Выпускник Армавирской школы пилотов Иван Леонов летал на боевом самолете с протезом вместо руки

Выпускник Армавирской школы пилотов Иван Леонов летал на боевом самолете с протезом вместо руки

Выпускник Армавирской школы пилотов Иван Леонов во время Великой Оте-чественной войны летал на боевом самолете с протезом вместо руки.

Лишившись левой руки, он не смирился с участью калеки. Летчик попросил боевых товарищей смастерить ему устройство для левой руки, чтобы он мог управлять самолетом. Иван Леонов, получивший Героя России лишь в 1995 году, одолел не только врагов, но и победил отчаяние.

Вместо фронта — Монголия

Иван Леонов родился в многодетной семье в деревне Моговка Брянской губернии. Впервые сел за штурвал самолета в аэроклубе Осоавиахима. Из аэроклуба его по разнарядке направили доучиваться в Армавирскую школу пилотов истребительной авиации. По информации Армавирского высшего военного авиационного Краснознаменного училища летчиков противовоздушной обороны, учебу Иван окончил по ускоренному курсу.

В своей книге «Назван человеком из легенды» Иван Леонов рассказывает о том, что 22 июня 1941-го он вместе с однокурсниками написал рапорт о переводе в действующую армию. Однако вместо передовой их отправили в глубокий тыл — в Монголию. Леонов с друзьями Самотохиным и Бахмутовым оказались в 56-м, а потом в 22-м истребительном полку. Там их учили инструкторы с боевым опытом, прошедшие Испанию и финскую войну. Подготовка была серьезная: отрабатывали сложные маневры, умение работать в группе, стрелять по конусам и щитам. Неподготовленные летчики становились в небе легкой жертвой для немцев.

Выпускник Армавирской школы пилотов Иван Леонов летал на боевом самолете с протезом вместо руки
Иван Леонов (слева) с товарищем. Фото из архива Тульского областного краеведческого музея

Дважды погибший

За время войны Ивана Леонова трижды считали погибшим. Первый раз это случилось в апреле 1942 года под Москвой. Юный выпускник Армавирской школы пилотов вылетел на свое первое боевое задание на истребителе ЛаГГ-3, прикрывая советские бомбардировщики.

Как сообщается на сайте Армавирского военного авиационного училища, в том бою он сбил свой первый вражеский самолет Ю-88. Когда возвращались, командир звена по радио передал новичку, что его самолет горит. Леонов попытался сбить пламя — безрезультатно. Командир приказал прыгать. Но раскрыть парашют Леонову удалось лишь метрах в трехстах от земли. Получился невольный затяжной прыжок. При приземлении он сильно подвернул ногу. Местные мальчишки на руках отнесли летчика в село. Старушка-знахарка, которую привел председатель колхоза, вправила вывих. Через несколько дней Леонов возвратился на аэродром. К тому времени его уже считали погибшим, решив, что парашют так и не раскрылся.

Другой трагический случай произошел с ним во время Курской битвы. В составе авиазвена 15 июля 1943 года Леонов вылетел на воздушную разведку на участке Орел-Поныри. Производя фотосъемку, четверка Ла-5 взяла курс на свой аэродром. Об этом случае в номере «АС» от 19 октября 1984 года рассказал подполковник в отставке Михаил Тетенов.

Леонов в паре с командиром группы Иваном Шестаком вступил в бой с четырьмя разведчиками «Фокке-Вульф 190». В затянувшейся схватке они сбили по одному вражескому самолету. Но неожиданно из-за облаков машину командира атаковали еще два «фоккера». Леонов бросился на помощь. В это время вражеский снаряд попал в его самолет. Один из осколков раздробил плечевой сустав. Машина загорелась и потеряла управление, стала стремительно падать вниз. Леонов выбросился с парашютом из кабины.

К подбитому советскому самолету поспешили одновременно красноармейцы и фашисты. Завязался бой. И только с наступлением темноты полковые разведчики смогли на плащ-палатке вынести на свою территорию потерявшего сознание летчика.

Пока довезли до медсанбата, а оттуда — до полевого госпиталя, развилась газовая гангрена в руке, и ее пришлось ампутировать по самое плечо. Как рассказал Тетенов, в госпитале Леонову потребовалось переливание крови. Ее дала операционная сестра Нина Фролова. Впоследствии она стала женой Ивана Антоновича.

Война с отчаянием

В госпитале Леонов пробыл до марта 1944 года. Во время лечения он разработал несколько приспособлений для управления сектором газа без левой руки. Из тонкого листа алюминия ему смастерили наплечник, приделали к нему шарнир, присоединяющийся к ручке сектора газа.

Из госпиталя Иван вернулся в свой полк. Друзья устроили его на должность начальника станции наведения. Но Леонов грезил небом. Он писал во все инстанции, прося вернуть его за штурвал самолета. Командиры смотрели на него, как на чудака. Но Ивану Леонову повезло встретиться в Героем Советского Союза Михаилом Громовым.

В своей книге «На земле и в небе» генерал так вспоминал встречу с Леоновым: «…Я спросил его, как он мыслит себе управление рычагом газа на самолете без руки. Он очень основательно объяснил мне, что придумал специальное приспособление  — дюралевый протез на левое плечо. Достаточно было небольшого движения плеча, и протез перемещал рычаг управления газом на необходимую величину. Так Леонов решил трудную проблему управления самолетом летчиком с одной рукой».

Выпускник Армавирской школы пилотов Иван Леонов летал на боевом самолете с протезом вместо руки
Приспособление для управления сектором газа самолета без левой руки. Фото из архива Брянского краеведческого музея

Громов обещал подумать. Через неделю Леонов отправился в штаб армии и снова попросился летать. В тот же день командарм распорядился выделить ему для тренировок самолет По-2, а через пять суток устроить экзамен.

Так началась для Леонова вторая жизнь в небе. Он на своем небольшом самолете По-2 доставлял печати на передовую, перевозил раненых, летал на осмотр позиций, вел разведку, доставлял грузы в партизанские отряды.

«Если за безоружным самолетом устремлялся противник, он уходил, прижимаясь к земле, лесу», — рассказывал о Леонове в статье 1984 года подполковник Тетенов.

110 вылетов

В конце 1944 года, возвращаясь из вражеского тыла на небольшой высоте, Леонов попал под обстрел фашистских автоматчиков и был ранен в ногу. От потери крови у него потемнело в глазах. Чувствуя, что теряет сознание, Иван посадил самолет на поле сразу за передовой. Красноармейцы на танке отвезли летчика в медсанбат.

По информации Армавирского военного авиационного училища, в полку его какое-то время считали погибшим. Именно в те дни в дивизию пришла выписка из Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Леонову звания Героя Советского Союза. И кто-то из штабистов на бумаге начертал резолюцию: «Награда не вручена в связи с гибелью». Однако это выяснилось лишь через полвека. Указом Президента РФ от 16 февраля 1995 года Леонову присвоили звание Героя Российской Федерации.

До конца войны выпускник Армавирского летного училища совершил 110 вылетов, половину из них — с одной рукой. Лично сбил шесть вражеских самолетов и два в групповом бою.

Помог Маресьев

В апреле 1946 года Леонов уволился из армии. В интервью журналу «Огонек» от 9 мая 2018 года он рассказал, что по совету знакомых обратился к Алексею Маресьеву за помощью по поводу трудоустройства. Легендарный летчик работал в то время инструктором в спецшколе ВВС. Он выслушал Ивана Антоновича, пообещал походатайствовать о трудоустройстве и сдержал свое слово: вскоре Леонов преподавал в «Трудовых резервах» в Брянской области.

Позже он окончил Минский педагогический институт и долгие годы работал директором детского дома. Помимо двух родных дочерей Иван Антонович с женой воспитали и подняли на ноги еще пятерых приемных детей, чьи родители погибли на войне.

Выпускник Армавирской школы пилотов Иван Леонов летал на боевом самолете с протезом вместо руки
Окончив пединститут, Леонов долгие годы работал директором детского дома. Фото из архива Курского краеведческого областного музея

По словам ветерана войны Михаила Тетенова, Леонов выиграл самый главный бой — войну с отчаянием. Несмотря на потерянную руку, Иван Антонович прожил активную, деятельную жизнь. Он легко управлял автомобилем, участвовал в мотокроссах, играл на баяне, писал стихи, давал семейный концерт на студии телевидения.

«О себе он говорил так. В моей жизни было три дня рождения. Первый — обычно, как у всех, второй и третий — когда врачи дважды возвращали меня к жизни», — говорил в интервью Михаил Тетенов. А Герой Советского Союза Михаил Громов назвал Ивана Леонова человеком-легендой.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях