В Общественном собрании. С 1912 по 1914 год в здании филиала КубГУ выступали солисты оперного театра «Ла Скала»

В Общественном собрании. С 1912 по 1914 год в здании филиала КубГУ выступали солисты оперного театра «Ла Скала»

Первые годы ее деятельность проходила малозаметно. Но в 1910-х годах в здании зимнего клуба выступали с гастролями солисты Миланской оперы «Ла Скала».

Местный клуб

Историк Сергей Ктиторов в книге «История Армавира (дореволюционный период)» отмечал, что Общественное собрание задумывалось в качестве обывательского клуба для совместного проведения досуга. В нем организовывали балы, маскарады, танцевальные, музыкальные и литературные вечера, сценические постановки. Для его членов выписывали газеты и журналы, приглашали лекторов для публичных выступлений.

В «местный клуб» попадали не все: женщины и дети могли участвовать в мероприятиях только в качестве гостей.

Ежегодно члены клуба уплачивали денежные взносы. В основном Общественное собрание состояло из иногородних. По словам Федора Щербины, его посещали люди разных национальностей, вероисповеданий, сословий, классов и состояний.

Первые годы деятельность Общественного собрания не имела большой популярности. Клуб часто находился на грани банкротства из-за отсутствия денег.

Переворот в культурной жизни собрания случился в конце 1880-х годов, когда его возглавил присяжный поверенный Виктор Лунин. Историк Сергей Ктиторов пишет, что Виктор Игнатьевич одновременно являлся председателем, секретарем, казначеем и заведующим хозяйственной частью Общественного собрания. Под его руководством клуб стал важным культурным очагом Армавира конца XIX—начала XX века.

Члены собрания, возглавлял которое выборный совет старшин, арендовали у частных лиц помещения, где и проводили культурный досуг. Клуб был открыт ежедневно с 11 часов дня до часу ночи.

Историк Левон Погосян в книге «Армянская колония Армавира» писал о том, что в 1901 году в Общественном собрании открылась библиотека. На тот момент в ней хранилось 174 книги, а уже через несколько лет библиотечный фонд насчитывал 1 604 книги.

На маленькой сцене

В 1910 году ежедневная кубанская газета «Новая заря» назвала Армавирское общественное собрание «российским Монако». А газета «Кубанские областные ведомости» написала: «Играют повсюду, чуть ли не на каждом шагу, играют в кофейнях, кабаках, а с наступлением темноты — в местном клубе. И клуб, который должен являться приличным местом отдыха для лиц семейных, превращается в «игорный вертель», стараясь азартными играми перещеголять кофейни».

Несмотря на справедливую критику журналистов, в клубе регулярно устраивали спектакли, проходили выступления музыкантов, лекторов и литераторов, а летом для игры в собственном саду Общественного собрания приглашали симфонический оркестр. В августе 1903 года в Общественном собрании давала спектакли столичная труппа под управлением Михаила Евгеньева.

Историк Сергей Ктиторов пишет, что в Армавире устраивали любительские спектакли. В основном их ставили иногородние жители. Для театральных постановок у частных лиц арендовали помещения. В своей книге Левон Погосян рассказывает о том, что еще 18 января 1894 года армянские любители с благотворительной целью в зале Общественного собрания поставили спектакль «Пепо» Габриеля Сундукяна и его водевиль «Ночное чиханье впрок».

В № 17 Петербургского журнала «Театр и искусство» напечатано письмо из Армавира такого содержания: «Наше село с 35 тысячами населения изобилует различного рода садами, кафе-шантанами и тому подобным. Театра же у нас нет. А между тем театр мог бы здесь делать дела. Это видно из того, что наша публика довольно усердно посещает спектакли заезжих трупп, начиная от самых ничтожных любителей и кончая довольно видными провинциальными актерами.

Правда, у нас есть роскошный клуб Общественного собрания с обширной залой, где помещается неуютная и в высшей степени маленькая сцена. На этой сцене и приходится играть нашим гостям — актерам…».

На радость армавирцам

В 1910 году члены общественного собрания приняли решение возвести собственное здание зимнего клуба, для чего был приобретен участок на углу улиц Садовой (ныне ул. Комсомольская) и Пушкинской (ул. Дзержинского). Это место хранило трагическую память о событиях революции 1905-1907 годов. Здесь до октября 1905 года стоял дом Виктора Лунина. 23-24 октября жилье общественного деятеля разгромили и сожгли черносотенцы. Они же растерзали восемь дружинников, пытавшихся отстоять жилище от бесновавшейся толпы.

«Через пять лет на месте этой кровавой драмы была совершена закладка здания зимнего клуба», — уточняет в своей работе Сергей Ктиторов.

По информации историка, в его фундаменте замуровали медную дощечку с надписью: «Здание Армавирского Общественного собрания, закладка его совершена 7 июня 1910 года строительною комиссиею в составе Г.К. Стряпчева, К.М. Дерим-Оглуева, И.В. Зубарева, В.К. Вильде, Г.Б. Челидзе и Л.М. Гольденберга, при старшинах Ф.Д. Раздольском, Г.С. Айвазове, Х.М. Муратове, К.М. Дерим-оглы, В.К. Вильде и Д.И. Дегтяреве. Строителями были И.К. Попов и А.С. Ильин, при архитекторе Н.Г. Балашеве. Да пошлет Господь, чтобы здание это было крепко и послужило на пользу и радость людям».

На постройку зимнего клуба было потрачено 111 тысяч рублей.

Мир музыки

Общественное собрание притягивало к себе меломанов и музыкантов. По информации Сергея Ктиторова, с 1912 по 1914 год в здании зимнего клуба выступали солисты знаменитого Миланского оперного театра «Ла Скала» Леонидас Фотиу, А. Сильвестри, Стелла Мартэ, известные русские певцы Василий Дамаев, Александр Давыдов, Михаил Вавич, Мария Михайлова, скрипачи Михаил Эрденко и А. Миллер, пианисты Марк Мейчик и И. Зеликман, русская народная капелла Маргариты Агреневой-Славянской и другие исполнители. Концерты проходили с аншлагом.

Местное отделение Армянского благотворительного общества на Кавказе в клубе регулярно проводило национальные армянские музыкально-танцевальные вечера, куда приглашали лучших артистов Армавира и Нахичевани-на-Дону.

В своей статье в «АС» от 28 апреля 2018 года Сергей Ктиторов пишет о выступлении на сцене клуба представителя прославленной артистической династии Анатолия Дурова. 4 января 1912 года армавирцы горячо приветствовали «художника смеха» с его злободневными шутками и шаржами. Во время гипнотического сеанса со своей супругой на вопрос публики: «Когда же Армавир будет городом?», Анатолий Дуров тотчас же бросил: «Когда перестанут возить деньги в Петербург».

Тепло встретили армавирцы музыкантов симфонического оркестра И.И. Розенфельда. Коллектив прибыл на целый сезон и играл в летнем саду собрания. В газете «Отклики Кавказа» от 2 сентября 1912 года писали: «Музыканты симфонического оркестра сада Общественного собрания почти все разъехались. Отъезжающих почему-то провожали «почитательницы, а не почитатели» искусства. Очевидцы рассказывают, что на этот раз трогательное прощание не обошлось без слез… Проводы носили характер отъезда новобранцев с обычными причитаниями: «На кого ты меня покидаешь!»

В Общественном собрании проходили музыкальные занятия. В тех же «Откликах Кавказа» от 27 сентября 1916 года дано объявление о наборе на курсы Скала. Преподаватель Карл А. Скала предлагал обу-чить игре на скрипке. Он также обещал учить истории музыки, инструментации, гармонии, музыкальным формам и композициям. Свои курсы оценивал как практическую подготовку к игре в оркестре.

Анетта Скала предлагала курсы игры на рояле. Мария Скала набирала учеников на пение итало-французской школы с основными правилами. С учениками она обещала подготовить оперный и концертный репертуар для выхода на сцену. Но отзывов о курсах и информации о творческой судьбе учеников до наших дней не сохранилось.

Спустя две войны

Во время Первой мировой войны в апреле 1916 года в здании зимнего клуба Общественного собрания открылся госпиталь Всероссийского земского Союза. Концертный зал, в котором когда-то проводили балы и звучала музыка, переделали под восемь палат, рассчитанных на 225 человек, пишет Сергей Ктиторов.

После установления в Армавире советской власти в помещении бывшего Общественного собрания открыли клуб профсоюза торговых служащих «Профинтерн». А в 1942 году во время бомбардировок города клуб сгорел.

Здание восстановили десять лет спустя. До 2000 года в нем располагался Дом культуры Армавирского приборостроительного завода. Сейчас здесь находится филиал Кубанского государственного университета.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях