Гаджет или ребенок? Зависая в смартфонах, родители создают проблему замедленного действия

Гаджет или ребенок? Зависая в смартфонах, родители создают проблему замедленного действия

Знакомо? Да, такое можно увидеть повсюду. Безобидно? Педагоги и психологи так не считают. Все больше детей страдают от одиночества из-за дефицита родительского внимания.

Как папа и мама

Погружение в онлайн-мир стало семейной проблемой и миной замедленного действия в отношениях родителей и детей.

— В раннем детстве все, что делают папа и мама, — правильно, полезно, хорошо. Ребенок до определенного возраста воспринимает родителей как идеал для подражания. Для него они — вселенная, единственные учителя. Малыш активно осваивает речь, жесты, мимику родителей. Копирует их движения, старается делать то же, что и они. Так он развивается и познает окружающий мир, — говорит клинический психолог Светлана Пригода. — Стоит ли удивляться, что в результате созерцания уткнувшегося в телефон папы, ребенок тоже вскоре заинтересуется гаджетом? Папа готов часами смотреть в телефон? Значит, там что-то интересное!

Когда родители пытаются ограничить детей в использовании гаджетов, то включают политику двойных стандартов. С одной стороны, ребенку запрещают много времени проводить в телефоне, но себя ограничить в использовании смартфона взрослые не спешат. Отсюда возникает недопонимание между детьми и родителями, которое впоследствии выльется в конфликты и взаимное недоверие.

Словно Цезарь

Развитие интернета здорово облегчило жизнь, при этом мы стали жить в режиме многозадачности. Нередко приходится одновременно делать сразу несколько дел: переписываться с коллегами, играть с ребенком, готовить обед. Как поясняет Светлана Пригода, люди не замечают, что выполняют одновременно нескольких действий. А нашему мозгу приходится быстро обрабатывать колоссальный объем информации. Отсюда — стрессы, усталость, депрессивные состояния.

И в первую очередь страдают дети. Вот дочка показывает нарисованную принцессу. Она ждет одобрения и восторга. А в ответ слышит брошенное на бегу: «Отлично, молодец». При этом мама лишь на мгновение глянула на картинку и снова уткнулась в телефон. В голове у ребенка срабатывает: «И все? Ради этого я старалась? Она толком и не посмотрела».

Со временем ребенок понимает, что привлечь внимание мамы рисунком, поделкой, кувырком или прыжком не получится. Поэтому он выбирает другой способ — шуметь, ломать.

Светлана Пригода

Жительница Армавира Юлия Кольцова столкнулась с таким поведением дочери. Шестилетняя девочка портила вещи, провоцировала родителей на конфликты. Юлия искренне не понимала, что происходит. Когда дочь остригла кошку персидской породы, она обратилась к детскому психологу. Тогда и узнала, что та плохим поведением хочет привлечет внимание родителей к себе.

—  Маша полгода вела себя плохо. Она забросила танцы, перестала рисовать. Я по работе постоянно висела в телефоне и не сразу заметила происходящее с ней. Когда ее поведение стало невыносимым, поняла, надо идти к психологу, — рассказывает Юлия Кольцова. — Сегодня у нас с дочкой прекрасные отношения. Привлекаю ее, когда готовлю. Каждый день мы делаем вместе зарядку, выгуливаем собаку, ходим в магазины. Она с большой охотой помогает в домашних делах.

Как говорит клинический психолог Светлана Пригода, родителей утомляет плохое поведение ребенка, и они подсознательно пытаются спрятаться. Самый простой вариант — уйти в интернет. Физически присутствовать рядом с ребенком, но при этом не обращать внимание на его выходки.

— Получается замкнутый круг: гаджет — капризный ребенок — гаджет. Разорвать его можно, выйдя из состояния многозадачности. Распределите дела по времени или делайте хотя бы два дела, а не четыре, — рекомендует специалист.  — Будете меньше уставать, и останутся силы на общение с ребенком.

Приоритет и «Приора»

Педагоги тоже замечают изменения в поведении детей. Учитель русского языка и литературы с 25-летним стажем Елена Воробей отметила трудности в обучении поколения зуммеров.

— Сегодня дети с большим трудом правильно называют время на часах со стрелками. Причина — телефон с электронными цифрами, который всегда под рукой. Ребята не испытывают потребности в том, чтобы научиться определять время по механическим часам, — говорит преподаватель школы № 24.

Причем определить время по механическим часам часто не могут даже выпускники.

Еще одна проблема современных школьников  — кратковременная память. Если раньше подростки в поисках информации посещали библиотеки, много писали на бумаге, то сегодня достаточно открыть смартфон. Поэтому ученики перестали заучивать текст наизусть. Бывает, что Елена Воробей просит школьника через десять минут повторить правило. И во второй раз он его забывает. Дети стали плохо пересказывать. Педагог считает потому, что они мало читают. Сегодня ребята обычно читают длинный рассказ не целиком, а его краткое содержание.

— Полный текст погружает в атмосферу описанных событий, позволяет осмыслить психологию главного героя, — рассказывает Елена Воробей.  — Рассказ в кратком пересказе быстро забывается. Например, под конец учебного года некоторые школьники рассказывали мне, что Евгений Онегин застрелил на дуэли Павла Чичикова. Конечно, не все ученики не помнят пройденный материал. Но тенденция эта актуальна.

Отсюда — проблемы с речью. У подростков скудный словарный запас. Например, у учеников Елены Воробей вызывало затруднение слово «приоритет». Не каждый ребенок смог объяснить его значение.

Приходится расширять лексикон с помощью ассоциаций. Тоже слово «приоритет» школьники почему-то хорошо запоминают благодаря модели машины «Приора». Для лучшего запоминания учитель показывает им картинки.

— Нынешнее поколение благодаря компьютерам и смартфонам — визуалы, — предполагает педагог.

Мать и дочь Елена и Алена Зайцевы тоже столкнулись с такой проблемой. Елену раздражал скудный словарный запас дочери. Но однажды она помогала писать ей сочинение и поняла, что сама плохо помнит слова.

Никогда не думала, что смартфон оказывает такое негативное влияние. Попросила знакомую, которая работает учителем русского языка и литературы, объективно оценить мою речь. Она честно призналась, что я коряво выражаю мысли, слишком часто употребляю одни и те же слова.

рассказала Елена

Подруга посоветовала женщине больше читать. Елена решила вместе с Валерией читать книги и обсуждать их. Мать и дочь не только наладили диалог друг с другом, но и обогатили свой словарный запас. Теперь они участвуют в литературных конкурсах и пишут вместе сценарий, который планируют разослать продюсерам.

Елена Воробей заметила, что ее подопечные «плавают» в истории и плохо знают римские цифры. На уроке литературы у одного из учеников одноклассники неправильно списали ответ. Школьник написал: «Екатерина II», вот только одноклассники не поняли и написали «Екатерина 11».

— Дети сейчас фильтруют информацию, расставляют приоритеты. Могут спросить, зачем им знать историю России, если они пойдут учиться в медицинский вуз. Но личность ребенка важно развивать многосторонне, — уверена педагог.  — Правда, не все родители готовы это понимать.

Детям все чаще не с кого брать пример. Каждый день они видят, что родители вместо чтения книги проводят время в телефоне.

Кнопки вместо сенсора

Иногда чрезмерное увлечение родителей гаджетами ломает детям жизнь. Галина К. на условиях анонимности рассказала о том, как в ее семье едва не случилась трагедия. Женщина честно признается, что много времени проводила в телефоне — от 10 до 16 часов в сутки. Она больше следила за внешним видом дочери: хорошо одета, ухожена, учится прилежно, чем за ее переживаниями и развитием.

Во время телефонного «запоя» она слышала жалобы дочери, просьбы. Но была выключена из происходящего. Ее больше интересовал ход спецоперации, рецепт низкокалорийной пиццы и общение с подругами в соцсетях.

Однажды мама Галины обратила внимание дочери на странные изменения, происходящие с внучкой. Девочка носила все черное, погрузилась в негатив и пыталась наносить себе увечья.

Только тогда женщина пошла с дочерью к детскому психологу.  Лечение проходило долго и сложно. Пришлось даже посещать психиатра. В итоге спасти подростка удалось. Но лечение прошла не только школьница, но и ее родители.

— Мы до сих пор в процессе. Отказались от современных смартфонов в пользу кнопочных телефонов. И стали более свободными, — рассказывает Галина.  — Сейчас много времени проводим вместе. Каждые выходные путешествуем по окраинам Армавира. Получаются интересные и увлекательные поездки.

Галина убеждена, что отказ от мобильника положительно отразился на жизни семьи. У взрослых ушли тревога, лишний стресс, и появилось много свободного времени для дочери.

В рабстве у смартфона

Учитель русского языка и литературы школы № 6 Татьяна Новикова тоже отмечает негативную тенденцию, связанную с мобильными телефонами. Сегодня родители тратят много времени на материальное обеспечение семьи и своей социальной жизни на просторах интернета. Часто им проще дать ребенку в руки гаджет, чем прочитать вместе с ним книгу.

— А чтение улучшает воображение детей и язык. Все мы помним, как читая какой-нибудь рассказ, представляли происходящее на страницах книг: усадьбу, мчащуюся сквозь январскую метель тройку, — говорит Татьяна Новикова.  — Теперь же дети читают все меньше и меньше.

Нередко они, взяв в руки гаджет, не контролируют себя и даже забывают о своих увлечениях.

Получив доступ к соцсетям, зависают на каналах блогеров. Их демонстративную модель поведения в интернете они берут за основу своей жизни. В силу наивности школьники считают, что можно, будучи малограмотным блогером, зарабатывать миллионы. И родители перестают быть для них авторитетом.

Качество получения образования во многом зависит от родителей. Если они строгие, то обеспечивают ребенку разностороннее развитие. А если показывают детям негативный пример, постоянно сидя в телефонах, то подростки вырастают не приученными к физическому и интеллектуальному труду.

Татьяна Новикова

И если родители не отложат в сторону смартфоны, не будут больше времени проводить с подрастающим поколением, то рано или поздно их дети столкнуться с серьезными проблемами социализации, развития, наработки навыков и отсутствием полноценной
жизни.

Фото Александра Ковязина / АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях