Валерий Кудрин: «Меня назвали самородком из Армавира»

Валерий Кудрин: «Меня назвали самородком из Армавира»

Валерия Кудрина можно назвать человеком Севера и Юга. Он родился в Норильске, в десять лет переехал с родителями в Армавир. Теперь, в свои 37, обитает то в зоне вечной мерзлоты, то на Кубани. Причиной постоянных перемещений стала работа. Валерий — скульптор. Но не простой, а изготавливающий скульптуры изо льда. В интервью «АС» он рассказал, почему из ювелиров ушел в создание необычных арт-объектов, где берут материал для ледяных фигур и чем мешают творить эскизы.

Понять свойства льда

— Вы 15 лет проработали ювелиром. Что произошло, когда вдруг решили вырезать скульптуры изо льда?

— Я человек, в котором постоянно живет жажда нового. Увидел, как это делают другие, и решил попробовать. Вышел на подрядчика. Сказал, что со льдом прежде не работал, но опыт создания объемных фигур есть. Он пригласил в Ханты-Мансийск, правда, поставил делать элементарные вещи. Но было интересно, хотелось обрести опыт, заявить о себе. Вот уже пятый сезон работаю с одним подрядчиком.

— А откуда опыт создания объемных фигур?

— Восемь лет назад рискнул оставить ювелирное дело — захотелось другого. Пробовал выжигать, занимался резьбой по дереву. А когда увидел в интернете барельефы московского мастера Леонида Кима, купил два мешка гипса и сделал барельеф тигра, нападающего на оленя. Тогда понял: это мое. Не знал только нюансов — столкнулся с тем, что чистый гипс слишком быстро застывает, из-за чего нет времени над ним поработать.

А через полгода прилетел в Москву на мастер-класс Леонида Кима. На второй день занятий он назвал меня самородком из Армавира и взял на свой объект. Вместе выполнили заказ на барельеф. Это была простая композиция — ветка с цветами, но больших размеров.

А дальше наши пути с Кимом разошлись. Но я понял, что смогу создавать барельефы сам. Работал на Кубани, в Гулькевичском районе, где сейчас живу. Заказы выполнял, что называется, за шапку сухарей, лишь бы собрать портфолио. Сейчас барельефы — основной мой заработок.

— Вы где-то еще учились скульптуре?

— Нет, я самоучка. Мама рассказывала, что в шесть лет привела меня в художественную школу. Но после отборочных тестов педагоги вынесли вердикт — рисовать не дано. Но о том, что не взяли в «художку», не жалею.

— Когда начали работать со льдом, долго не получалось?

— Сразу был уверен, что получится. Лед — это всего лишь материал. Если есть пространственное мышление, видение объема, то неважно, из чего творить. Скульптуру можно сделать хоть из консервных банок. Но нужно время, чтобы понять свойства материала.

И север, и юг

— Что создаете изо льда?

— К Новому году делаем ледовые городки, скульптуры. Конечно, это больше бизнес, чем творчество. Заказы делать нужно быстро и в срок.

— Два года назад на фестивале ледовых скульптур, проходившем на территории историко-культурного центра «Старый Сургут», вы заняли первое место среди 2 000 участников из 81 региона. Правда, что об этом узнали не сразу?

— Да. О том, что на фестивале занял первое место, узнал случайно. Недавно наткнулся в интернете на видео, где об этом рассказывали. Почему организаторы не сообщили — неизвестно.

Это был мой первый приезд в Сургут. Сделал две ледяные скульптуры: «Космонавт» и «Луноход». Со мной работали скульпторы Андрей Валиев и Олег Берсенев. Они тоже выполнили композиции, посвященные космонавтике.

— В каких северных городах вы создавали ледовые скульптуры?

— Бывал в Ханты-Мансийске, Тюменской области, дважды — в Сургуте. В этом году работал в Ямало-Ненецком округе. За пять лет посетил около десяти северных городов.

— Вы родились в Заполярье, с десяти лет живете в Армавире. Каким человеком себя ощущаете: северным или южным?

— Никогда не задумывался об этом. Но меня всю жизнь тянет на север.

Клеят водой

— Мне, как человеку южному, всегда было интересно, как делают скульптуры изо льда.

— Это командная работа. Ребята добывают лед на ближайшем озере, складывают блоки в квадратную форму для будущей фигуры. А уже скульпторы по эскизу вырезают изображение бензопилами или электропилами. В этом году стоят сильные морозы, и бензопилы при низких температурах перестают работать. Электрические понадежнее, но слабее по мощности, поэтому приходится на них сильнее давить. Руки быстрее устают.

Пилами вырезаем грубую фигуру, а до совершенства доводим ее резаками. Они настолько острые, что ими можно бриться.

Водой склеиваем то, что отломилось, или если нужно нарастить деталь. Работаем с утра до вечера.

— Какой должна быть оптимальная температура для работы?

— От -12 до -18 градусов. Если слишком тепло, например, -5, блоки льда плохо склеиваются. А при слишком низких температурах — 30-40 градусов — лед лопается от простого прикосновения резаком, от воды, когда нужно приклеить деталь.

Леотавр, Дракон и Ящер

— А что за история со скульп-турой, которая выставлена в парке-отеле в Ростовской области? Она действительно сделана из автомобильных шин?

— Три года назад поехал в Ростовскую область — услышал, что там в парке-отеле выставлены скульптуры из шин. Решил посмотреть. Когда увидел, захотелось научиться.

В парке-отеле создал свою первую работу — Ящера. Когда начинал, мне говорили, что делаю неправильно, нарушаю технологию. Так со мной часто случается.

Но когда обшил голову, советчики замолчали. Ящер же стал фаворитом у приезжающих в парк-отель.

Скульптурами из шин занимаюсь не для продажи, скорее, для души. Когда из Ростовской области вернулся домой, понял, что хочу двигаться в этом направлении.

— Обычно, когда говорят про скульптуры из шин, представляешь вырезанных из них лебедей у забора. Но ваш Леотавр вошел в энциклопедию необычных арт-объектов России. В чем заключается технология создания таких скульптур?

— Для больших фигур из шин делаю металлический каркас. Поэтому пришлось освоить сварочные работы. Использую профильную трубу и пруты. Распускаю шины — это самая сложная часть работы, когда использую нож или топор. Режу резину на полоски — запасные части. Когда они готовы, начинаю собирать «конструктор». Если коротко — то на металлокаркасе скрепляю саморезами куски шин.

Приходится импровизировать, думать, какой и куда спрятать шов. Чтобы не пришлось при переделке разбирать полскульптуры. Готовую скульптуру тщательно промываю и крашу. Предпочитаю естественный — черный цвет шин. Цветную краску использую только для пасти.

— Сколько времени уходит на изготовление одной такой фигуры?

— Это зависит от ее размера. Свою первую работу — Ящера в парке-отеле высотой 2,5 метра — сделал за две недели. Это можно считать рекордом.

На Леотавра ушло полтора месяца. Его высота — три метра. Голову медведя небольшого размера на подарок брату сделал за пять дней, рыбу — за две-три недели. Больше всего времени ушло на Дракона высотой 4,5 метра — около пяти месяцев. Особое внимание уделяю детализации скульптур.

— Сколько покрышек уходит в среднем на одну скульптуру?

— Конкретное количество затрудняюсь назвать. В дело идут все части: и боковые, и центральные. В одних работах использую больше боковых частей, в других — центральных.

На Леотавра ушло около 60 колес, на Дракона — 90-100. Для головы медведя потребовалось много боковых частей — они имитировали шерсть. На нее распустил около 15 колес.

— Прежде чем начать работу, эскизы делаете?

— Очень редко. В последнее время больше ориентируюсь не на рисунок, а на объем скульптуры. Не люблю быть привязанным к эскизу. В процессе работы рождаются новые мысли, свежие идеи. Поэтому предпочитаю импровизировать. Об изменениях обязательно ставлю в известность заказчика. Объясняю, что в ходе работы можно усовершенствовать и модернизировать объект.

Фото с Леотавром

— Есть покупатели на скульптуры из шин?

— Не спешу продавать эти работы, хотя ценник на них у меня немалый. Хочу наработать мастерство, заявить о себе как о серьезном мастере. Топ-100 необычных объектов России — это хорошо, но мало. Меня приглашают на онлайн-фестивали. В прошлом году позвали на выставку в Харбин (Китай).

Планирую сделать самую большую в мире скульптуру из шин. Эта ниша еще не занята. Что именно буду делать, пока не определился. В хуторе Вербовом Гулькевичского района, где сейчас находится мой дом, мечтаю создать парк скульптур из шин. Друзья над идеей посмеялись. Говорят: кому нужен твой парк в хуторе? Но когда создал Леотавра, который стоит рядом с домом, только за первые два месяца в приложениях карт появилось полторы тысячи запросов. И месяца три каждые 15 минут машины останавливались рядом с домом. Люди ехали со всего края, чтобы сфотографироваться с Леотавром.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях