Друзья говорили, что у Ивана Красноруженко материнская любовь к детям. Он заботился и о своих, и о чужих.
Перечислял часть собственных заработков больным малышам. Уходя на СВО, наказал матери обязательно долю заработанных им средств переводить нуждающимся детям. А еще любил животных. В суровых условиях на передовой подобрал бездомного котенка и заботился о нем.
Так вспоминали о рядовом Иване Красноруженко его мама Светлана Анатольевна и вдова Виктория. 23 августа этого года он героически погиб на Токмакском направлении. На похоронах родным вручили Орден Мужества, которым Ивана наградили посмертно. Ему было 33 года.
Ваня с характером
Со Светланой Анатольевной и Викторией корреспондент «АС» встретилась в филиале Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» в Краснодарском крае по городу Армавиру и Успенскому району. Они рассказали о том, каким был Иван и почему решил, что ему непременно нужно быть в зоне боевых действий.
— Сынок родился мертвым, — рассказывает Светлана Анатольевна. — Врачи откачали его, и с тех пор он словно торопился жить.
Ваня с детства был любознательным, самостоятельным и упрямым. Рано начал говорить, задавая родителям сотни тысяч «почему?» Светлана перечитала ему все книги в домашней библиотеке. Он внимательно слушал и пытливо задавал интересующие вопросы. Когда не получалось выговорить букву «р», ловко уходил от ответа, придумывая слову синоним.
— Говорю ему, скажи «воробей», отвечает «птица», — вспоминает женщина. — Тогда начали учить скороговорки — здесь уже не отвертишься.
С шести лет мальчик увлекся хоккеем, хотя из-за слабого здоровья врачи запретили заниматься ему даже физкультурой. Но Ваня не только ходил на эти уроки, он побеждал в спортивных соревнованиях, городских эстафетах. Свидетельством тому служат многочисленные медали. Светлане каждый раз приходилось писать расписки и брать ответственность на себя.
— «Я не болею, я здоровый», — говорил сын. Управлять им было невозможно, — делится женщина.
Красноруженко жили в Хабаровском крае. Здесь сын мужал, закалял характер. Друзей у него всегда было много. Но поначалу его, маленького и щуплого, обижали. Когда Иван окреп, к нему стали прибиваться такие же, как когда-то он, мелкие и слабые ребята. Ваня всех защищал.
В хоккей играл до самого переезда в Армавир. Даже на юг собирался брать клюшку. Каждый год на Крещение окунался в проруби и удивлялся тому, как это можно делать в Армавире в теплом климате.
Трижды знакомые
Со своей супругой Викторией Иван впервые познакомился, когда оба отдыхали в детском санатории. Им было по 11 лет. Попали в один отряд. Но Вика не обратила на него внимания. Второй раз знакомство произошло в строительном техникуме, куда оба, не сговариваясь, поступили. Но и тогда отношения не завязались. И только в 2010 году они, случайно встретившись у магазина, вдруг разговорились и беседовали часа два. Тогда Иван спросил у Вики, что она делает послезавтра, и предложил отправится в этот день в ЗАГС. Девушка была не против. Сняли комнату в общежитии и стали жить вместе, поставив родителей перед фактом.
На следующий год в семье Красноруженко родилась дочь Глория. Имя выбрал Иван. Он души не чаял в девочке, а в два года поставил ее на коньки.
Любовь к спорту прививал ей с малых лет. Глория обожает футбол и баскетбол, а вот танцы, которыми занималась несколько лет по настоянию мамы, во время пандемии бросила.
Армавир — Южная Корея
В Хабаровске Иван успешно занимался установкой систем ГЛОНАСС на военную технику. Ездил в командировки в Амурскую область, на Чукотку, в Магадан.
А в 2014 году вслед за сестрой Ивана Ксенией семья перебралась в Армавир. Вика хотела уехать из Хабаровского края, и переезд сестры послужил родным примером. В тот же год родился Тимофей.
В 2017 году в Армавир следом за детьми перебралась Светлана Анатольевна. А Иван, не найдя здесь достойного заработка и дела по душе, уехал в Южную Корею работать по профессии.
— Он был востребован в Корее, — вспоминает Виктория. — Саджаны — работодатели, имеющие строительные фирмы, боролись за него, переманивали высокими зарплатами. Он занимался облицовочными работами на высотных зданиях. До пандемии дома Иван успел побывать только раз. Летала к нему однажды и Вика. С семьей виделся редко — дорогостоящий перелет, потом ковид, жесткие ограничения, которые сняли в Корее только недавно, и специальная военная операция.
Бессмертный
Иван не смог равнодушно наблюдать за происходящим. С самого начала военных действий говорил: «Я должен там быть. Пацаны гибнут, я не могу сидеть!» А когда началась мобилизация, просил мать сразу сообщить ему, когда придет повестка.
Он не проходил срочную службу — из-за двоих маленьких детей у него была отсрочка. Но рвался служить. Как сказала Светлана, «был патриотом по жизни».
Когда в Южной Корее стали пренебрежительно относиться к русским, вывешивать повсюду украинские флаги, он вернулся домой и сразу отправился в военкомат. 30 июня 2023 года Иван подписал контракт.
Его взяли в воздушно-десантные войска, что всегда было мечтой. 4 июля уехал на сборы в Новороссийск, а уже 7 числа его взвод отправили в Херсон. Там он пробыл три недели. 5 августа взвод перекинули на Токмакское направление.
— Когда уходил, сказал: «Я вернусь, я бессмертный!», — со слезами на глазах говорит Светлана. — У него были большие планы. Хотел остаться в армии и после завершения СВО. А еще мечтал, чтобы у них с Викой было много детей.
В последний раз Иван выходил на связь 18 августа. Обычно это были голосовые сообщения.
— Он ничего не рассказывал. Только говорил, что у него все нормально, и слушал наши сообщения. Ведь у нас здесь была совсем другая жизнь. Мы готовились ко дню рождения сына,- вспоминает Виктория.
Когда от Ивана неделю не было вестей, родные забили тревогу. По всем имеющимся каналам стали выяснять, где и как можно узнать о его судьбе. А в конце августа им сообщили, что Ивана больше нет.
— Мне позвонили из военкомата и попросили приехать, — говорит Виктория. — Я сразу поняла, что случилось. 30 августа мы узнали, что Ваня не вышел из боя. Взвод накрыло ударами артиллерии. И некому рассказать, что там произошло.
В день, когда не стало сына, Светлана не находила себе места. Материнское сердце почувствовало, что случилась беда. Спустя неделю от знакомой, муж которой служил вместе с Иваном, она узнала, что сын не вернулся из боя.
Как папа
С 11-летней Глорией и восьмилетним Тимофеем Виктория говорила по отдельности. Каждому из них объяснила, что оттуда, куда ушел папа, иногда не возвращаются.
На похоронах потрясенная девочка не смогла выйти из машины. Тимофей стойко выдержал нелегкое испытание. Плакал уже дома.
— Он такой же любознательный, пытливый и спортивный, как папа, — говорит Виктория. — Увлекается историей, любит футбол. Даже внешне удивительно похож на Ивана.
Когда мальчик узнал, что мама идет на интервью, спросил: «Это потому что папа — герой? О нем будет написано в газете? Нам обязательно нужно будет ее сохранить!»
И дети сохранят не только газету. Светлую память о простом русском солдате — герое, прикрывшем собой Родину, они пронесут через годы. Для них на всю жизнь отец останется примером мужества и настоящего патриотизма.
Фото из архива семьи Красноруженко