Арам и Ева. Как Федор Достоевский помог создать молодым учителям семью

Арам и Ева. Как Федор Достоевский помог создать молодым учителям семью

Все-таки значимость влияния литературы на людей сильно занижена. Те, кто увлечен ею, понимает ее ценность, живут на градус выше, находясь в гармонии с собой, радуясь обретенной профессии, неся в мир доброту и душевное тепло. Как Арам и Ева Аванесовы, учителя русского языка и литературы школы № 3.

Споры о литературе

Даже на создание семьи молодых педагогов повлияло… творчество Федора Достоевского. Но встретились Арам и Ева в 2018 году, поступив на филологический факультет Армавирского педагогического университета. Они занимались в одной группе.

— Правда, компании друзей у нас были разные. Арама воспринимала как доброго и ответственного мальчика из группы, — вспоминает Ева.  — Но до первой сессии даже не думала, что мы будем дружить.

А первая сессия оказалась сложной. Арам автоматом заработал «отлично» по «Введению в языкознание», а вот Еве с однокурсницами предстояло готовиться к экзамену. Профессор Ольга Четверикова предложила студентам в помощь старосту группы Аванесова. Две недели каждый день после пар он готовил их к сдаче предмета.

— Мне русский язык давался легче, чем Еве. Зато она лучше разбиралась в литературе, — говорит Арам.

Первое их свидание случилось через несколько месяцев после сессии. Они собирались прогуляться в одной компании. Но иногородние друзья не приехали, и Арам предложил Еве провести время вместе. В тот день они много говорили об учебе, литературе, увлечениях, делились планами на жизнь.

Араму понравилось, что Ева рассуждает на «высокие» темы. Они даже поспорили. Но быстро нашли компромисс.

Студенты стали вместе готовиться к семинарам: Арам подтягивал русский, Ева  — литературу. Много часов вдвоем провели в Центральной библиотеке Армавира, изучая «Слово о полку Игореве». Читали на древнерусском языке, в переводах Лихачева, Заболоцкого. Однажды на день рождения девушки, прогуливаясь по городу, Арам два часа помогал Еве учить наизусть текст на английском языке, который давался ей тяжело.

Достоевский объединяет

А Ева открыла для Арама творчество Достоевского.

— Поверхностно воспринимал его романы. Не нравилось, что он много писал о самоубийцах, — вспоминает учитель русского языка и литературы.  — Ева же помогла взглянуть на Достоевского как писателя по особенному тонко чувствующего людей, сострадающего им. Он не одобрял людские пороки, но обнажал их с любовью.

Еве же нравилось, что Арам умеет слушать и слышать.

— Многие знакомые, когда заводила разговор о творчестве Достоевского, смотрели на меня как на ненормальную, — делится Ева.  — А Арам спорил, высказывал свою точку зрения. Поначалу говорил, что о самоубийствах вообще лучше не писать. Но изучая вместе со мной творчество Федора Михайловича, изменил мнение. Достоевский не оправдывает это явление, но не считает его проявлением гордыни.

Как пример приводит очерк «Два самоубийства», где писатель рассказывает о смертях дочери известного эмигранта и молодой швеи. В первом случае писатель считает самоубийство «гадким грубым шиком», к которому героиню подтолкнули «скука и холодный мрак». Второе называет кротким, ведь швея покончила с собой из-за отсутствия работы и средств к существованию.

Увлечение Достоевским помогает молодым педагогам выстраивать отношения с учениками: на равных, с любовью принимать недостатки и верить в успех каждого из них.

Еще одной темой дискуссий Арама и Евы стала… религия. Оба они верующие христиане, но относятся к разным конфессиям.

— Мы на многое в жизни смотрели по-разному, обсуждали вопросы веры и, как мне кажется, зацепили друг друга тем, что каждый умел доносить свою точку зрения, — говорит Ева.

Вместе они взрослели, приобретали и переосмысливали жизненный опыт, становились мудрее.

— Ева открыла для меня глубину Библии. В Книге книг нашел ответы на многие жизненно важные вопросы, — делится Арам.

Они пришли к единому мнению в вопросах, по которым раньше спорили. Вместе посещают церковные богослужения.

— Очень важно, чтобы в семье у супругов было одно мировоззрение, общие ценности и цели, — убеждена Ева.

В школу — вместе

В университет парень поступил по целевому набору от школы № 3, которую окончил. Учась на старших курсах, вернулся в нее. Через полтора года там освободилось место учителя русского языка и литературы, и Арам попросил невесту перейти.

— С зимы 2022 года работаем вместе, а сыграли свадьбу летом, — рассказывает Арам.

Ева считает, что работать вместе удобно. Вот когда она уезжает в командировки, Арам подменяет ее на уроках. Правда, иногда знакомые предупреждают молодых супругов о профессиональной конкуренции, мол, для семьи это риск. Но девушка уверена: любовь, дружба и общие интересы — лучшее лекарство от этого.

Понять и помочь

Арам часто размышляет о работе педагога и вспоминает отрывок из романа Достоевского «Идиот», где князь Мышкин в Швейцарии учит детей воспитанности и состраданию через любовь и принятие. Без этого, уверены молодые педагоги, до ребенка не достучаться.

Когда Ева только пришла работать в школу, у нее возник конфликт с одной из учениц. Девочка на уроке даже накричала на педагога.

— Почему у меня стоит «тройка» по сочинению?! Другие учителя ставили «пятерки» и «четверки», — возмущалась ученица.

Учительница предложила после урока остаться и разобрать работу: девочка должна была понимать, за что ей поставили низкую оценку. Через три месяца класс писал пробный экзамен. Ученица много раз выходила из кабинета, и Ева понимала, что она списывает. Но когда все ученики ушли, девочка осталась. Она что-то стирала на листе бумаги и плакала.

Ева смотрела на нее с сочувствием, ей было жалко ребенка. Она протянула салфетки.

— Я получу «двойку». В школу вызовут родителей, и они будут ругать меня!  — сквозь слезы говорила ученица.

Ева успокаивала, говорила, что со временем проблема покажется не такой уж серьезной. И после этого случая девочку как подменили: она стала хорошо готовиться к урокам, на занятиях была активной, по-другому стала относиться к учителю.

— Дети тянутся к добру и душевному теплу. Когда учитель испытывает к ребенку симпатию, то тот в знак признательности лучше готовится к его урокам, — уверена Ева.

Ученику важно

У Арама тоже был сложный ученик. Восьмиклассник часто пропускал уроки, не выполнял домашние задания. Учитель пытался поговорить с ним наедине, но подросток не хотел учиться.

Тогда молодой педагог вызвал к завучу его маму. И женщина при учителях накричала на сына.

— Почему ты меня позоришь?! Как ты мог скатиться на «двойки»? Разве не видишь, что у меня маленький ребенок, и некогда тобой заниматься? — налетела она на подростка.

Так Арам узнал, что у мамы школьника новая семья: новый муж, новый ребенок. И его ученик ходит в школу с другого конца города, поэтому он не высыпается и часто опаздывает. Учитель предложил исправить оценки, но ребенок не воспользовался шансом. В девятом классе Арам поставил ему «двойку» за четверть.

— Но он не обиделся. Понимал, что я приложил все усилия, чтобы помочь ему, — говорит молодой педагог.

Позже ученика перевели в другую школу, поближе к дому. В свой последний день в школе № 3 он встретил учителя в коридоре. Арам пожелал ему удачи и успехов в учебе. Паренек посмотрел на него и попросил разрешения пожать руку.

— Арам Самвелович, вы ко мне хорошо относились. Для меня это очень важно, — сказал подросток.

А в конце учебного года преподавателю позвонили с незнакомого номера, и он услышал голос бывшего ученика.

— Арам Самвелович, я «пятерку» на экзамене по русскому языку получил!  — радостно сообщил школьник.

Педагогу он позвонил первому. А потом парнишка заглянул в школу № 3, встретился с учителем и бывшими одноклассниками.

Арам и Ева, несмотря на еще небольшой профессиональный опыт, точно знают: искренняя любовь к ученикам всегда возвращается. Нельзя недооценивать их способности, плохо к ним относиться. Если учитель верит в ученика, тот обязательно добьется успеха.

Фото из архива семьи Аванесовых

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях