Благодаря тромбоэкстракции пациентка после инсульта восстановилась на операционном столе

Благодаря тромбоэкстракции пациентка после инсульта восстановилась на операционном столе

Год назад армавирские врачи начали практиковать метод тромбоэкстракции. Пациентов с ишемическим инсультом перестали экстренно отправлять в Краснодар. За это время провели 28 операций. Больше половины пациентов восстановились практически полностью, некоторые — прямо на операционном столе.

Спасти нейроны

Тромбоэкстракция — это метод удаления тромбов из сосудов головного мозга через сами сосуды. Как говорит заведующий отделением рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения Армавирской городской больницы Данил Денисов, суть его заключается в том, чтобы как можно скорее убрать тромб и восстановить проходимость сосуда. Тромбообразование является причиной ишемического инсульта (инфаркта мозга), возникающего вследствие закупорки сосуда, питающего ту или иную часть головного мозга и вызывающего повреждение с последующим возникновением выраженного неврологического дефицита.
Когда армавирцу Денису Игнатьеву поставили диагноз ишемический инсульт, ему было 34 года. Случилось это в начале января 2023-го. Ничего не предвещало беды, не было никаких симптомов, сигнализирующих о проблеме со здоровьем. На новогодних праздниках семья отправилась в гости к родственникам. Денис вышел покурить на улицу.
— Все произошло внезапно,  
— рассказывает супруга Дениса Татьяна Игнатьева. — Сначала перестала двигаться рука. Мы не понимали, в чем дело. Потом повело лицо и отказала нога. Вызвали скорую, догадываясь, что случился инсульт.
Когда померили давление и сделали кардиограмму, они оказались в норме. А в больнице, куда доставили Дениса, после обследования выяснили, что в сосуде есть тромб.
Денису сначала кололи тромболитики — препараты, которые растворяют сгустки крови.
— Иногда попадаются старые тромбы, сформированные, плотные. Препараты на них не работают, — говорит Данил Денисов. — Тогда мы не дожидаемся действия препарата, а сразу берем пациента на операцию и удаляем тромб.
Так было и в случае с Денисом Игнатьевым. Тромбоэкстракцию сделали экстренно, поскольку время терять было нельзя.
— Время имеет решающее значение для последующих сроков восстановления и реабилитации, — говорит заведующий отделением. — Головной мозг очень чувствителен к ишемии. На одном из мастер-классов запомнил на всю жизнь фразу: чем больше времени закрыт сосуд, тем больше погибнет нейронов. Пациенту необходимо попасть на операционный стол в течение шести часов с момента начала заболевания.

Когда есть шанс

После операции Денис провел в реанимации девять дней, потом почти месяц — в общей палате. Ходить начал через неделю после выписки из больницы. А двигательные функции руки начали восстанавливаться в марте. Но реабилитацию проходит по сей день.
Сегодня Денис почти не разговаривает. Речь еще не восстановилась. Нужны занятия с логопедом, который занимается восстановлением речи после инсульта.
— Это был тяжелый случай, но результат превзошел все ожидания, — говорит Данил Денисов. — Шансы на полное восстановление у Дениса есть. Когда он поступил к нам, был третьим пациентом, которому в Армавире сделали тромбоэкстракцию.

Командная работа

Идея проводить операции по тромбоэкстракции в Армавире возникла у Данила Денисова еще в 2021 году. Главный врач Армавирской городской больницы Николай Чуриков подхватил инициативу, едва заняв руководящий пост, и помог запустить этот процесс. Открыли отделение, подготовили штаты, закупили инструмент.
— Врачи действуют слаженно и быстро, — говорит заведующая неврологическим отделением Надежда Здохина. — В лечении каждого пациента задействована команда специалистов, которая следует четкой инструкции, ведь время здесь решает, выживет ли человек, и если да, то каким будет качество его жизни.
В неврологическое отделение пациенты с инсультом, как правило, попадают на машине скорой помощи. Им делают компьютерную томограмму и по необходимости принимают решение о проведении компьютерной ангиографии сосудов головного мозга. Это зависит от того, укладываются ли врачи во временные рамки и имеются ли на снимках стеноз — сужение просвета в сосудах — или окклюзия — закупорка артерий, которая сопровождается снижением скорости кровотока.
Уже в операционной подключаются анестезиологи и рентген-хирурги, которые малоинвазивным методом удаляют тромбы.
После операции пациента в зависимости от тяжести состояния отправляют в нейрореанимацию или блок интенсивной терапии, где сутки он находится под наблюдением реаниматолога и невролога. Если все хорошо, переводят в палату ранней медицинской реабилитации, где с ним занимаются массажисты, инструкторы, логопеды. На втором этапе реабилитации пациент остается в этом же отделении. На третьем — отправляется на дневной стационар.

Группы риска

С конца прошлого года в региональном сосудистом центре, развернутом на базе Армавирской городской больницы, провели 28 операций. Больше половины пациентов восстановились практически полностью, 20 процентов остались с тяжелым неврологическим дефектом.
— Недавно к нам поступил мужчина 52 лет. У него отнялись руки и нога. Возник неврологический дефицит — затруднение в глотании, дыхании, — рассказывает Данил Денисов. — Удалив тромб, мы восстановили эти функции. Он в сознании, разговаривает. Пока не двигается, но проходит активную реабилитацию. Надеемся, что постепенно придет в норму.
Как отмечает врач, летальных случаев во время тромбоэкстракции в Армавире не было. Но в связи с поздним обращением не смогли спасти пациента, которому было 80 лет. При тяжелой форме сахарного диабета у него развился отек ствола головного мозга. Пострадали витальные функции: дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, выделительная и нервная системы. В этом году из-за позднего обращения умерли трое пациентов.
— Есть факторы, при которых прогнозы хуже, например, тяжелые формы сахарного диабета, — поясняет Данил Денисов. — Группа риска — это пациенты старше 60 лет, с нарушением сердечного ритма, сахарным диабетом. Однако инсульт «помолодел». В этом году мы оперировали инсульты у пациентов 30 и 37 лет.

Найти и захватить

Ангиограф, на котором сегодня работают рентген-хирурги, появился в отделении еще в 2012 году. На нем делали диагностику инфарктов, геморрагических инсультов, выявляли причину и отправляли больных в краснодарские больницы. Пациентам с ишемическим инсультом отделение рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения не могло оказать вообще никакой помощи. Не было таких ресурсов и инструментов. Хотя центр на базе городской больницы существует с 2012 года, а отделение активно занималось лечением пациентов с инфарктом миокарда.
Методика операции по тромбоэкстракции, разработанная относительно недавно, позволяет врачам находить тромб с помощью ангиографа. Благодаря рентгеновским лучам и контрастному веществу он визуализирует сосуды. Появившиеся инструменты — аспирационные катетеры — позволяют отсасывать тромб за счет отрицательного давления, а стент-ретриверы, как ловушкой, захватывают его.
— Перед тем, как начать работать на аппаратах, с инструментами, все врачи прошли обучение, — рассказывает Данил Денисов. — Этот процесс не прекращается. Мы ездим на конгрессы и конференции. Посещаем мастер-классы в столичных клиниках. А в особенно серьезных случаях врачи находятся на связи со специалистами из Москвы, Краснодара.
В связи с приобретением еще одного ангиографа в этом году в центре планируют внедрить новые для региона операции пациентам с критической ишемией.

Медицинское чудо

До 2022 года тромбы в городской больнице удаляли с помощью медикаментов. Проводили тромболизис — расщепление тромбов с помощью тромболитиков. Метод используют и сейчас параллельно с тромбоэкстракцией. После такого лечения пациенты тоже восстанавливаются вплоть до полного выздоровления. Но при новом методе это происходит быстрее, иногда на операционном столе. Случаев, когда старый метод был бы эффективнее нового, нет, говорит заведующий отделением. Если есть возможность сделать пациенту тромбоэкстракцию, врачи ее проводят.
— В отделение поступила пациентка 70 лет с тяжелейшим неврологическим дефицитом. Одна сторона тела у нее не работала. Речь пропала, сознание было нарушено, — рассказывает Данил Денисов. — Но восстановилась она полностью прямо на операционном столе. Едва открыла глаза, взяла меня за руку. Хотя до операции рука висела плетью. На следующий день была уже в общей палате. Теперь вернулась к полноценной жизни.

Памятка для всех

Заведующий отделением рентгеноваскулярных методов диагностики и лечения убежден: информация для населения в виде памятки с признаками инсульта должна быть расположена в общественных местах.
Первыми признаками могут быть:
 нарушение чувствительности или наличие слабости, особенно на одной стороне тела;
 нарушение речи или непонимание слов;
 нарушение зрения в одном или обоих глазах, ощущение двоения в глазах;
 головокружение, нарушение походки или потеря сознания;
 резкая и сильная головная боль без видимой причины.
Любой из этих признаков является поводом к вызову бригады скорой помощи.
— Нельзя забывать, что инсульт, несмотря на современные методы лечения, остается тяжелым заболеванием с высоким уровнем смертности, — говорит Данил Денисов. — И задача врачей-неврологов, рентген-хирургов — снижать этот уровень.

Оксана Фетисова

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях