В оккупированном Армавире действовали подпольные антифашистские группы подростков

В оккупированном Армавире действовали подпольные антифашистские группы подростков

В Армавире, который был захвачен немецкими частями, действовало подполье. Большинству его членов было 15-17 лет.

Антифашисты

В январе-феврале 1977 года в газете «Советский Армавир» опубликовали документальный рассказ И. Зирина «В 16 мальчишеских лет». В нем — воспоминания партизана Ротмира Суллы-Петровского, писавшего: «Не раз я замечал, что в вечернее время в районе улиц Кирова, Розы Люксембург, Ленина, у железнодорожного вокзала и в других местах появлялись антифашистские листовки. Кто-то дерзко и смело расклеивал их под самым носом у врага».

Этим кем-то были участники подпольных комсомольско-молодежных антифашистских групп.
— Документально подтверждено существование в оккупированном Армавире двух групп подпольщиков, — отмечает научный сотрудник Армавирского краеведческого музея Валентина Пешкова. — Первой была организована группа под руководством Альберта Николаевича Грицанова. Он объединился с Людмилой Луковенко, Еленой Чикваидзе (Сенкевич), Владимиром Уткиным, Тихоном Петровичем Бескровным и Игорем Бескровным.

Участникам второй группы было от 15 до 17 лет — ее костяк составили ученики 8-9-х классов школы № 3 (ныне школа № 7). Их возглавил Юрий Федорович Пажин. В группу вошли Владимир Кужеев, Геннадий Муковнин, Алексей Полудень, Валентин Цындрин и Георгий Бирюков.

Юные подпольщики уничтожали немецкие машины, портили узлы связи, а для поднятия духа армавирцев распространяли листовки. Рискуя жизнями, они устраивали все новые и новые диверсии в тылу фашистов. Им помогали товарищи постарше и работники заводов.

В оккупированном Армавире действовали подпольные антифашистские группы подростков
Альберт Грицанов

Листовки от руки

Армавирские подпольщики понимали: нельзя недооценивать силу «бумажного фронта». Тайно собираясь, они от руки писали антифашистские листовки, а потом расклеивали их на улицах. В армавирцев эти послания вселяли надежду, а фашистов приводили в бешенство.

Из письменных воспоминаний, переданных краеведческому музею:

У нас было очень много белой бумаги, но она быстро исчезала. К нам приходили девочки из агитбригады Мила Луковенко, Леля Чикваидзе, а с ними часто приходил Володя Уткин и многие другие. Их я не знала. Я догадывалась, чем они занимаются. Когда они приходили, я закрывала дверь в другую комнату, ложилась в постель, возле меня были разные лекарства — я больна. А немцы очень боялись больных: они открывали дверь и сразу же уходили. Я долго молчала, что знаю, чем они занимались. А однажды Людмила Луковенко плохо спрятала под кожушок папку, а я ей сказала: «Спрячь лучше папку». Она покраснела и ушла. Я уже знала, чем они занимались: писали листовки, воззвания, а в городе их расклеивали. Между Ленина и Горького был большой столб. Я как раз шла мимо, смотрю, к столбу подошли три офицера. Немцы очень возмутились, сорвали листовку <…> Я пришла домой, сказала сыну, а он улыбнулся, сказал: «Хорошо». Я очень переживала. Ведь он шел в хозяйство с чистой бумагой, а оттуда возвращался с прокламациями и воззваниями. У меня много лет хранились листовки, а теперь их нет.

мама Альберта Грицанова Анна Артемьевна Асланова

Группа Пажина

В одной из статей, размещенной в группе архивного отдела администрации Армавира ВКонтакте, упоминается, что летом 1941 года в городе создали комсомольский взвод народного ополчения — так готовили кадры для диверсий в тылу врага. В группу подрывников вступили комсомольцы школы № 3. Часть из них позже оказалась изолирована в оккупированном Армавире. Эта группа, возглавляемая Юрой Пажиным, стала самостоятельно устраивать диверсии.

В виртуальной энциклопедии «Дети-герои», созданной библиографом Центральной городской библиотеки им. Н.К. Крупской Юлией Королевой, говорится, что подпольщики собирали сведения о гитлеровской части и оружие, которое прятали на левом берегу Кубани. Починив старый радиоприемник, комсомольцы слушали и записывали сводки Совинформбюро, которые распространяли среди армавирцев. Во время освобождения города частями Красной Армии они помешали фашистам взорвать несколько железнодорожных конструкций.

— Группа Пажина не допустила поджог зданий предприятия «Химпром». А однажды ночью они разоружили и арестовали двух немецких военных, которые пытались поджечь пивзавод, и сдали их в оперативную часть НКВД, — добавляет Валентина Пешкова.

В оккупированном Армавире действовали подпольные антифашистские группы подростков
Юрий Пажин

Сожженная свастика

И. Зирин в документальном рассказе «В 16 мальчишеских лет» описывает, как 5 декабря 1942 года в День Конституции СССР Валя Цындрин и Леша Полудень испортили фашистский флаг.

Ребята переделали велосипедный насос так, чтобы он распрыскивал жидкость — смесь мазута с керосином. Когда наступила темнота, юные подпольщики подобрались к зданию полиции, расположенному недалеко от бывшей Русской церкви, и облили фашистский флаг со свастикой зажигательной смесью. В виртуальной энциклопедии «Дети-герои» говорится, что Валя и Леша его подожгли.

Меняя указатели

О деятельности группы Альберта Грицанова многое известно благодаря выписке из протокола
№ 53 заседания бюро Армавирского горкома комсомола. Она хранится в городском краеведческом музее.

— В Армавире было два крупных немецких узла связи, и подпольщики регулярно нарушали их работу. Дошло до того, что у пунктов связи оккупанты стали выставлять охрану, — говорит научный сотрудник Валентина Пешкова.

Группа Грицанова вносила неразбериху в передвижение немецких машин и военной техники — подпольщики уничтожали дорожные указатели или меняли их направление. Они подорвали два легковых автомобиля фашистов и сорвали уборку и вывоз урожая в находящиеся под контролем фашистов пригородные хозяйства.

— Накануне прихода советских войск подпольщики предотвратили взрыв одной из армавирских школ. А скопировав знаки, мелом поставленные немецкими саперами на заминированном здании, спасли еще несколько зданий, — рассказывает Пешкова.

В оккупированном Армавире действовали подпольные антифашистские группы подростков
Алексей Полудень

Разные судьбы

Судьба участников подпольных комсомольско-молодежных антифашистских групп сложилась по-разному. Об этом в статье «Юные герои подполья», опубликованной в газете «Советский Армавир» в мае 1989 года, рассказал местный краевед Олег Веровенко.

После войны Юрий Пажин окончил Институт атомной энергии и руководил группой экспериментальной физики. Альберт Грицанов работал преподавателем математики в Армавирском высшем военном авиационном Краснознаменном училище летчиков. Людмила Луковенко заведовала терапевтическим отделением Первой городской больницы Армавира. Алексей Полудень работал в КГБ и дослужился до звания подполковника. Геннадий Муковнин работал инженером-комплектовщиком в селе Успенском, а Владимир Кужеев — инженером-механиком в Харькове. Елена Чикваидзе учительствовала в Кишиневе. Владимир Уткин преподавал музыку в армавирской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Тихон Бескровный был зоотехником в станице Бесскорбной, а Игорь Бескровный — начальником конструкторского бюро Армавирского опытного машиностроительного завода Госкомнефтепродукта РСФСР.

Валентин Цындрин погиб 10 мая 1943 года в боях за освобождение Кубани. О судьбе Георгия Бирюкова, ушедшего в действующую армию, ничего не известно.

В оккупированном Армавире действовали подпольные антифашистские группы подростков
Людмила Луковенко

Невернувшиеся

В той же статье Олег Веровенко пишет, что в декабре 1942 года в Армавире арестовали участников подпольной патриотической группы Ивана Степановича Лазарева, Алексея Лазарева и Тамару Кузнецову.

Их нахождение в гестапо подтверждает «Акт Армавирской городской комиссии ЧГК о злодеяниях немецко-фашистских войск и их сообщников в г. Армавире Краснодарского края в период оккупации». Документ составлен 13 августа 1943 года. Найти его можно в Федеральном архивном проекте «Преступления нацистов и их пособников против мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.»

В акте приводится следующая информация: «Арестованные в застенках гестапо подвергались зверским пыткам и издевательствам. До полусмерти были избиты сотни советских граждан и в их числе Лазарев Иван Степанович — шофер аптекоуправления, его сын Лазарев Алексей Иванович, Кузнецова Тамара — нормировщица косточкового завода…»

В материале «Юные герои подполья» Олег Веровенко пишет, что после жестоких истязаний их в январе 1943 года расстреляли.

Эти ребята, по современным меркам подростки, боролись с оккупантами не потому, что оказались бесстрашными, а потому, что родину нужно было освобождать. И они это делали, несмотря на высокие риски и страх. С верой в свою страну и ее большое будущее.

В оккупированном Армавире действовали подпольные антифашистские группы подростков
Владимир Уткин

Фото Армавирского краеведческого музея

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях