Репортаж. Корреспондент «АС» вместе с соцработником Юлией Ивановой помогала армавирским пенсионеркам

Репортаж. Корреспондент «АС» вместе с соцработником Юлией Ивановой помогала армавирским пенсионеркам

Несколько часов вместе с Юлией Ивановой изменили мои представления о старости. С ней, социальным работником Армавирского комплексного центра социального обслуживания населения, вместе ухаживали за ее подопечными.

Судьба распорядилась

Встретились с Юлией у многоэтажного дома, в котором жила одна из ее 16 подопечных. Соцработник уже забежала в магазин и купила для пенсионерки продукты: молоко, гречку, бананы, плавленый сыр.

— Елизавета Михайловна немного волнуется, что к ней придут журналисты, — поделилась со мной и фотокорреспондентом социальный работник, пока шли по нужному адресу. — Она интеллигентная и образованная женщина, учительница. С ней всегда интересно разговаривать.

Соцработником Юлия стала чуть больше года назад. По образованию она инженер-технолог. 13 лет отработала на предприятии, из них семь — начальником отдела продаж.

Но случилась беда. Бабушка, которая воспитала Юлю, тяжело заболела. Внучка ухаживала за ней до последних дней. В неврологическом отделении, где находилась вместе с бабушкой, помогала больным, которым некому было даже воды подать.

Никогда не думала, что мне придется выносить судно, менять белье, обмывать старушек, которые лежали после инсульта. Тогда что-то перевернулось во мне.

рассказывает Юлия

Когда не стало бабули, а на заводе сменилось руководство, Юлия уволилась, потом родила ребенка. Она уже знала, где будет работать, и ждала, когда в социальной службе освободится место.

— На работу вышла, когда сыночку Артемию едва исполнилось полтора года. Появилось место соцработника, и я не могла упустить этот шанс! — делится Юля.

Тема — третий ее ребенок. Двое старших уже взрослые: Ирине — 23 года, Владиславу — 18 лет.

Особенная капуста

К дому подходили молча, каждый думая о превратностях судьбы. Пакет с продуктами был нетяжелым, но подниматься пришлось пешком на пятый этаж. Представила, как нелегко приходится Юле, когда нужно нести что-то потяжелее.

— Елизавета Михайловна меня жалеет, — отвечает она, понимая о чем хочу спросить. — Мы с ней распределяем приобретение продуктов по дням, чтобы не нести все сразу. Если сегодня гречку купила, в следующий раз принесу два-три килограмма картошки.

Елизавета Михайловна нас встретила приветливо. Пригласила в комнату. По правилам Юлия принесла с собой рабочие тапочки, халат и косынку. Кстати, сумка, куртка и сапоги — тоже рабочая униформа. Их выдают всем социальным работникам.

Сегодня по плану — закупка продуктов и приготовление обеда. Также обсудили, что нужно приобрести в следующий раз.

— Иногда просто пообщаемся по душам, — говорит Юля. — Елизавета Михайловна совет даст или рецептом поделится. Отношения у нас дружеские.

— Да, кстати, — подхватывает Елизавета Михайловна. — Какую капусту Юленька помогла мне посолить! Я вас угощу.

И угощает вкуснейшей квашеной капустой. Все овощи купила и порезала Юлия, а Елизавета Михайловна сделала рассол.

Готовим пюре

Но время у нас ограничено. Поэтому идем на кухню, чтобы приготовить любимое картофельное пюре Елизаветы Михайловны. Говорит, когда попала в больницу с язвой желудка, после операции ничего есть было нельзя. Едва позволило здоровье, вернулась к пюре по особому рецепту.

— Картошка, молоко, сливочное масло, яйцо и обязательно столовая ложка майонеза. Очень вкусно! — делится она.

Оказалось, картошку хозяйка уже почистила, осталось только сварить.

— Мне несложно, — говорит она. — Это только малая часть благодарности Юлечке и девочкам, которые иногда приходят на замену.

Елизавета Михайловна считает, что социальная служба — это нужно.

— Пока жизнь не заставит, даже не задумываешься об этом, — говорит она. — Разве могла подумать, что придется тоже обращаться за помощью? Сначала осталась одна, а потом случилась сложнейшая операция, после которой восстанавливаюсь уже девять месяцев. Но благодаря Юле сама потихоньку выхожу на улицу, в магазин или аптеку.

Елизавета Михайловна социальными услугами пользуется пять лет. Говорит, не нужно бояться, если вдруг случилось так, что некому о вас позаботиться.

— Конечно, мы все разные. У каждого подопечного свой характер. Но девочки-соцработники умеют находить общий язык и устанавливать взаимопонимание, — делится она. — От всех нас хочу поблагодарить их, заведующую отделением социального обслуживания № 10 Татьяну Анатольевну Строганову и директора центра Ларису Михайловну Болеховскую. Они действительно помогают нам жить.

Репортаж. Корреспондент «АС» вместе с соцработником Юлией Ивановой помогала армавирским пенсионеркам
Фото Александра Ковязина/ АС

Спецконверты

Приготовили пюре, помыли посуду. Теперь нужно заполнить документы. Юлия отметила, какие выполнила сегодня работы у Елизаветы Михайловны. Для этого существует специальный план с видами социальных услуг, после заполнения которого их получатель обязательно расписывается. Чеки и деньги Юлия складывает в специальные конверты с фамилиями подопечных.

— Этому меня научила одна из моих бабулечек, — рассказывает она. — Ее уже нет. Но до 95 лет она обслуживала себя сама, а умерла в 98. Была строгой, иногда могла спросить: «Что ты так долго на кухню ходишь?» Или заставить заново вытереть пыль, если считала, что я сделала это плохо. Но мы с ней дружили. Называла меня то дочечкой, то внучечкой. Уже в самом конце как-то сказала: «Ты моя кормилица! Мне тебя Бог послал!»

Все — люди

Сегодня уборки не было. Обычно Юлия убирает у подопечных по средам. Рабочий день у нее начинается в восемь утра, когда уже открыты аптеки и магазины, где Юля покупает продукты и лекарства.

— Но есть бабули, которые любят продукты с рынка. Считают, что там они свежее, — говорит она.

Заканчивает работу в пять вечера. В день обслуживает семь-восемь человек. Иногда случаются непредвиденные ситуации. Тогда приходится отклоняться от маршрута.

— Однажды у меня было низкое давление, а кофе закончился, — вспоминает Елизавета Михайловна. — Позвонила Юлечке. Она выкроила время и купила мне кофе.

— Бывает ли у подопечных плохое настроение? — спрашиваю у Юли.

— Конечно! Мы же все люди, — отвечает она. — Могут высказать недовольство или голос повысить. Обычно такое происходит, если поругаются со своими детьми. Но на следующий день извиняются или делают вид, что ничего не произошло.

Ответственность

Распрощавшись с гостеприимной хозяйкой, идем с ­Юлией к следующей подопечной.

— К Елизавете Михайловне прихожу три раза в неделю, — говорит Юлия Иванова. — А вот к Софье Марковне, к которой едем сейчас, приезжаю пять раз. Она плохо передвигается, почти все время лежит.

Добрались минут за двадцать.

На одного получателя услуг выделяется в среднем примерно час, плюс-минус 10-20 минут. За это время нужно добраться до адресата, зайти в магазин и аптеку, приготовить или разогреть еду.

рассказывает социальный работник

Поэтому все подопечные у соцработника находятся обычно в одном районе. Только Софья Марковна живет в другом.

— Осталась от предыдущего работника. Ну не брошу же я ее! — говорит Юлия Иванова.

Софья Марковна

Дверь открыли сами: у Юлии есть ключ. Софья Марковна встретила нас в постели. Сегодня опять поднялось давление, которое является одной из причин лежачего образа жизни. Рядом с кроватью — столик, на котором виден огромный ворох лекарств. В специальном футляре таблетки разделены на утренний, дневной и вечерний приемы.

— Сынок вечером придет и снова разложит, — говорит Софья Марковна.

Из-за высокого давления у нее часто кружится голова, поэтому пожилая женщина передвигается с трудом. Уже несколько раз падала. Последнее падение обернулось сотрясением мозга, сильно разбила лоб.

— Сын, дочь и невестка навещают утром и вечером, — рассказывает Юлия. — Днем на работе. Поэтому прихожу я, готовлю или разогреваю еду, чтобы не ела холодный обед.

Сегодня еды для Софьи Марковны хватило. Поэтому мы только разогрели ароматный борщ и картофельное пюре с сосисками, оставив теплые блюда рядом на столике. Уже завтра Юлия приедет снова и приготовит обед.

— Подумайте пока, что хотите покушать, — весело говорит она. — До завтра у вас есть время!

Софья Марковна на обслуживании находится с июля 2021 года. Плохое зрение и проблемы с памятью усугубляют ситуацию.

Говорят, что уже болею шесть лет. А мне кажется, что заболела только недавно.

сокрушается женщина

Вынесли мусор и судно, поговорили с бабушкой. Она тоже довольна Юлей.

— Никаких претензий у меня нет. Юлечка — умница! — говорит.
— Мы с ней хорошо общаемся, — добавляет Юлия. — Всегда предложит перекусить или посидеть отдохнуть.

По призванию

Уже прощаясь, Юлия вспомнила свой первый рабочий день. Это было ровно год и три месяца назад.

— Очень боялась, что не понравлюсь, не найду общий язык, не сумею приготовить вкусно. Тогда на обслуживании у меня было девять человек, каждому приходилось уделять только по 50 минут. Но справилась.

Сегодня Юлю знают в близлежащих магазинах.

— Опять бабулечкам продукты берете? — приветливо спрашивают продавцы.

А сама она к каждому подопечному относится с пониманием.

— Есть у меня бабушка, к которой если иду, даже не мою голову и не использую духи, — говорит Юля. — Не переносит. У нее аллергия и астма.

Юля уверена, в ее профессии не стоит бояться. Идти туда нужно по велению сердца, быть доброй, с открытой душой. Тогда и получатели социальных услуг потянутся в ответ. Ведь одиноким людям не хватает участия и тепла.

— Перед Новым годом делаю им сладкие подарки, — рассказывает Юлия Иванова. — А они радуются, как дети! Когда улыбаются при встрече и искренне радуются твоему приходу, и у меня на душе тепло. Вот такой обмен радостью.

Репортаж. Корреспондент «АС» вместе с соцработником Юлией Ивановой помогала армавирским пенсионеркам
Фото Александра Ковязина/ АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях