Проводник к Богу. О чем перед отправкой на фронт бойцы спрашивают священника?

Проводник к Богу. О чем перед отправкой на фронт бойцы спрашивают священника?

По воскресеньям

Священнослужители с первых дней спецоперации оказывают помощь тем, кто отстаивает интересы России и ее народа. Они оперативно организовали сборы гуманитарного груза для военных и мирного населения, наладили в приходах производство маскировочных сетей, окопных свечей и других вещей, необходимых на фронте. Проходят специальную подготовку и отправляются в командировки под шквальный огонь и прилеты.

Однако духовная поддержка необходима российскому солдату не только во время атак, гремящих взрывов и автоматных очередей, но и в тылу — в центрах военной подготовки, откуда они отправляются в самое пекло — «за ленточку».

Настоятель храма Преподобного Серафима Саровского в поселке Красносельском прото-
иерей Евгений Горлов с 2022 года ездит в учебный центр города Новороссийска, где добровольцев обучают основам военного дела.

— Первый раз поехал туда проведать церковного старосту своего прихода. Он записался добровольцем вскоре после начала спецоперации и попал в центр подготовки в Новороссийске. Бойцы сразу стали со мной общаться, а потом попросили приехать еще раз, — вспоминает отец Евгений.

Теперь он два раза в месяц проезжает более 300 километров в одну сторону, чтобы передать собранную прихожанами гуманитарную помощь и побеседовать с военнослужащими на волнующие их темы. По договоренности с руководством центра здесь его ждут после обеда в воскресные дни, когда у бойцов есть свободное время.

На контрольно-пропускном пункте машину батюшки досматривают и помогают разгрузить гуманитарку. После этого мужчины идут на встречу с отцом Евгением. На территории центра подготовки развернут походный храм, где совершают богослужения. А для бесед со священником добровольцы собираются в аудитории, где обычно проходят теоретические занятия.

Вопрос жизни и смерти

Встретиться со священником приходит около 90 процентов находящихся в центре контрактников. Оставшиеся десять процентов — атеисты или иноверцы.

— Среди верующих есть давно посещающие храм люди. Они знают, как и кому нужно молиться, а перед отправкой в зону СВО хотят поговорить с единомышленниками, поучаствовать в литургии, — рассказывает настоятель красносельского прихода. — Но есть и те, кто приходил в храм только по большим праздникам. Эти люди активно задают вопросы, стремятся понять, что и как правильно делать.

Добровольцы, прощаясь с родными и уезжая на фронт, понимают, что могут больше не увидеться. Знают, что не все из группы, отправившейся в зону СВО, вернутся живыми. Но как избавиться от страха смерти или спокойно отнестись к этому, у отца Евгения не спрашивают.

— Их интересует правильная подготовка к вечности или что сделать, чтобы не страшиться предстать пред Господом, нужно ли поститься, — делится он. — Взрослые мужчины, они хотят укрепиться в своей вере, получить ответы на волнующие, злободневные для них темы.

Отец Евгений отметил: вопросы, которые ему задают защитники страны и обычные прихожане, разительно отличаются. Мирных людей больше заботят житейские потребности: как помириться с супругом, наладить общение с детьми и тому подобное.

— А у бойцов четкий вопрос: я скоро предстану перед Богом, как мне быть готовым к встрече с Ним? — говорит протоиерей Евгений Горлов.

Священник — при всем том, что он обязан укреплять воинский дух и поддерживать солдат, — одновременно самим фактом своего присутствия гуманизирует армейскую среду. Воин-христианин будет честно совершать свой долг, но он не будет совершать военных преступлений, не будет проявлять жестокость, — потому что у него христианские убеждения.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Со святой водой

Во время его визитов добровольцы спешат исповедаться и причаститься. Дважды батюшка крестил мужчин, которым вот-вот предстояло отправиться в зону
боевых действий.

— Прежде они сомневались в своей вере. И не знали, как сделать шаг к Богу, — вспоминает отец Евгений. — Но, пообщавшись с верующими товарищами, ощутили внутреннюю потребность в этом. Поняли, что откладывать нельзя, ведь потом могут не успеть покреститься.

Таинство крещения совершали в походном храме. Там же проходят богослужения накануне отправки добровольческих групп на фронт, освящают их знамена. В храме бойцы могут бесплатно взять молитвословы, шевроны «Спаси и сохрани».

Военнослужащие просят батюшку окропить святой водой их оружие и обмундирование, бронежилеты. Берут святую воду с собой в зону СВО.

В окопах атеистов нет

За два года регулярных поездок в центр подготовки добровольцев отец Евгений не припомнит случая, когда атеисты вдруг обратились к Богу.

— Их не заставляют общаться со священником, во время наших бесед они занимаются своими делами. Человек сам выбирает свой путь и свою судьбу. Однако процент неверующих мал, и это хорошо, — добавляет протоиерей.

В прошлом году благочинный Альксеевского и Спасского районов Татарстана протоиерей Андрей Зиньков, вернувшись с Донбасса, сказал: «Священник очень нужен там бойцам — это моральная поддержка. На войне неверующих нет. Я в этом убедился в своих поездках <…> Подходили все: и православные, и мусульмане, просили, чтобы за них помолились».

Видимо, не зря говорят, что «в окопах не бывает атеистов». Наверное, только там — под прилетами и канонадой, когда тонкая грань между жизнью и смертью становится еще очевиднее, — люди забывают о своих сомнениях в Боге.

Благодарят Господа

Отец Евгений поддерживает общение с бойцами, находящимися в зоне спецоперации, и теми, кто уже вернулся домой. Говорит, каждый из них переживает опыт войны по-разному. Одни вешают на эту дверь памяти невидимый замок и никогда ее не открывают. Другие начинают говорить о пережитом, но только если собеседник про-явит инициативу. Третьи поначалу и вовсе живут, как прежде, будто не было фронта, погибших товарищей.

Но военный опыт за плечами меняет отношение людей к вечности. Каждодневный, а подчас ежеминутный риск подталкивает к размышлениям о душе, о том, что ждет их после смерти. И многие впервые задумываются о вечной жизни, сознательно обращаются к Богу.

Кто-то из верующих, вернувшись с СВО, благодарит Господа в молитве и остается с семьей. Другие же вновь отправляются «за ленточку».

Наш церковный староста сказал, что больше не войдет в алтарь, потому что убивал и теперь не достоин стоять там, как прежде. Сейчас он находится на лечении в госпитале.

Отец Евгений

По своему пути

Шестая заповедь христианства гласит: «Не убивай», а потому у верующих добровольцев возникает вопрос, является ли грехом их участие в боевых действиях.

— Это еще одна животрепещущая тема у находящихся в центре подготовки бойцов, — отмечает настоятель храма Серафима Саровского.

В 15-й главе Евангелия от Иоанна есть произнесенное Иисусом Христом на Тайной Вечере изречение: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

— Церковь благословляет военные действия как защиту своей страны и веры, но не как нападение. Главное — не испытывать ненависть к врагу, оказавшись победителем. Не издеваться, не глумиться над пленными. Быть благородным. Нужно разграничивать защиту и убийство ради наслаждения, когда в человеке нет Духа Божия, — объясняет бойцам отец Евгений.

И приводит примеры из истории страны. Например, благословение Сергием Радонежским русского войска перед Куликовской битвой.

Духовная поддержка для бойцов — необходимость. Их встречи с отцом Евгением — шанс узнать о Боге, Божьем Промысле.

— И даже если не могу дать четкий ответ на заданный вопрос, то военнослужащие получают правильный вектор для размышлений и своего дальнейшего жизненного пути. Мы, священнослужители, для бойцов — проводники к Богу, к вечной жизни, — говорит отец Евгений.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях