Хобби. Елена Ульхова из акрила создает авторские ковры ручной работы

Хобби. Елена Ульхова из акрила создает авторские ковры ручной работы

Армавирка создает невероятно милые ковры с мультяшными персонажами при помощи пистолета и акриловой пряжи.

Идея изготавливать ковры пришла Елене Ульховой во время просмотра ленты в соцсетях. Она увидела, как люди из пряжи с помощью специальных пистолетов делают произведения искусства. И решила, что овладеет ремеслом под названием тафтинг.

Модное ремесло

Елена — человек творческий и склонный к рукоделию. Увлекалась рисованием. Лепила из глины картины. Всегда что-то делает руками. Полгода назад в поиске вдохновения в интернете увидела видео, на котором молодые люди выбивали ковры пистолетами.

— Этот вид рукоделия называется тафтинг. Ковры изготавливают способом набивки ткани пряжей с помощью специального устройства, — поясняет Елена. — В Европе это популярный вид рукоделия. В России же пока тафтинг не столь распространен, а в Армавире о нем почти никто не слышал. В русскоязычном интернете мало информации и бесплатных мастер-классов по тафтингу.

Начала Елена с просмотра видео умельца из Италии. Но без русских субтитров многое оказалось непонятным. Пришлось учиться самой, используя скудную информацию и задавая вопросы мастерам тафтинга, с которыми переписывалась в интернете.

На первый взгляд технология изготовления казалась простой и понятной. Но на практике, чтобы готовое изделие выглядело привлекательно, приходилось учитывать множество нюансов. Нужно знать, как правильно настроить тафтинговый пистолет, чтобы ворс был разной длины, или как не порвать ткань во время набивки нитями.

Яичница в ванной

Популярность ковров, когда они висели в квартирах на стенах, за последние три десятилетия заметно упала. Тогда они чаще были украшением и признаком достатка. Сейчас ковер на стене можно увидеть разве что у пожилых людей.

Но постепенное распространение тафтинга возвращает этот дизайнерский тренд.

— Изготовленные по этой технологии ковры нежные. Ходить по ним не рекомендуется. Их обычно вешают на стены. Но смотрятся они не как ковры, а как панно, интерьерные картины, — говорит Елена. — На моем коврике в виде кошки любят лежать… кошки. Иногда они начинают точить об него когти. Но он прекрасно выдерживает эту «шоковую терапию».

Главным преимуществом тафтинга Елена считает возможность создать изделие на свой вкус.

— Если, например, хотите, чтобы посреди комнаты лежала эмблема Супермена, то эту идею вполне реально воплотить в жизнь, — говорит 23-летняя мастерица.

Елена создает ковры с изображением мультяшных персонажей, буквами, надписями, котиками и другими модными картинками.

Свой первый ковер армавирская рукодельница сделала полгода назад в виде яичного желтка. И подарила его лучшей подруге. Сейчас он украшает ванную комнату девушки, внося в интерьер яркий акцент. Чтобы изделие не скользило на кафеле, мастерица проклеила его клеем. Коврик не протекает и не линяет.

Знакомые, видевшие творения Елены Ульховой, просят сделать такие дизайнерские штучки и им. Первой в очереди стоит родная сестра.

В советские годы рисунков ковров было немного, и они казались одинаковыми. Сегодня же люди предпочитают индивидуальный дизайн. Молодежь просит сделать ковер с изображением супергероев, героев аниме и других мультфильмов. Поэтому становятся востребованными авторские работы.

считает Елена

Правда, ходить по таким коврам не стоит, так как ворс может быстро скататься, и изделие потеряет декоративный вид. Обычно его кладут посреди комнаты, чтобы придать интерьеру эксклюзивность.

Армавирка уверена: поскольку тафтинг в России начинает развиваться, то вскоре мастеров, владеющих этой технологией, станет гораздо больше.

Технология авторства

Картинки для ковра Елена скачивает в интернете или рисует сама. А можно заказать у дизайнера. Готовое изображение мастерица загружает в проектор, светит им на ткань и переводит рисунок на нее карандашом. Во время процесса, случается, пригождаются навыки рисования. Когда проектор плохо отображает некоторые детали рисунка, она сама дорисовывает их. Главное — соблюдать линии и пропорции.

Ткань с рисунком Елена натягивает на раму. Ее молодой человек сделал сразу две: 150х100 см и 150х90 см. Это стандартные размеры.

Для ворса Елена использует только акриловую пряжу. Она мягкая и гипоаллергенная. Если пройтись по ней в белых носках, то цветная пряжа не оставит на них никаких следов. А вот шерстяные нитки для вязания не всегда бывают качественными, быстро выгорают и могут оставлять следы на одежде.

Пряжа для ковра должна быть мягкой, грубый ворс создает эффект изношенности, и ковер не будет смотреться новым.

На изготовление ковра уходит много пряжи. Если размер готового изделия метр на метр, то на его производство понадобится 40–50 мотков. А это 3 500 рублей только на нитки.

Прежде чем вставить пряжу в пистолет, ее надо перемотать в бобины. Для этого у Елены есть специальная машинка. Если же вставлять в пистолет скрученную заводским методом пряжу, то она будет постоянно выскакивать.

Для работы Елена натягивает бреккерную ткань и набивает полотно пряжей при помощи тафтингового пистолета. У нее их два. Один длиной 20 мм, второй (до 45 мм) — для создания ворса разной длины. Первый пистолет легкий, во время работы его вес в руке не ощущается. А вот второй держать одной рукой тяжело.

— Сначала рука быстро уставала. Но за полгода привыкла к тяжести пистолета, — делится Елена. — После долгих часов напряженного труда затекает спина. Но результат того стоит!

В среднем на изготовление одного ковра размером метр на метр уходит два-три дня. Один из самых сложных этапов работы — стрижка. У Елены есть две специальные машинки: триммер для ковра и аппарат для стрижки овец, который необходим для выравнивания ворса под одну длину.

— Если тяжелую машинку держать неправильно, то можно криво подстричь ковер или сделать дырку, — поясняет мастерица.

После этого этапа ковер необходимо проклеить, чтобы ткань с пряжей схватились и ворс не вылезал. Клей должен хорошо просохнуть, на что уходит один-два дня.

— Потом с тыльной стороны ковра клею ткань. Можно подобрать любую, главное, чтобы она не скользила по поверхности, — рекомендует Елена Ульхова.

Сложные буквы

Во время набивки ковра ворсом Елена сосредоточена. Игла в пистолете большая, и если не в ту сторону его повести, то ткань порвется. Однажды так и случилось. Мастерица завершала работу, когда пистолет пошел не туда, и образовалась дырка. Как только она ни пыталась реанимировать изделие: забить другим элементом, зашить, но становилось только хуже. И недоделанный ковер отправился в мусорный контейнер.

Первое время работа шла медленно, но со временем армавирка «набила» руку: меньше промахивалась, точно попадала в дырочки, и не приходилось распускать ворс.

— В тафтинге мне нравится процесс заполнения ткани ворсом. Он меня расслабляет. Делаешь, а в голову приходят творческие идеи. Недавно подумала о том, чтобы в этой технике изготовить чехлы для пуфиков или декоративную картину, — делится планами Елена.

Сейчас она мастерит картину с изображением лица девушки.  Размер работы — метр на метр. Сзади готового изделия прикрепит не ткань, а фанеру с подсветкой.

Иногда творческий запал проходит. Тогда хочется все бросить и заняться чем-то новым. Но Елена начинает работать над очередным элементом ковра, и появляется желание довести дело до конца.

— Говорят, что цвет ниток влияет на настроение и желание творить. Мол, яркие оттенки побуждают человека к творчеству. Но это не про меня. Мне нравятся пастельные тона. Изделия из таких ниток получаются гораздо симпатичнее и смотрятся гармонично, — поясняет Елена. — Не люблю работать белыми нитками на белой ткани. Все сливается, очень тяжело рассмотреть дырочки.

И что еще мастерица не любит, так это выбивать буквы. Ткань во время выведения таких элементов сильно растягивается, двигается. Особенно тяжело, когда буквы некрупные.

Во время набивки ковра нужно быть предельно аккуратной. У тафтингового пистолета есть механизм, который крутится. Если задеть его во время работы, то можно серьезно пораниться. Елена пару раз ударялась, но без серьезных последствий.

Реставрация

Ковры, изготовленные в технике тафтинга, непрактичные. Их нельзя стирать. Время от времени они нуждаются в реставрации.

Однажды Елена «омолодила» такой ковер у знакомой. Он пролежал в квартире более двух лет. Члены семьи по нему не ходили, зато изделие облюбовали четыре кота.

— Я триммером его подстригла, а потом помыла средством для мытья ковров, — рассказывает Елена. — Результат превзошел все ожидания. Но все-таки, если вам подарили такой ковер или вы сделали его сами, то не ходите по нему. Иначе изделие утратит свою декоративность.

Недавно девушка обучила тафтингу своего молодого человека. Но ему это занятие не понравилось. А вот подруга хочет перенять у Лены технику изготовления ковров.

Ковры работы Елены Ульховой, действительно, яркие, часто смешные и точно незабываемые. Такие один раз увидишь и захочешь себе.

Фото из архива Елены Ульховой

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях