ПАТП №  1 стали набирать водителей на школьные автобусы. К тому времени Автоколонна №  1715 прекратила существование, и я решил возить детишек. Тем более, что в 2008 году вышел на пенсию.

— Почему так рано?
— Водители общественного транспорта  — мужчины — в 55 лет, женщины — в 50 — при наличии стажа 20 лет, уходят на пенсию. 

— Но профессию не оставили…
— Нет. И буду работать, пока позволяют здоровье и руководство.

— Как меняются реакции водителя в зависимости от возраста?
— Когда работал в Автоколонне №  1715, наш начальник отряда сказал мне, молодому пареньку: «Станешь старше, увидишь, как сужается твой кругозор». Запомнил это. Наставник оказался прав. Если раньше, когда был помоложе, замечал все вокруг, успевал рассмотреть симпатичных девчат, теперь внимание только на дорогу. Знакомые иногда даже обижаются, говорят: «Вот, ты ехал, я тебе махал, а ты не ответил!» А я просто теперь не смотрю по сторонам.

— И за 46 лет ни одной аварии?
— Бог миловал. Ни ДТП, ни одного травмированного пассажира.

— Как удалось?
— Однажды прочел статью про французского водителя, который за рулем отработал полвека. За это время у него не случилось ни одного дорожно-транспортного происшествия. На вопрос «Как?» он ответил: «Я никогда не пользовался своим преимуществом». Могу сказать то же самое. Всегда езжу по правилам, в то время, как другой водитель летит на красный. Тогда лучше пропущу. Пусть потрачу на минуту больше, но дальше поеду спокойно и не буду подвергать свою жизнь и жизнь пассажиров опасности. Навсегда запомнил фразу, сказанную еще в авто­школе моим преподавателем: «Будете выполнять ПДД и УДД». 

— Что такое УДД?
— Уступи дураку дорогу (смеется).

— Как ведете себя, если автохам нарушает правила и, к примеру, подрезает вас?
— Могу тихо выругаться. Но говорю себе, что злость, гнев ничего не изменят — таких ситуаций на дороге хватает. Вот на прошлой неделе был случай. Светофор. Две полосы движения. Одна из них — с поворотом направо. Еду по левой — мне прямо. Загорается зеленый, и я двигаюсь по своей полосе. По зеркалам вижу, сзади несется легковушка. Гонит по встречке, обгоняет и передо мной поворачивает направо. И сколько таких историй! 

— Сегодня водители менее дисциплинированы, чем когда вы впервые сели за руль автобуса?
— Сегодня на дорогах творится беспредел. Часто водители отвлекаются на мобильные телефоны, особенно женщины, не в обиду им будет сказано. Нарушают скоростной режим, летят на красный свет. Нашего коллегу, водителя школьного автобуса, недавно насмерть сбил автомобиль. Для пешеходов загорелся зеленый свет, люди шли по «зебре». Но нарушитель спешил и решил не останавливаться. В результате — трагедия. Вместе с коллегой на «зебру» вышел парень. Но у него зазвонил телефон, и он чуть задержался. Страшно подумать, что могли быть две смерти.

— Это действительно страшно…
— Дорога ошибок не прощает. 

С детьми сложнее
— А как ведут себя участники дорожного движения, когда видят школьный автобус?

— Как правило, с пониманием и уважением. Сейчас вожу деток из «Казачьей» школы №1, которая находится на Новороссийской. Когда выезжаем из ворот на дорогу, обычно водители останавливаются и пропускают. Хотя бывают и те, кто не понимает, что наш автобус больше 60 километров в час ехать не может — это заводские настройки. Такие едут сзади, сигналят, обгоняют и показывают, мол, что плетешься? Слава Богу, подобные водители встречаются нечасто. Большинство понимает, что детей везем.

— А в чем особенности вождения школьного автобуса?
— Людей возить сложно, а детей — еще сложнее, потому что они непредсказуемы. Но в салоне с юными пассажирами всегда находится сопровождающий, на каждом месте есть ремни безопасности. Работают проблесковые маячки. Ограничение скорости — обязательное условие. Но автобус больше 60 км/ч не разгонится, да и по городу максимально едешь 40-50 км/ч.

— Сколько времени работаете именно на этом автобусе?
— Шестой год. До него один автобус, десятилетний, списали. С 2006 по 2015 годы мы относились к ПАТП № 1. А с 2015-го по распоряжению главы города школьные автобусы передали Армавирскому специализированному автохозяйству. Пришел сюда вместе с автобусом. 

— Вы сказали, возите деток из казачьей школы. Только из нее?
— В этом году. В прошлых — из школы № 4.

— А в какие населенные пункты?
— Во ВНИИМК, ВИМ, учхоз. Раньше возил в третье отделение совхоза «Восток», поселки Маяк и Южный.

Душевный дядя Саша

— Столько лет работаете с детьми. Как вы с ними ладите?
— Стараюсь с ними не конфликтовать. Дети есть дети. Ребенок не будет сидеть, не шелохнувшись. Поэтому по-хорошему объясняю непоседам, почему нужно пристегнуться, почему нельзя бегать по салону. Говорю, что все правила написаны кровью. И меня слушают. 
Ребята, которые интересуются техникой, задают вопросы об устройстве автобуса. Можем поговорить с ними и на более серьезные темы. Когда-то возил девочку. Она не хотела учиться, стала пропускать школу, не могла найти себя в жизни. Однажды мы с ней тепло  поговорили. А через несколько лет она окончила школу и поступила в институт. 

— Прислушалась к вашим советам?
— Думаю, да. Пока получается находить с ребятами общий язык. Они для меня все родные. Дети, которые уже выросли, при встрече обнимают, называют дядей Сашей. Мне приятно. У моих бывших первоклашек уже есть свои дети, которых тоже вожу в школу. 

20 лет на «шестерке»

— А о своей семье расскажете?
— С супругой Людмилой Кузьминичной живем вместе 45 лет. В этом году отметили юбилей свадьбы. Есть дочь Марина, юрист. Она окончила Кубанский государственный университет. Сын Максим — программист. Получил высшее образование в АГПУ. Внуку Антону 16 лет, учится в лицее. 

— Учили детей или внука водить автомобиль?
— Внука — нет. А сына учил. Он, правда, к автомобилям равнодушен. Всегда интересовался радиотехникой, компьютерами. Но свою машину водит. 
Дочь была уже большая, когда у нас в семье появился первый автомобиль. Особого интереса к вождению не проявила. 

— В каком году вы стали автовладельцем?
— В 1997 году. Это был ВАЗ-2106, подержанная «шестерка» 1985 года выпуска. Я на ней 20 лет проездил. А несколько лет назад решили с женой позволить себе новую машину и купили Ладу Гранту.

— Любите выбираться с семьей путешествовать на авто?
— В этом году мы затеяли ремонт, поэтому никуда не ездили. А вообще любим море и горы. Всегда выбираемся туда по возможности.

Самый длинный маршрут

— Александр Иванович, каким был самым длинным маршрут в вашей жизни?
— На личном автомобиле далеко не ездили. А на работе самые длинные поездки были в 80-х годах. Не хватало водителей междугородных рейсов, и мы по производственной необходимости отправлялись на рейсовых автобусах в Орджоникидзе (теперь Владикавказ), Геленджик, Ростов-на-Дону, Анапу, Краснодар, Карачаевск. Однажды ездили за запчастями в Ликино-Дулево Московской области на завод, где делают ­ЛиАЗы. 
Когда летом стоим без работы, автобусы, бывает, нанимают для поездок детей с родителями в горы и на экскурсии. Теперь уже отказываюсь от них. Все-таки возраст берет свое.

Оксана Фетисова
Фото Александра Ковязина/ АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях