Армавирский радиолюбитель организовал советско-американскую экспедицию в Абхазию

Армавирский радиолюбитель организовал советско-американскую экспедицию в Абхазию

Он слушал радио на коротких волнах и общался с такими же увлеченными со всего мира, как и сам. Сергей Мигов освещал советско-канадскую экспедицию с начинающим путешественником Федором Конюховым. А 34 года назад вместе с другими армавирцами-радиолюбителями организовал совместную советско-американскую радиоэкспедицию в Абхазию и смог связаться со штаб-квартирой ООН.

Охота на лис

Радиосвязью Мигов заинтересовался в 11 лет. Тогда учитель рисования разместил его рисунок на выставке во Дворце пионеров. Вместе с друзьями Сергей пошел посмотреть на свое творение. Однако в фойе внимание мальчика привлекла не собственная работа, а политическая карта мира, на которой красными стрелками были указаны точки радиосвязи.

И Сергей попросил отца записать его в кружок. Но, посетив пару занятий, школьник его бросил. Семья тогда жила в Тюмени.

— Мне не понравилось. Мы ремонтировали какие-то провода и розетки, — вспоминает Сергей Васильевич.

В 1964 году Миговы переехала в Армавир. В городе было развито радиохулиганство. Изготовить простейший передатчик могли и подростки — в Армавире работал сильный радиокружок. Школьники на средних волнах через нелегальные радиопередатчики выходили в эфир. Аппарат обеспечивал слышимость станции в радиусе нескольких километров. Десятки голосов вызывали друг друга на связь, юноши крутили для девушек хиты: «Включаю Высоцкого Марине от Сергея».

В 16 лет парень пришел в радиоклуб. Там начинающий радиолюбитель занимался «охотой на лис».

— Это соревнования в радиоспорте. Участникам нужно обнаружить с помощью специального приемника замаскированные на местности радиопередатчики, — поясняет Сергей Мигов. — Нас вывозили в лес за Старой Станицей, где мы искали спрятанные радиостанции.

Морзянка

Потом учился на коллективной радиостанции работать в прямом эфире. Первое время было трудно найти «собеседника». Иногда на поиски Сергей тратил два часа. Но когда освоил азы прямых эфиров, захотел попробовать связаться с иностранцами. Даже прошел курсы азбуки Морзе в радиоклубе.

Поначалу было сложно. Самое тяжелое в кодировании — воспроизведение звуков «ы», «щ» и «ц». У начинающих радиолюбителей ухо «не схватывало» их. Но после длительных тренировок он научился принимать и записывать «морзянку».

Азбука Морзе стирает границы в общении. Она универсальна и одинакова для жителей всех стран.

Сергей Мигов

В 1972 году Мигов попросил начальника радиостанции открыть ему позывной для выхода в эфир. Первым позывным стал UA6AJF. За 38 лет армавирец сменил четыре позывных. Сейчас имеет так называемый ветеранский — R7AY, он короче остальных. Под ним с 2010 года Сергей Васильевич провел 74 тысячи сеансов связи.

Достучаться до ООН

Дома у радиолюбителя хранятся более 30 тысяч QSL-карточек, которые документально подтверждают факт проведения им сеансов радиосвязи (QSO) с другими радиолюбителями. В коллекции много редких экземпляров. 17 февраля 1991 года Мигову удалось связаться по радиосвязи со штаб-квартирой ООН. Общение было коротким — в США приняли его позывной и обменялись рапортом. А потом прислали QSL-карточку для подтверждения связи.

Есть у Сергея Васильевича карточка итальянской экспедиции в Ливию. Лидер страны Муаммар Каддафи тогда разрешил радиолюбителям посетить ее. А Мигов смог выйти с ними на радиосвязь во время экспедиции.

Сергей Мигов общался с бельгийским врачом, работающим в Уганде. На одном из сеансов радио-связи тот поделился с армавирцем впечатлениями об африканском государстве: «Аховская страна. Работать здесь очень сложно».

Выручил «Комсомолку»

Однажды радиолюбителю посчастливилось записать репортаж советско-канадской экспедиции. Под руководством путешественника Дмитрия Шпаро она пересекла на лыжах Северный Ледовитый океан по маршруту: СССР — Северный полюс — Канада. Радиолюбитель с острова Средний в Красноярском крае не смог связаться с радиостанцией «Комсомольской правды». Зато Сергей Мигов записал полноценный репортаж.

Запись началась 3 марта 1988 года в 10 часов 7 минут по московскому времени. В 8 часов 42 минуты два вертолета Ми-8 с участниками экспедиции на борту взяли курс на мыс Арктический. Туда же доставили 50 корреспондентов из шести стран. Через полтора часа они прибыли в пункт назначения.

— Тогда очень ярко светило солнце. Температура воздуха была минус 41 градус. Дул сильный ветер, — вспоминает армавирец. — Первым выступил Дмитрий Шпаро, потом — руководитель канадской экспедиции Ричард Вебер. Участник из Канады на таком морозе сыграл на губной гармошке. Все восторгались поступком канадца.

Участником экспедиции стал и тогда еще начинающий путешественник Федор Конюхов.

Хотя Сергей Мигов регулярно отслеживал ход экспедиции, записал только старт. Радиолюбитель хотел передать запись редакции газеты «Советский Армавир», чтобы местные корреспонденты написали репортаж о знаменательном событии. Но получил отказ: армавирские журналисты боялись заработать выговор за то, что описали мероприятие раньше московских коллег.

Американцы в Армавире

Благодаря увлечению радиосвязью Сергей Мигов обрел друзей по всеми миру. Один из них — Ральф Бэйтси — уговорил армавирца помочь в организации советско-американской экспедиции в Абхазию. В 1990 году такое событие казалось нереальным. Сергей столкнулся с проблемами, решать которые пришлось, привлекая друзей, знакомых и коллег.

В 1990 году полки в магазинах Армавира были пусты. Однако в горисполкоме помогли не только организовать автобус, найти бензин, разместить иностранцев, но и договорились о поставке «Кока-колы» из Новороссийска.

— Это было обязательным условием. Американцы хотели, чтобы газировка присутствовала в их рационе каждый день, — пояснил Сергей Мигов.

Делегация США преодолела тысячи миль, чтобы попасть из Нью-Йорка в Москву, Минеральные Воды, а затем — в Армавир. Участниками международной экспедиции «Абхазия-90» стали четыре человека: пенсионер из Пуэрто-Рико Дональд Альберти, тюремный медик из штата Нью-Йорк Стивен Лихт, руководитель отделения концерна «Ай-Би-Эм» из Вирджинии Ральф Бэйтси и радиоинженер из Лос-Анджелеса Крэйг Кастон. Их разместили в гостинице «Северная». Иностранным гостям очень понравились борщ и пельмени. Жены армавирских радиолюбителей каждый день лепили их и относили на кухню ресторана, откуда блюдо подавали к столу.

Армавир впечатлил американцев.

«Армавир — красивый и гостеприимный город», — комментировал тогда «Советскому Армавиру» Ральф Бэйтси. А его соотечественнику Стиву Лихту южный город понравился больше, чем Москва. Здесь иностранцы встретились с зампредседателя исполкома Алексеем Скрыглюковым.

В Абхазию радиолюбители отправились 3 июля на ЛАЗе. На горном серпантине у автобуса полетело сразу два колеса. Поэтому спать пришлось прямо в транспорте.

Американцы протянули 50 метров провода, закрепили его на столбе — сделали антенну. Включили трансивер, настроили на один из КВ-диапазонов и стали поздравлять соотечественников с Днем независимости США.

Экспедиция заехала в столицу Абхазии, откуда сухумские радиолюбители сопроводили армавирцев и американцев до Скурчи. Там разбили палаточный лагерь.

Участники экспедиции установили флагшток и подняли два флага: американский и советский. Чуть ниже — флаг Пуэрто-Рико, откуда родом был старший участник экспедиции Дональд Альберти.

Во время экспедиции на позывной откликнулись 150 стран мира. Советские и американские радио-любители провели, сменяя друг друга, более шести тысяч сеансов связей «морзянкой» и радиотелефоном. На коротковолновых диапазонах в так называемые «окна проходимости» врывалось многоголосье любительских радиостанций из всех уголков мира: Новой Зеландии, Канады, Японии, Италии, США, Венесуэлы, ЮАР и других.

Сергей Мигов еще два раза участвовал в радиоэкспедициях. Путешествовал на Алтай и в Чечню. Самой сложной оказалась Чечня. Выходить на радиосвязь приходилось из машины. Для этого он брал с собой радиостанцию и телеграфный ключ. На связь выходил во дворе другого радиолюбителя.

— В Чечне радиолюбителей оказалось мало. Кое-как отыскал одного, чтобы съездить в экспедицию, — пояснил Сергей Васильевич.

Армавирский радиолюбитель организовал советско-американскую экспедицию в Абхазию

Большая вода

Случалось, что радиолюбители помогали людям. Однажды Игорь Трякин из станицы Советской Новокубанского района пошел к Урупу. По пути встретил бегущего мужчину. Прохожий рассказал, что его машину смыло в реку. Игорь поспешил домой, на репиторном канале 21 июня 2002 года в 20 часов вышел в эфир, сообщив радиолюбителям о том, что Уруп разлился на один километр.

Армавирцы стали сообщать друг другу о надвигающейся опасности. Многие жители Старой Станицы успели вывезти из дома мебель и другие ценные вещи. Правда, нашлись скептики, которые не поверили сообщению радиолюбителя. Но 22 июня 2002 году в 4 часа 30 минут в Старую Станицу пришла большая вода.

В Новокубанске один радиолюбитель вместе с семьей спасался на чердаке дома. Сотовая связь в зоне подтопления перестала функционировать, и он связывался с другими радиолюбителями по репиторному каналу.

Спрашивал, спадает вода или нет. Потом оповещал соседей о ситуации. И подтопленцы продолжали сидеть на чердаках. Многим это спасло жизнь.

Сергей Мигов

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях