«Эти дети — будущее нашего авиастроения», — так можно сказать про воспитанников Николая Кувшинова, педагога Дворца детского и юношеского творчества.
53 года он ведет кружок авиамоделирования в ДДЮТ, вовлекая армавирских подростков в спорт, который формирует из них технарей со стратегическим инженерным мышлением.
Спорт по наследству
Авиамоделирование — вид спорта интеллектуальный. Прежде чем участвовать в соревнованиях по управлению летательными аппаратами, придется их сконструировать и изготовить. Как и в большом авиационном спорте, модели, созданные школьниками, соревнуются в скорости, дальности и продолжительности полета, выполнении фигур высшего пилотажа.
Для многих воспитанников объединения «Авиамоделирование» Дворца детского и юношеского творчества детское увлечение стало делом жизни. Ребята не только участвовали в соревнованиях, создавали авиамодели, но придумывали практическое применение беспилотных аппаратов в повседневной жизни.
— Вот малый беспилотный радиоуправляемый самолет «Биопионер», который сделали в советские годы мои ученики. Ему есть практическое применение: опыление растений и полей трихограммой — личинкой, из которой выводится жучок, поедающий вредных для сельхозугодий насекомых. Аппарат опылял поля с высоты до 15 метров. Такой биометод активно использовался полеводами и считался в несколько раз дешевле, чем опрыскивание полей с самолетов АН-2, — рассказывает педагог дополнительного образования Николай Кувшинов.
Сейчас у него занимаются 40 детей в возрасте от 10 до 18 лет. Во время учебного года часть отсеивается, понимая, что авиамоделирование не для них. Редко, но осознанно в кружок приходят девочки, которые обычно остаются до конца обучения. Здесь занимается 12-летняя Анастасия Фалькова, в прошлом году занявшая первое место в первенстве Краснодарского края по авиамодельному спорту в технике воздушного боя на кордовых моделях. Сейчас в городе Нарткала в Кабардино-Балкарии проходит первенство России по авиамодельному спорту в классе свободнолетающих моделей. Его серебряным призером стал 15-летний Дмитрий Морозов.
— Популярность авиамоделирования упала из-за увлечения подростков современными техническими достижениями. У нас же занимаются дети, которые в будущем хотят связать свою жизнь с авиацией: стать летчиками или инженерами в данной области, — говорит директор Дворца детского и юношеского творчества Рузана Готова. — Авиамоделирование — это не только спортивные соревнования, но и обучение, получение новых навыков, формирование инженерного мышления. Наша основная цель — не только научить запускать модели, но и изготовить их своими руками. Для этого ребятам нужны усидчивость, внимание, аккуратность, а главное — желание.
Многие подростки приходят на занятия благодаря отцам. Папа Димы Морозова когда-то учился у Кувшинова, имеет спортивные разряды. У Ильи Байкова отец в юности занимался авиамоделированием, но никогда не настаивал, чтобы сын пошел по его стопам. Однако в мальчике проявилась тяга к авиации.
Свои нюансы
Свою задачу педагог Николай Кувшинов видит не только в том, чтобы научить школьников делать летающие модели, но и сформировать у ребят навыки спортсмена-авиамоделиста, воспитать человека с инженерным мышлением.
В этом виде спорта направления делят на классы моделей. Присваивают разряды, проводят чемпионаты, в том числе мирового уровня.
В ДДЮТ юные авиамоделисты занимаются с тремя основными типами аппаратов: свободнолетающими моделями, кордовыми и радиоуправляемыми.
— Основные типы — это свободнолетающие модели, у которых нет связи с пилотом, кордовые — летающие по кругу и управляемые с помощью тросов малого диаметра. И радиоуправляемые, чье название говорит само за себя.
К свободнолетающим относят комнатные планеры. Это модели летательного аппарата, не оснащенные двигателем. Их подъемная сила обеспечена аэродинамическими силами, действующими на неотделяемые в полете плоскости модели.
На первый взгляд комнатный планер кажется игрушкой, а соревнования несложными. Но это не так! Авиамоделистам нужно попасть в круг с расстояния 25 метров. Чтобы все получилось, требуется выдержка. Вот сегодня, когда с мальчиками тренировались, дал им 30 секунд на выдержку. За это короткое время каждый спортсмен должен продумать траекторию полета, после чего выпустить планер. Если поспешит, то аппарат полетит в сторону, и управляющий им проиграет.
Николай Кувшинов
Запускать модель необходимо плавным движением руки, без рывков, как бы сопровождая ее полет. Авиамоделисту нужно предусмотреть и условия для мягкой посадки — конструкция планера достаточно хрупкая, и жесткий удар о преграду может разрушить аппарат.
Кордовые модели летательных аппаратов оснащены двигателем.
— Принцип управления ими прост: от ручки пилотирования отходят два тонких стальных тросика, которые закреплены на руле высоты самого самолета. Летая по кругу и отклоняя руль высоты, можно выполнять разные фигуры пилотажа — от горок до петли, — рассказывает Николай Кувшинов. — Кордовые модели подразделяют на те, которые предназначены для ведения воздушного боя, и повторяющие реальные самолеты в уменьшенном масштабе (полукопии и копии).
Три петли Нестерова
До начала спецоперации в ДДЮТ многие ребята занимались на радиоуправляемых самолетах. Но в декабре 2022 года в Краснодарском крае запретили запускать беспилотные летательные аппараты. Поэтому радиоуправляемые самолетики пришлось поставить на полки, а школьникам сесть за тренажер.
— Сейчас тренировки проходят только на тренажере. На нем дети учатся летать и выполнять комплекс фигур, например, делать «мертвую петлю», — поясняет педагог.
Для наглядности Николай Кувшинов сажает за тренажер пятиклассника Илью Байкова.
— Аккуратно взлетай, проверь кадрирование. Сделай левый разворот. Правый. Поднимись вверх и сделай три петли Нестерова, — командует Николай Кувшинов. — Обратный полет выполняй на спине, а потом — горизонтальные и вертикальные восьмерки.
Школьник начинает быстро передвигать кнопки на джойстике авиасимулятора. Илья не отводит глаз от монитора компьютера, внимательно следит за полетом. На его лице и мускул не дрогнет, даже когда наставник задает вопросы.
— Взлет красивый. Илья, левый разворот, правый… Поднялся вверх. Делай три петли Нестерова. Раз, два… три! Теперь полет на спине. Хорошо. Идем, идем, выход… Зачем вверх? Ты далеко отпустил, крути крендель! — следит за ходом полета Николай Кувшинов.
— Давайте, я буду крутить по новой? — предлагает Илья.
— По новой? Илюша, если бы ты находился в самолете, то меня уже бы не слышал, — парирует педагог.
Но Илья справляется с заданием, делает восьмерку и приземляет аппарат на взлетную полосу. Как только компьютерный самолетик поехал по взлетке, парнишка расслабился.
— Ты слишком резко пошел вниз. Постарайся не дергать самолет во время полета. Сегодня ты налетал на тройку, — озвучивает вердикт наставник.
Как только Илья покидает место за тренажером, наставник улыбается. Он доволен, как сегодня отработал ученик.
— На самом деле управлять моделью тяжело, — говорит Николай Павлович. — Если сейчас дам вам поуправлять симулятором, то вряд ли выполните все команды. Нужен опыт и практические навыки. В чем была ошибка Ильи? Если бы мы запускали радиоуправляемые самолетики на поле, то он мог бы разбить модель. В реальности скорость движения самолета куда быстрее, чем на тренажере. Поэтому нужна железная выдержка.
Всем мальчишкам без исключения нравится тренироваться на симуляторе. На занятиях они часто садятся вместе за тренажер и комментируют полеты друг друга. Старшие указывают младшим на ошибки, дают советы, как не разбить самолет во время полета.
— Управление моделью — это не только нажатие кнопок на командном пульте. Здесь нужны мастерство, стратегия и тактика, — поясняет Илья Байков.
Лидеры
Как говорит директор учреждения Рузана Готова, в авиамоделирование идут дети, настроенные на карьеру в авиации. Среди выпускников Николая Кувшинова много летчиков и военных инженеров.
— Недавно разговаривал со старшим лейтенантом Максимом Снегиревым. Скоро его повысят в звании — станет капитаном. Рад, что стоял у истоков становления такого профессионала, — говорит Николай Кувшинов.
Педагог надеется, что в будущем авиамоделирование вновь станет востребованным. Специальная военная операция показала необходимость в беспилотных летательных аппаратах. Поэтому, как не раз отмечал Президент России Владимир Путин, авиамоделирование нужно развивать. А воспитанники ДДЮТ и армавирские спортсмены являются одними из лидеров авиамодельного спорта на Кубани.
Фото Александра Ковязина / АС