Дубрава особой охраны. Около 70 лет на юго-западе Армавира длится экологический эксперимент

Дубрава особой охраны. Около 70 лет на юго-западе Армавира длится экологический эксперимент

Роща, которую заложили в 50-х годах прошлого века, — это эксперимент, о котором в городе знают единицы. Длится он около 70 лет.

Образцы из СССР

Памятник природы регионального значения «Участок географических культур дуба» расположен на землях лесного фонда. В 1950-х годах здесь из желудей вырастили три экологические популяции дуба черешчатого: пойменную, предгорную и горную. Образцы с научной целью брали из Воронежской, Ростовской, Винницкой областей СССР и других регионов.

Сегодня высота деревьев достигает 15 метров, а их раскидистые кроны в проекции охватывают площадь до 100 квадратных метров. Территория с 2018 года имеет статус особо охраняемой. Она занимает 10,78 гектара.

Фазаны, зайцы и вяхирь

Проезд к роще открытый. Уже из окна автомобиля видны дубы разной высоты.

Недалеко от дороги установлен первый аншлаг — табличка, оповещающая туристов о том, где они находятся. На ней же написаны правила поведения в дубовой роще.

Вместе с главным специалистом первого территориального отдела Управления особо охраняемыми природными территориями Краснодарского края Александром Ковалевым и дизайнером питомника «Декоративные культуры имени Н. С. Плохова» Ириной Хузиной углубляемся в лес. И оказываемся будто в сказке, где нет звуков проезжающих автомобилей, городского шума. Слышны только пение птиц, шелест листьев на раскидистых кронах да треск сухих веток, оказавшихся под ногами.

Место живописное. Первая ассоциация, когда заходишь под сень раскидистых дубов, — ты находишься в центре полотен Ивана Шишкина. Именно таким русский художник изображал лес на своих картинах.

Вокруг — молодые всходы, крепкие дубы, которым не менее 70 лет, и поваленные ветром деревья. Внутри лес красив, и кажется, что вот-вот на опушке покажется дикий зверь или птица.

— Здесь обитают фазаны, зай­цы и одиннадцать видов птиц, среди которых вяхирь, кукушка обыкновенная, дятел зеленый и пестрый, белая трясогузка, — рассказывает Александр Ковалев.

Зато людей во время патрулирования территории, которое проводит каждый месяц, он здесь встречает редко. Сказывается удаленность от крупных микрорайонов города. Однако в марте прошлого года неизвестные вырубили в роще три дуба и два ясеня.

По периметру леса растут акации, клен, вяз, орех. Встречаются кустарники: боярышник, шиповник, бересклет, бузина и ежевика. На лесной тропинке из-под сухой листвы тянутся к солнцу сеянцы дуба. Если присмотреться, то они повсюду.

В зоне сухих степей

Внешне выращенные из желудей дубы выглядят здоровыми. Александр Ковалев говорит, что после сильных ветров некоторые деревья повалило, но даже несмотря на это дубовую рощу нужно прореживать. Дизайнер питомника «Декоративные культуры» Ирина Хузина говорит, что дубы нуждаются в санитарной обрезке. Это, по мнению специалиста, позволит деревьям быть выше и сильнее. И если регулярно убирать в дубраве сухостой и мусор, это укрепит здоровье исполинов.

— Дубовый лес при должном уходе будет радовать армавирцев 500 лет, — считает Ирина Хузина.

Лесничий Армавирского участкового лесничества, Лабинского лесничества — филиала «Комитета по лесу» Анатолий Ельцов подтверждает, что дубравы существуют сотни лет, но не в степях.

— Там, где родина деревьев, где почвенно-климатические условия им больше подходят, дубы могут расти 500 лет, — комментирует он. — А для зоны сухих степей они являются интродуцентами — завезенные из шести-восьми регионов СССР, они приспосабливались к нашему южному климату.

И приспособились. Но комфортнее деревьям на исторической родине — в Центрально-Черноземном районе России.

Роща из желудей

В Армавире различные климатипы дуба высаживали для изучения, говорит Анатолий Ельцов. Опытным путем пытались понять, какие из них больше подходят для степной части Кубани. Так формировалась лесосеменная база дуба черешчатого в Краснодарском крае.

В номере газеты «Армавирская коммуна» от 12 февраля 1952 года сохранилась информация о том, что «в различных природно-климатических условиях степных и лесостепных районов европейской части СССР три года назад были заложены опытные гнездовые посевы дуба». В заметке написано, что идет обследование трехлетних посевов. В южной степной зоне дубки достигли высоты 25-40 сантиметров, а в черноземной степи и лесостепи — 40-60 см и выше.

В то время исследования были актуальны: мастера степного лесоразведения инженеры-агролесомелиораторы стремились на основе мичуринской науки создать в степи образцовые лесные полосы — мощные заслоны от суховеев.

— Последние исследования проводили в 1999 году, — отмечает лесничий. — Тогда приезжали ученый Игорь Смирнов и еще три профессора с ним. Они спиливали модельное дерево, «блинчики» нарезали для анализа его состояния.

О том, что в дубраве на юго-западе Армавира деревья могли выращивать из желудей, «АС» рассказал генеральный директор «Декоративных культур имени Н.С. Плохова» Сергей Костюк. По его воспоминаниям, бывший руководитель хозяйства Николай Плохов говорил, что из желудей создавали дубовую рощу, так как саженцы дуба плохо переносят пересадку.

Анатолий Ельцов считает, что неважно, каким образом размножают дубы: сеянцами или саженцами. Важно высадить их правильно, по технологии. В Армавире на участке географических культур желуди высаживали по лесному типу. В междурядье специалисты оставляли три метра.

Свалка под сенью дубов

Сегодня дубрава — услада для городского жителя, попавшего под сень разросшихся дубов. Оказываясь среди деревьев, погружаешься в мир многоголосия леса, звенящего, чирикающего, жужжащего, но выстроенного словно по камертону. А вокруг — изумрудные кроны с проблесками голубого неба и коричнево-серые стволы, иногда совсем тоненькие, иногда пожившие, повидавшие. Их диаметр варьируется от 20 до 65 сантиметров.

На территории памятника природы не проложены экотропы, нет даже намека на туристическую инфраструктуру. Есть только два аншлага, содержащие информацию о дубраве. Экспериментальный участок давно превратился в лес. Александр Ковалев не видит в этой локации ценности для путешественников. Но считает, что если территория вдруг попадет в зону интереса массового туризма, то со временем она превратится в мусорку.

И резон в этом есть. Еще на подъезде к дубраве мы заметили стихийные свалки. Здесь оставляют огромные пластиковые мешки, набитые отходами, свозят строительный мусор.

В роще то тут, то там валяется занесенный то ли ветром, то ли человеком пластик. Это портит эстетический вид дубравы и ее экологию.

Услышать природу

Но, несмотря на неприспособленность дубового леса к походам отдыхающих, нога любопытного и увлеченного природой туриста здесь ступала. И не раз.

В прошлом году с апреля по август армавирский музей «Насекомые мира» провел на участке географических культур дуба 12 иммерсивных экскурсий.

При поддержке гранта губернатора Кубани, выделенного на проект «Лесные репортажи», приобрели аудиогиды. Участники экскурсии — школьники, студенты и пенсионеры — заходили в гущу леса и слушали в наушниках заранее записанные комментарии экспертов о его флоре и фауне. На экране устройств транслировали фотографии тех растений, о которых шла речь.

Экскурсии проводили бесплатно. Каждая из них длилась 40 минут.

— Мы хотели, чтобы армавирцы увидели и услышали окружающую природу, которая является главной декорацией в иммерсивной экскурсии. Комментарии гида лишь акцентируют внимание на важных вещах, — рассказала научный сотрудник музея «Насекомые мира» Ирина Нецвет.

Эксперимент с завезенными тремя экологическими популяциями дуба черешчатого продолжается. А значит, дубрава на окраине Армавира может еще десятилетия и даже сотни лет оставаться домом для насекомых, птиц и зверей, превративших ее в свою небольшую зеленую вселенную.

Фото, видео Александра Ковязина / АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях